Пятница, 03.05.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Категории каталога
Малый бизнес [138]
За культуру наших сел [109]
Духовная миссия [84]
Здоровье [126]
Права человека [112]
Образование [111]
Из редакционной почты [572]
Наши интервью [146]
Спорт [88]
Объявления [550]
Консультации специалиста [455]
Сельское хозяйство [64]
Анонс [29]
Анонсы предстоящих событий
Хроника событий [542]
Дайджесты событий
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » Статьи » Наши интервью

Бронтой Бедюров: Я не Махатма Ганди и не претендую на то, чтобы представлять весь алтайский народ
Неудачей закончилась попытка переговоров руководителей исполкома «Курултая алтайского народа» Ю. Антарадонова и Г. Сумина с главой движения «Алтай калыктын Курултайы» В. Кудирмековым – он вновь выступил инициатором проведения съезда, где два общественных формирования могли бы объединиться. Такая попытка уже предпринималась: 15 марта в здании национального драмтеатра в Горно-Алтайске планировалось провести собрание, на котором, по замыслу организаторов, два руководителя общественных организаций – Бронтой Бедюров и Василий Кудирмеков – должны были объявить о сложении своих полномочий. Однако из-за отказа одной из сторон участвовать в мероприятии «объединительный» съезд так и не состоялся. О том, почему Курултай алтайского народа не готов к объединению, «ФедералПресс.Сибирь» рассказал глава общественной организации, секретарь правления Союза писателей России Бронтой Бедюров.
-Бронтой Янгович, может быть, это ошибочное мнение, но некоторым показалось, что подготовка к так называемому объединительному курултаю проходила как-то за границей внимания средств массовой информации. Сейчас, когда уже ясно, что объединения так и не случилось, вы можете сказать, насколько это было неожиданно для вас?
-Ничего для нас неожиданного не приключилось. Организаторы и вдохновители получили совсем не то, что хотели. Не удалось им главное – провести оргвопросы, подчинив себе «кудирмековский», и «слить» наш курултай, прямо как на майдане в Киеве. Да, СМИ за пределами Республики Алтай пропустили процесс, который пошел с конца сентября прошлого года. Организаторы так называемого объединительного курултая начали камлать, взывать в местных СМИ еще с октября, получив добро на «фас» свыше.
Такова была прелюдия данного процесса. Сначала собрались те, кто именуются у нас зайсанами. Они начали с оскорблений в адрес тех людей, которых незадолго до этого «ушли» из республиканского правительства. То есть присоединились к избиению лежачих, а лежачих, как известно, на Руси не били. Но не то ныне у нас, в горах Алтая.
Тут надо отметить по ходу, что зайсанат как институт власти в дореволюционном алтайском улусе был официально упразднен еще при царской власти в 1913 году. Его попытались реанимировать с начала 90-х годов под видом возрождения национальных традиций. С какой целью, кто и зачем – это предмет особого разговора. А ведь что такое возрождение, как не переход все-таки на новый этап развития, а не возвращение в прошлое? Невозможно дважды вступить в одну и ту же воду, все-таки целый век прошел. Мы живем ныне совсем в другом социуме и в другую эпоху, не так ли? Но в итоге, как и следовало ожидать, из попыток воссоздания института зайсаната получился фарс. Мы же давно уже не те кочевники, для которых такая форма местного самоуправления была логична в условиях царской системы власти, а как все граждане страны, ведем оседлый образ жизни.
Так что зайсанат отыграл свою роль. Разве зайсанат легитимная структура? И нет ни прав, ни полномочий. Кто утвердил, принял подобное решение на официальном уровне, какова цена «законодателей», коль они не рассмотрели данный вопрос за истекшие 20 лет? Кто и как становится зайсаном в наши дни? Посудите сами: достаточно собрать 20 своих сородичей-дружков, и они готовы избрать тебя главарем, объявить зайсаном. Некоторые бывшие работники районного и сельского уровня, скучающие от безделья, которые раньше ничего-то и не знали ни о народе, ни о его истории, быте и религии, технари и зоотехники, специалисты по гайкам и колесам, коровам и овцам, заполонили эту сферу, а теперь дурят и смешат людей. Оттого более всего слышится нареканий в их адрес от народных масс, резонно задающихся вопросом, к чему нужны такого рода деятели, как «зайсаны» (в кавычках). Справедливо!
Так вот. Такие люди, начав с клеветнических измышлений, перечисления мнимых или действительных обид, предложили провести якобы совместный курултай. Но кому, как, с кем и на какой основе объединяться? Курултай алтайского народа – организация, которую доверили мне, пятому по счету Эл башчы, возглавлять с 31 мая 2012 года, действует уже 17 лет. И вдруг приходят какие-то люди со стороны, которые не подчинились решению большинства, откололись задолго до этой даты, а по сути дела являются сутяжниками и раскольниками, и начинают не с предложений, а с оскорблений и поклепов в адрес нашего законно избранного курултая. Дескать, он не народный, а чиновничий. Погодите, но алтайский народ – ведь давно не туземцы какие-то, и состоит он из разных категорий населения, как и во всем российском обществе. Тогда почему же в вашем стане находятся лица, состоящие на госслужбе? Явно смахивает на стиль и логику «евромайдановцев» после 22 февраля сего года: вам нельзя, а нам можно. Так?
В течение года с их подачи меня «полоскали» именно в местных СМИ. Да, у них была одна весьма важная задача – очернить и оплевать меня с головы до ног, поскольку совершенно неожиданно для них меня избрали главой движения. Все это делалось с подачи извне и свыше – стравливать нас. И мы поименно знаем, кто это генерировал, вдохновлял, подзуживал, кто лишал нас доступа на местные СМИ. О каком объединении можно вести речь? Но пусть они не забывают, что если Юрия Антародонова ненароком отправили в отставку, что было крайне несправедливой, недостойной и низкой интригой, чтоб отвести от себя провал за муниципальные выборы в сентябре прошлого года, это еще не значит, что он автоматически стал оппозиционером. Он по-прежнему государственник, гражданин и патриот, как и подобает настоящему сановнику и должностному лицу.
Видимо, они забыли также, кто я. Что я был и остаюсь в руководстве Союза писателей России, ведущего творческого союза страны. Это очень колет глаза и не дает покоя, что в Сибирском федеральном округе живет и работает наряду с Валентином Распутиным еще один сопредседатель в моем лице. Отчего, думаете, они позволяли себе инсинуации, будто я являюсь каким-то марионеточным деятелем? Вот и убедились теперь на деле, что у меня позвоночник не гибкий, и я не гуттаперчевый мальчик, а имею свою собственную независимую точку зрения на все и вся, свои политические взгляды, идейные убеждения и духовные принципы. Такая общественная организация, как курултай алтайского народа, может и должна вступать в контакты со всеми – и с народом, и с властями, согласно своему уставу, и при этом быть ответственной, играя конструктивную роль в своей родной республике. И уж тем более не становиться разменной монетой на очередных выборах, в интересах тех, кто решил увековечить пожизненно свое пребывание на высоких должностях в республике.
-То есть вы признаете, что вся эта ситуация связана с выборами главы республики и Госсобрания, которые состоятся в сентябре?
-Откуда ж весь сыр-бор? Безусловно, выборы. Такая мелочная интрига у них. Они так и воспринимают данную структуру – не как общенациональный, внепартийный орган, а как этнический загон для ловли голосов одурачиваемых сородичей. Только почему они позволяют так свысока относиться к своему народу, по чьей квоте они находятся при властных должностях, унижать, загоняя его в одно стойло и давя на национальную мозоль, говорить: голосуйте за того или иного угодного им кандидата? Почему-то в отношении русского населения так нагло они себя не ведут в попирание и нарушение прав избирателей.
Да, в нашем курултае есть и должны быть люди разных взглядов. Так что это даже хорошо, что они, наши антиподы-супротивники, так и не смогли прийти к соглашению. Неудачный «объединительный» курултай неслучайно не посетили ни врио главы республики Александр Бердников, ни его заместители, ни министры правительства республики, зная, понимая, чем это пахнет. Тем более они отныне несут персональную ответственность за национальные дела и заботы во вверенном им регионе.
Мы еще 6 октября прошлого года собирали курее – президиум нашей общественной организации, где и выразили свою точку зрения, только нам не дали возможности его решения обнародовать в средствах массовой информации. Мы сдерживали себя, хотя было немало возможностей обратиться к периодическим изданиям за пределами республики. Тогда мы верили еще в ответственность власти предержащей, не вынося сор из избы. Тем более что руководство республики просило меня как-то успокоить ситуацию, когда пошли, разрастаясь, разговоры, что «гнобят» алтайцев, изгоняя их из властных структур, с ответственных должностей. Кто накануне выборов совершил данную хитроумную провокацию, ослабляя донельзя республиканское правительство и настраивая коренную нацию Республики Алтай против властей, как региональных, так и федеральных, на крайне зыбкой и опасной основе этнических и духовных обид – еще следует, думаю, всерьез разобраться.
-Но заявление вашей организации о том, что вы не будете участвовать в так называемом объединительном съезде, прозвучало буквально накануне.
-Ничего подобного. Мы заявляли об этом с самого начала, как пошел этот пагубный процесс, что нам с такими товарищами не по пути. Но, повторяю еще раз, наше решение, нашу позицию умышленно сокрыли, не дав появиться ни в официозных, ни в частных изданиях и на сайтах. А прозвучало накануне опять же в связи и в контексте с демагогическими воплями об объединении алтайского народа, но и тут нам не дали ни трибуны, ни слова. Стало совершенно ясно, что этот так называемый объединительный съезд собирается высокопоставленными чиновниками республики для того только, чтобы сместить Василия Кудирмекова и поставить во главе их организации Сергея Кыныева (Сергей Кыныев, избранный зайсаном телесов, в последние годы известен под именем Акай Кине – прим. ред.), который из кожи вон лез весь этот период, не слазил с телеэкранов местного телевидения, демонстрируя ныне явно заказную и показную свою лояльность существующим во власти лицам, награждался премией имени Чорос-Гуркина, в области литературы и искусства. И все спрашивают, а за какие такие творческие заслуги? Да, не прошел этот номер, не получилось.
Мы выступили теперь с встречной инициативой, предлагая им заключить соглашение между нашими организациями по основным вопросам. Уже дважды встречались, вели переговоры. Теперь слово за ними. Где первые шаги к возможному сотрудничеству? Вот она, лакмусовая бумажка. Мы последовательны, терпеливы и неуклонны в своей позиции. знаем, на чем и за что стоим. Подождем еще.
-Скажите, а ваш курултай алтайского народа будет участвовать в предстоящих выборах?
-На заседании курултая, которое проходило 22 февраля в райцентре Шебалино, мы пришли к единодушному мнению, и это у нас отмечено в резолюции, что у нас внепартийная организация, но мы готовы вести переговоры с разными партиями. Но каждый член нашей организации как гражданин и избиратель может голосовать за свою партию.
-Но все-таки вы не исключаете, что кого-то из кандидатов вы будете поддерживать?
-Не исключено, что будем. Но этот вопрос сначала должен рассмотреть расширенный президиум – курее нашей организации, а потом, если успеем, этот вопрос будет вынесен на курултай. Я пока не вижу (и в Шебалино мы это показали) смысла замыкаться в узких этнических рамках. Мы живем в многонациональной стране, в полиэтничной республике. Многие из нас находятся в деловых, служебных, родственных и личных отношениях с людьми разных национальностей, с теми же казахами и русскими. Тем, кто разделяет нашу точку зрения, дорога всегда открыта для общей работы в рамках нашего сожительства и сотрудничества. Мы не закрытая организация.
-Сам Василий Кудирмеков заявляет, что это был не его курултай. Он называет его «средним». Правда, в документах он называется девятым.
-Я не вправе комментировать какие-то их решения и мнения. Это неэтично, поскольку это другая организация. Нас это не касается. И я им говорю всякий раз: не лезьте к нам. Это все равно, что ЛДПР начала бы учить КПРФ, или наоборот. Тем более что у нас теперь нормальная общественная организация. Нам не надо с улицы, по телевидению зазывать людей по национальному только признаку, поскольку у нас не Запорожская сечь и не Новгородское вече. Мы создали институт соучредителей, которыми являются все участники курултая. Раньше это было аморфное общественное движение, из устава которого получалось, что весь народ в ней участвует. Смотрите, поначалу у меня не было ни одного сотрудника под рукой, не к кому было обратиться, даже карандаши не на что было купить. На счету организации не было ни рубля, а налоговая инспекция уже требовала отчета.
Теперь, после 22 февраля, мы привели наш курултай в соответствие с требованиями закона к общественным объединениям с персональным членством. Чтобы в него вступить, каждый человек должен подавать заявления в районные отделения, платить, подтверждая свое реальное участие, членские взносы; тем самым все участники являются учредителями организации. Есть теперь персональная ответственность. Не только права, но и обязанности. Назвался груздем – полезай в кузов. Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
-Насколько известно, теперь у вас не будет Эл башчы?
-Как я понял, управление Минюста по РА требовало изменить то наименование, когда Борис Кундулеевич Алушкин был Эл башчы, но он как-то умел обходить эти требования. Должен признаться, мне самому не нравилось использование такого титула. В переводе с алтайского на русский язык получалась тавтология. Я филолог-писатель и прекрасно знаю значение и смысл каждого алтайского слова. «Эл башчы» звучало в переводе как «народный руководитель Курултая алтайского народа». Как видите, тут понятие «народ» используется дважды. Кто-то, некоторое время назад, видать, здорово припугнул республиканское руководство тем, что Эл башчы, дескать, это глава республики. Большей глупости нельзя было придумать от таких доносчиков. Здесь-то как раз подразумевается, что Эл башчы – это общественный, народный лидер, а не официальный руководитель. Не зная, как переводить, стали говорить, что это духовный лидер. Но это тоже не совсем верно. Ведь у нас не религиозная организация.
-И вы все-таки решили убрать этот термин?
-Я предлагал даже слово «башчы» убрать. В советский период его сузили, переводя как «вождь» применительно к Марксу и Энгельсу, Ленину и Сталину. Даже Брежнева нельзя было называть «башчы». Глупости, конечно, от незнания ткани языка, от невежества все шло. Алтайский язык богат на такого рода термины, которые идут из глубины веков. Конечно, журналисты уже привыкли. Но в любом случае я не претендую на то, чтобы представлять весь алтайский народ. Я вовсе не Махатма Ганди и не Нельсон Манделла. Вот когда стану таковым, и вовсе не путем голосования, можете называть не «башчы», а «бакшы». Но до того еще очень далеко, а сейчас по решению курултая я именуюсь просто «Алтай башчи».
Категория: Наши интервью | Добавил: Людмила (06.05.2014)
Просмотров: 996 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024