Пятница, 03.05.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Категории каталога
Малый бизнес [138]
За культуру наших сел [109]
Духовная миссия [84]
Здоровье [126]
Права человека [112]
Образование [111]
Из редакционной почты [572]
Наши интервью [146]
Спорт [88]
Объявления [550]
Консультации специалиста [455]
Сельское хозяйство [64]
Анонс [29]
Анонсы предстоящих событий
Хроника событий [542]
Дайджесты событий
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » Статьи » Наши интервью

До сих пор воюем
С момента развала Советского Союза в нашей стране во многом упустили вопросы взаимного общения, толерантности, воспитания на межнациональной почве. В результате межнациональные, межэтнические отношения становятся все боле напряженными. Подтверждением тому события, происходившие в разных регионах страны в последние годы.
Темы экстремиза, фашизма, ксенофобии, радикальных молодежных организаций в последние годы не сходят со страниц газет. Проблемы, поднятые в статье Юрия Полякова «Лезгинка на Лобном месте» («ЛГ», № 4), были в центре внимания Форума народов Волгограда, собравшего представителей разных национальностей и религий. Форум обсудил вопросы межэтнического сотрудничества, перспективы развития межнациональных и межконфессиональных отношений. Среди участников был известный писатель Бронтой БЕДЮРОВ.
Предлагаем вашему вниманию беседу Бронтоя Янговича с корреспондентом Ольгой Шатохиной.
– Форум народов Волгограда – звучит необычно, как будто речь идёт о целой стране, а то и континенте…
– Так ведь население Волгограда состоит из представителей более чем ста двадцати наций и народностей – не только бывшего СССР и России, но и далёких стран, выходцы из которых издавна там живут. Я присутствовал на форуме по приглашению мэрии Волгограда как писатель и председатель Ассамблеи народов Республики Алтай. Национальная тема внезапно стала горячей и, можно сказать, горящей. Нашему постсоветскому обществу следовало это предвидеть и задуматься чуть раньше. Но спохватились с опозданием, когда начались события чрезвычайные. Мыслимое ли дело, чтобы в центре Москвы взрывались бомбы?! Лет 20назад трудно было вообразить, что в метро или аэропорту случатся теракты, что вчерашние добрые соседи начнут хвататься за автоматы при виде соседа-инородца или иноверца…
– О чём вы говорили в своём выступлении?
– Мы, россияне, во все времена жили в больших многонациональных сообществах и у нас были выработанные веками неписаные правила мирного сосуществования. Волгоград – это регион Нижнего Поволжья, древний центр пересечения путей разных племён. Кто здесь только не жил – сарматы, гунны-болгары, тюрки-хазары, половцы, ногайцы, татары, славяне, русичи… Все религии сходились в этой точке, и всегда люди находили общий язык. А если посмотреть на Кавказ, то тамошние народы тоже умели быть терпимыми друг к другу, что жизненно необходимо при столь тесном соседстве. Все эти народы, будучи разными по происхождению, сосуществуют друг с другом в течение веков и тысячелетий! Оказывается, это сложно, но можно. Потому что народная мудрость выработала своеобразную ментальность: нужно жить в добрососедстве. И её, эту мудрость, нарушать нельзя. Одно неверное движение, даже громкий окрик – и обрушится камнепад. Если сейчас в российских мегаполисах справедливо недовольны стереотипом поведения молодых кавказцев, так ведь это происходит именно потому, что молодые люди держатся так, будто у них нет никаких традиций.
– Каким образом можно изменить ситуацию к лучшему – хотя бы создать надёжные предпосылки для её исправления?
– Очень много проблем возникает из-за незнания. Там, где люди испокон веков живут вместе, они знают, что можно, что нельзя. Помню, будучи студентами Литинститута, приехавшими из самых разных регионов, мы изучали и старались понять обычаи друг друга. Нам, народам, жившим к востоку от Карпат, чужда римская доктрина «разделяй и властвуй». У нас – «соединяй и властвуй». Мы объединялись, чтобы выжить. Есть замечательная русская пословица: живи сам и давай жить другим. Так вот в ней и выражено главное правило мирного сосуществования. Мы привыкли жить в большой стране, мы постоянно пересекаемся с людьми разных национальностей. Нам в мононациональном обществе заведомо скучно станет!
– Почему же мы не можем отказаться от взаимных претензий и раздувания обид и агрессии? Может быть, потому, что Гражданская война всё ещё не полностью отошла в область исторических преданий?
– В 1991 году возрождение России почему-то было неверно понято исключительно как возврат к старому. Возрождение по всем законам и принципам диалектики – это подъём на более высокую ступень развития, движение вперёд относительно предыдущего этапа, а не наоборот. И к тому же мы ведь не потомки тех, кто отплыл с Врангелем в Галлиполи. Мы историю и родословную ведём от тех, кто остался здесь. Надо было аккуратно сдать эпоху в архив, как это делается в конфуцианских странах, – присвоить ей некий символ, всё тщательно описать, зафиксировать тот факт, что Будённый и Фрунзе – герои, но Колчак и Деникин – тоже герои неделимой истории одной страны. И уважать свою историю в целом, твёрдо при этом сказав: это – прошлое. А мы до сих пор воюем… Надо учесть уроки прошлого и заявить, что мы – наследники всей нашей истории, не только собственно русско-советской или царской, а всей – всех эпох и всех народов России. Это наш общий мир, огромный мир, и мы вовсе не окраина Китая, Ирана или Эллады. Мы – целый континент от Тихого океана до Карпат.
– Что могут сейчас сделать писатели для восстановления нарушенных межнациональных связей?
– Писательское слово должно быть мобилизовано. В войну Симонов, Эренбург, Гайдар, Шолохов, Сурков – лучшие литераторы – находились на передовой, и их художественные и публицистические произведения были ничуть не менее важны, чем танки или пушки. Наше слово сегодня должно быть созвучно думам и чаяниям наших народов для сплочения и объединения духа, как в суровые годы испытаний…
И когда мы говорим о культуре нашей страны, это всегда следует воспринимать как нерасторжимый сплав, как совокупность культур всех живущих тут народов – русских, угров, кавказцев, тюрко-татар, калмыков, чукчей… Американцы или китайцы меня называют русским, хотя прекрасно видят, что я не славянин, но я – носитель русского языка и культуры. Однако даже великая русская культура становится не так богата без, скажем, «Манаса», «Джангара» или эпических сказаний других народов. Эпос – хорошее противоядие от воздействия радикальных религиозных течений.
Нужно воевать против крайностей – тех и этих. А, учитывая, что, несмотря на разделение СССР на страны СНГ, мы, по моему твёрдому убеждению, всё равно остались одной большой страной, писателям тут – простор для работы. Мы всегда можем найти общий знаменатель.
Категория: Наши интервью | Добавил: Людмила (04.04.2011)
Просмотров: 996 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024