Четверг, 18.04.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Категории каталога
Малый бизнес [138]
За культуру наших сел [109]
Духовная миссия [84]
Здоровье [126]
Права человека [112]
Образование [111]
Из редакционной почты [572]
Наши интервью [146]
Спорт [88]
Объявления [550]
Консультации специалиста [455]
Сельское хозяйство [64]
Анонс [29]
Анонсы предстоящих событий
Хроника событий [542]
Дайджесты событий
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » Статьи » Из редакционной почты

Дарящие свет и знания
«Роль учителя в годы Великой Отечественной войны в произведениях Л. В. Кокышева»
На уроках литературы, истории, истории Горного Алтая мы изучали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной и только чуть коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Поэтому я взяла ее для своей исследовательской работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.
Я перечитала много книг о войне. Особенно мне понравились произведения нашего земляка Лазаря Васильевича Кокышева: «Арина», «Дети гор» «Созвездие Мечин» и др. В них показана жизнь в военные годы. Они захватывают душу, заставляют страдать, становится страшно, что это происходило всего лишь 70 лет назад на нашей Родине. И когда читаешь эти повести и романы, на глаза наворачиваются слезы. После чтения книг я почувствовала благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность тем, кто отстоял Родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков. Но особенно меня заинтересовали в этих произведениях труженики тыла — учителя. Но прежде чем, перейти к теме исследования, несколько слов об авторе.
У каждого народа есть славные сыны и дочери, которые на вечные времена остаются в истории своего народа. Таким у нас является Лазарь Васильевич Кокышев - сын земли Шебалинской, человек с незаурядными творческими способностями, писатель разностороннего дарования, блестящий знаток алтайского фольклора, хорошо владеющий искусством слова. Лазарь Васильевич родился 20 октября 1933 года в селе Кумжулу в семье Арины Саналовны и Константина Васильевича Кокышевых. В 1941 году отца Лазаря забрали на фронт, а в 1942 году пришла похоронка о его смерти. Арина Саналовна одна воспитывала пятерых детей.
Годы учебы (1946 – 1950) в Шебалинской школе отражены в его автобиографической повести «Туулардаҥ келген балдар», которая в 1966 году переведен как «Дети гор».
С 1950 по 1952 годы Л. В. Кокышев учился в областной национальной школе. Это время описано в повести «Туулардыҥ уулы». С 1952 по 1957-е годы Лазарь Кокышев - студент Московского Литературного института имени А. М. Горького. Годы учебы в Москве нашли отражение в сборнике «Jÿс письмо» - «Сто писем». Лазарь всегда был хорошим учеником. Первым учителем писателя был Степан Иосифович Адуков. Он погиб в Орловской области, в селе Загородичи. Когда Адуков ушел на фронт, Лазаря учила А. В. Карамаева – труженик тыла Великой Отечественной войны. В знак благодарности своим первым учителям Л. В. Кокышев в 1953 году, будучи еще студентом Литературного института, написал стихотворение « Моя школа» ( « Школым»), которое перевел краевед Уразали Кавшинов, выпускник Шебалинской средней общеобразовательной школы имени Л. В. Кокышева 2009 года:
Меня семилетним мальчуганом
Мама сопроводила в школу
И завела со словами:
« Это вторая мама»
Я робко сидел за партой.
Не заметил , как учитель
Открыл путь в мир путешествий…
Впервые забилось сердце,
Увлекая меня новизной.
Хотя я научился на своей стороне
Подолгу вслушиваться
В журчанье ручья и крик журавля.
В стенах своей школы
Впервые познал широту Земли.
Ее просторы, реки
И славные имена
Пробудили меня.
И впервые с большой любовью
Слово « Родина…» промолвил я.
В произведениях Кокышева образ учителя встречается в романах «Арина», «Созвездие Мечин», в повестях «Дети гор», «Сто писем» и др. Он написал стихотворение своему учителю известному русскому поэту Владимиру Луговскому.
«Труд того, кто на пути истины обучил тебя хотя бы одной букве, нельзя оплатить всеми сокровищами казны», - писал поэт Алишер Навои. Действительно, все начинается с учителя! Рассмотрим каков он в произведениях Л. В. Кокышева? Роман «Арина» - это первый алтайский роман. В нем автор изображает жизнь алтайского народа в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.
В те времена такие слова, как «учитель», «учеба» были в новинку, и люди не очень – то в них разбирались. Первый учитель, который приехал в отдаленное село Дьяйлу, был Калтар Караевич. Вот как писатель описывает это событие: «Приехал в Дьяйлу первый грамотный человек – учитель Калтар Караевич. Никто его по имени не называл. С первого дня пристало к нему прозвище Бичикчи – « грамотей». Бичикчи ходил по аилам и предлагал всем подряд записываться в ликбез, терпеливо объяснял, что каждый может научиться говорить на бумаге и рисовать слова. Первыми Калтар начал учить уму-разуму комсомольцев. Им еще стало известно, что самых старательных отправят в город учиться. Пятеро парней и единственный среди них женатый – Одой – просиживали с учителем до полуночи».
Все поражало сельчан в этом человеке: «А старенький парусиновый портфель учителя с двумя медными застежками вызывал такое благоговение, что Калтар предпочитал ходить по аилам без него. Ребятишки табуном ходили за ним. Не удивительно ли? Как это можно язык живого человека нарисовать на бумаге, а потом с этой бумаги говорить те же самые человеческие слова! Под окнами дома кузнеца Боргоя, где поселили Бичикчи, толпились дьяйлинцы, пересказывая друг другу все, что происходило на уроках грамоты».
С появлением учителя жизнь в Дьяйлу менялась на глазах. Стали приходить газеты, и Бичикчи читал вслух о том, что делается на Алтае и во всей огромной стране. Одоя действительно вызвали в город учиться. Это тоже было событием для всего Дьяйлу. Так далеко еще никто не ездил из родного урочища».
Поймем ли мы, современные школьники, титанический труд и беспримерное мужество Калтара Караевича? В романе показаны самые напряженные годы. Родители многих детей были безграмотными, да и времени у них не было следить за детьми. Дети часто приходили на уроки неприготовленные. Не хватало учебников, тетрадей, сами учителя доставали бумагу, разлиновывали после тяжелой работы в поле. Едва закончив работу, люди спешили на уроки. Даже в страшной обстановке войны учитель внушал детям, что надо учиться. Помогал им обрести веру в то, что выстоим, победим. Вот как проходили уроки в Дьяйлу: « Калтар учил всех подряд в тесном классе. Он терпеть не мог болтливых старух, которые, не успев устроиться за партами, разжигали трубки и начинали шушукаться. Зачем дымите? Привыкли, понимаете, жить по-старому! А ну-ка, скажи, какая это буква! Старуха не могла вспомнить букву: «Какая же это буква, боже мой! Помогите, люди добрые. Помогите, люди добрые». На это учитель швыряет линейку и азбуку на стол и с треском втыкая карандаш в журнал, отчетливо выговаривает каждое слово: «Ижлаковой Имжай ставлю какая есть на свете последнюю отметку!» Имжай направляется к выходу. «Куда? Иди назад и садись за стол. Вот будет звонок – тогда пожалуйста, на все четыре стороны.
Чаще уроки проходили в чинном сосредоточении. Калтар Караевич увлеченно рассказывал, показывал, объяснял, а ответы старательных учеников приводили его в доброе расположение духа. В урочище славился охотник Янчик, но учение давалось ему туго. Целый час одну букву за буквой разбирал Янчик предложение. И когда в конце концов сам впервые прочитал, что пушнину надо сдавать в кооператив, то, стукнул кулаком по столу: Тьфу! Зачем раньше про это не прочитал? Ни один паршивый купец меня не обманул бы! Теперь никто не обманет! На другой день он зарезал барана, сварил ташур араки и пришел в гости к Калтару. Как ни строг был учитель, не мог отказаться от подарка. Перед уроками возле школы затевали песни, игрища».
Когда Калтар Караевич ушел на фронт, в Дьяйлу приехала молодая учительница Татьяна Товаровна. В годы войны в тяжелых условиях ей пришлось работать учителем. Зимой в классах был такой холод, что замерзали чернила. Дети за партами сидели одетые, кто в чем мог. Мальчиков на лошадях посылали в лес за дровами. Летом и школьники, и учителя работали в поле, на сенокосе. Колхозники успевали скашивать зерновые до зимы. А дети собирали колоски, оставшиеся на полях, чтобы был минимум потерь. В такой обстановке жила она и работала: «Керосин в лампе кончался, и огонек без конца мигал и коптил, грозя вот-вот потухнуть. Татьяна Товаровна подержала стопку непроверенных тетрадей и положила их на стол. Хотелось спать, но при одном воспоминании о холодной постели пропадало всякое желание ложиться. Деревянная кровать, сделанная дедом Боргоем, будто примерзла к стене. В комнате было немного теплее, чем в холодном чулане. Даже чаю согреть не было дров. Сколько ни шарили она в снегу, в надежде найти хоть что-нибудь годное для растопки, ни одна щепка не попадалась.
Татьяна Товаровна со своими учениками, как и многие советские люди в то трудное для страны время, собирали посылки для бойцов на фронт с теплыми вещами, да и просто рисунками и письмами. С приветственными словами. По просьбе сельчан она читала письма фронтовиков и писала им ответы, на собраниях писала протоколы и переводила выступления колхозников.
В романе Л. Кокышева «Созвездие Мечин» речь идет о судьбе влюбленных: сельской учительницы по имени Лена и выпускника летной школы, фронтовика Карана, ослепшего после сражения с фашистами. Только вера, надежда и любовь спасает влюбленных верить в торжество новой жизни и будущее.
Лена приехала в отдаленное село работать учителем. Ей дали комнату в школе, а в другой комнате она учила детей. Она закончила рабфак и мечтала поступить в институт. Участвовала в воскресниках, составляла программы, проводила репетиции, готовила с детьми концерты. Были у нее мандолина, балалайка и гармонь. К новому году Елена Макеевна с мамой приготовили сюрприз: вырезали зверей из картона и раскрасили. Учительница оказывала посильную помощь людям: подбадривала, кого-то жалела, других убеждала добрым словом. А сама верно ждала письма от летчика Карана, который ушел на войну. Когда узнала, что он ослеп, немедленно поехала к нему. Но врачи ему не смогли помочь. Лена осталась с ним.
Учителя в произведениях Л. В. Кокышева и в жизни в те годы были образованнейшими людьми, которые несли в массы культуру поведения. Учитель был образцом для подражания, все делал для того, чтобы людям жилось лучше, трудился с полной самоотдачей.
В конце 20 века происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов личными. Учитель занят карьерой, зарплатой, что отражается на его отношениях к ученикам.
Сегодня ситуация усугубляется: отношение ученика и учителя становятся все более натянутыми. Пока еще в новейшей российской литературе не появились произведения о лучших учителях нашего времени. Но сомневаться в том, что такие люди есть, не приходится.
Современный учитель отдает детям все свои знания, а если нужно – жизнь. Пример тому – высокий подвиг самопожертвования учителя школы города Беслана. До последнего мгновения он оставался с детьми и погиб вместе с ними, не покинув своих учеников. Пройдет немного времени, и об этом человеке напишут книгу.
Педагоги учили своих учеников состраданию, умению не жаловаться, не стонать, не перекладывать беды на чужие плечи. Поэтому невероятно справедливыми являются слова С. М. Михалкова об учителях военной поры: « Советским учителям есть чем гордиться! Это их ученики трудом, мыслью, вдохновением своим - превратили нашу страну в великую, непобедимую державу. Это их ученики спасли человечество от ужасов фашистского порабощения. Это их ученики подняли страну к звездам. Вот какие взошли семена посеянные советским учительством. Честь и слава такому учительству!
А. Садалова, выпускница Шебалинской средней школы, исследовательская работа подготовлена под руководством учителя Т. Шилиновой
Категория: Из редакционной почты | Добавил: Людмила (16.09.2015)
Просмотров: 887 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024