Воскресенье, 19.05.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Категории каталога
Малый бизнес [138]
За культуру наших сел [109]
Духовная миссия [84]
Здоровье [126]
Права человека [112]
Образование [111]
Из редакционной почты [572]
Наши интервью [146]
Спорт [88]
Объявления [550]
Консультации специалиста [455]
Сельское хозяйство [64]
Анонс [29]
Анонсы предстоящих событий
Хроника событий [542]
Дайджесты событий
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » Статьи » Наши интервью

Проблемы туризма: взгляд изнутри
Найти себя в сфере туризма в нашем регионе несложно. Открыть гостевой домик или экскурсионный маршрут, организовать мастер-классы или прогулки по местным достопримечательностям, познакомить гостей с бытом алтайской деревни и научить делать вкуснейшие национальные блюда – да мало ли интересного таит в себе наша удивительная и всегда разная алтайская земля! Городским жителям здесь все ново и интересно, а заинтересовать их, наполнив отдых новыми впечатлениями и открытиями, забота тех, кто решил попробовать себя в туристической отрасли. А гости республики, полюбив наш край, будут возвращаться сюда снова и снова…
На первый взгляд перспективное и весьма прибыльное дело не обходится без множества проблем. Поделиться своим опытом работы мы попросили хозяйку Гостевого дома «Луга Алтая» Ольгу Москвину из с. Камлак (начало работы - апрель 2012 г.).
- Вы весьма удачно стартовали - нашли свою аудиторию, сумели ее привлечь и, что гораздо важнее, удержать. В чем секрет?
- Секрет (улыбается).
- Начинать с нуля – на новом месте новое дело было сложно?
- Приезжим всегда непросто обосноваться на новом месте. Меня немного «спасает» то, что я родом из Чарышского района Алтайского края, то есть – почти местная. Если добавить к этому работоспособность, доброжелательность, коммуникабельность, любознательность, чувство юмора и опыт работы с детьми, все становится не таким уж и сложным (смеётся).
А вообще, многое зависит от самих людей, от того образа жизни, который они здесь ведут, и тех целей, которые перед собой ставят. Те, кто приезжает сюда исключительно с целью заработать – редко здесь приживаются, так как сельский туризм, это образ жизни, а не только бизнес. В первую очередь мы здесь живем, и стараемся, чтобы наши многочисленные образования-навыки-хобби помогали нам в этом, приносили доход. В этом ключ ко всему, что мы делаем здесь и сейчас.
- Сделать отдых ваших гостей не только интересным и запоминающимся, но и всегда новым, разным – одна из задач вашего гостевого дома.
-Это не только задача, но и одна из основных проблем, с которой сталкиваются многие гостевые дома и турбазы. Ведь люди приезжают в регион не только чтобы отдохнуть от городской жизни и отоспаться (хотя это ОЧЕНЬ важно), они ищут новых впечатлений, ощущений, хотят увидеть то, чего еще не видели, попробовать себя в чем-то необычном – и мы должны помочь им в этом. Туризм должен быть познавательным, но… оказывается, что турист хочет узнавать новое не только о мире, но и о себе. Испытание себя как физически – сплавы, конные прогулки, подъёмы в горы (для многих преодоление перепада высот в 50-100 метров уже победа над собой!), так и творчески: сбор геологической коллекции, сбор лекарственных растений, работа с войлоком, изготовление обрядовой куклы, гончарное дело - откровение для «компьютерного» поколения. Результатом становятся - самопознание, повышение самооценки, уверенность в жизни. Люди находят единомышленников, видят своих близких в неожиданных ситуациях, открывают друг в друге удивительные таланты – жены часто не подозревают (!), что их любимые мужчины не только умелые «механики и плотники», но и «художники-лирики»…
К сожалению, местные жители пока еще плохо осознают те возможности, которые таятся в них самих, их образе жизни, их культуре. Ведь все то, что для сельского жителя привычно и обыденно, для горожанина – интересно и ново. Не все понимают, что своими увлечениями-«хобби», можно зарабатывать. Сводите гостей на сбор ягод и грибов, возьмите с собой на рыбалку или фотоохоту, проводите на луг-поляну-вершинку, с которой можно сфотографировать что-то очень красивое или необычное, покажите как из шишек добывается орех, научите правильно держать топор-косу-серп, щёлкать бичом и доить корову-козу, принести на коромысле воду из реки, поставить ухватом чугунок в печь, да мало ли что ещё!
Найти людей, которые хорошо знают свой родной край, его потаенные уголки, культуру своего народа и, главное, готовы этим поделиться, совсем не просто. Сейчас наладили контакт с несколькими предпринимателями из Черги, Актела, Камая, Чепоша, Куроты - направляем к ним своих гостей на экскурсии и мастер-классы, но и этого мало. Поэтому мы всегда в поиске – новых людей, мест, экскурсий, способных заинтересовать наших гостей. Простор для фантазии здесь огромен. Повторюсь-продолжу: можно показать красоту нашей природы, ее укромных уголков, прелести ночевки в лесу, продемонстрировать производство домашних молочных продуктов, национальных блюд, провести мастер-классы по изготовлению сувениров из кожи, войлока, дерева, капа… нашим гостям интересно всё, и что еще важнее – они готовы за это платить. Не секрет, что в селе не так просто найти стабильный доход – и туризм - отличная возможность проявить себя и обеспечить свою семью. Хочется, чтобы коренные жители, наконец, осознали это, и не упускали свой шанс.
Мы готовы сотрудничать, направлять своих гостей на экскурсии к интересным людям, будем всегда рады новым партнерам.
-Наверняка, это не единственная трудность, с которой вам пришлось столкнуться при организации работы своего гостевого дома?
-К сожалению. Еще одной проблемой стали кадры. Пока что мы с мужем всю работу по дому делаем самостоятельно. В сезон – это довольно сложно. Пять часов сна при такой нагрузке – это уже роскошь. Не каждый с этим справится, и мы, честно говоря, тоже долго так не выдержим. Поэтому вопрос наемных работников весьма актуален сегодня. Как ни парадоксально – при большом количестве безработных в селе, найти подходящих (ответственных, обязательных и трезвых) мы до сих пор так и не смогли. Притом, что гостевой дом официально зарегистрирован, мы платим все налоги, и готовы оформлять работников официально – подходящих кандидатур не находится. И это – не только наша проблема, но и проблема большинства баз. Найти из нее выход каждый пытается по–своему. Одни – привозят весь персонал из города, мы же не теряем надежды найти надежных людей среди местного населения.
Сейчас ведем диалог с учебными заведениями Горно-Алтайска и Бийска по поводу обеспечения их студентов рабочими местами на время практики, с возможностью постоянного трудоустройства в дальнейшем. Опыт работы со студентами-практикантами у меня есть – так что сотрудничество может стать взаимовыгодным и плодотворным. Будем надеяться на положительный результат.
-Камлак в плане туризма ушел далеко вперед всего района. Сложно ли работать в условиях конкуренции?
-А никакой конкуренции нет. Большое количество туристических баз – это еще не конкуренция, это просто расширение сферы услуг. В республику приезжают разные люди: мы «специализируемся» на семейном отдыхе (были у нас гости и с 3-х месячными детьми и с ветеранами-блокадниками). База «Деревня Берендеевка» занимает нишу организации тренингов и корпоративного досуга. Есть базы, предлагающие преимущественно активные туры, ряд гостевых домов предпочитают работать «на дорогу», с проезжающими «в горы» туристами, а кто-то комплектуется в основном за счёт Интернет-бронирования… Различаются и условия размещения – от палаток и летних домиков, до благоустроенных номеров…
Мы не конкурируем, а предлагаем разные виды отдыха. Более того, общаясь с потенциальным клиентом, мы всегда уточняем его пожелания-ожидания от поездки на Алтай, и если понимаем, что мы не сможем качественно осуществить обслуживание – рекомендуем обратиться к нашим партнёрам-«конкурентам», сообщая их телефоны и подчеркивая преимущества названных фирм при выполнении персонального запроса. Ведь чем больше у туристов выбор, тем больше вероятность того, что к нам приедут именно те гости, которых ждем мы, которым будет хорошо и комфортно именно у нас. Вот и все.
- Какие вопросы-пожелания к администрации района, села Камлак вы можете «озвучить»?
-А вот теперь и не знаю с чего начать!
Все знают, что несоблюдение скоростного режима в пределах населённых пунктов – это большая проблема… В Камлаке отсутствуют тротуары, и в основной туристический объект, Ботанический сад, посетители вынуждены идти по полотну федеральной трассы…
На одном из сезонных совещаний субъектов турбизнеса в Горно-Алтайске, мы поднимали вопрос о тротуарах, пешеходных переходах, звуковых полосах, светофорах, камерах наблюдения, то есть о том, что может предотвратить «неприятности» при переходе дороги и движении вдоль неё… Говорят, что на федеральной трассе всё это невозможно, но ведь и в Сростках, и в Манжероке, «раскрученных» туристический объектах, существует система предотвращения ДТП в пределах населённых пунктах! Камлак стремительно наращивает туристическую инфраструктуру, поток туристов увеличивается, повышается вероятность ЧП на дороге… Ждём? А потом будем каяться, что вовремя не предприняли профилактических мер? Кому задавать эти вопросы? Помогите разобраться…
Второй вопрос – отсутствие в регионе системы прачечных. Нам известна одна (!), которая готова стирать постельное бельё для турбаз по договору, но и она на грани закрытия, т.к. имеет статус городской, и, в связи с открытием ведомственных постирочных (больницы, детские сады), потеряв основную часть клиентуры, находится в плачевном финансовом положении. Каждая турбаза решает вопрос стирки самостоятельно, что повышает и организационные и финансовые затраты. Возможно, что в рамках программы самозанятости населения можно было бы инициировать в районе открытие прачечной, обслуживающей и турбазы в пределах, например, стокилометровой зоны, со сбором и доставкой постельного белья клиентов.
Третий вопрос – отсутствие в Камлаке оборудованной спортивной площадки с катком, прогулочной лыжной трассой, прокатом инвентаря, для коммерческого использования. Наличие такого туробъекта, возможно муниципального (?), позволит обеспечить более «выровненный» поток туристов, повысив и занятость местной молодёжи, так как на базе спорткомплекса возможны как организация общерайонных мероприятий, так и постояннодействующих спортивных секций.
Продолжать?
-Одна из возможностей развивать свое дело сегодня – это государственная, в том числе грантовая, поддержка малого бизнеса. Вы не планируете воспользоваться ею?
- Хотелось бы, но в силу того, что наш гостевой дом работает в жилом доме, купленном в ипотеку, мы не можем зарегистрировать его как туристическую базу (перевести в нежилое), а значит, не можем и рассчитывать на государственную поддержку. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»!
Очень сложно. Со всем приходится справляться своими силами и привлеченными средствами - что такое банковские кредиты, займы, объяснять никому не надо…(грустно улыбается). Самое сложное – процесс становления, а именно в этот период никакие финансовые механизмы поддержки не работают. Первые 3 года невероятное напряжение сил и нервов, но… 2 года строительства мы выстояли… Теперь испытание на выносливость (смеётся!).
Работаем. Учимся на ошибках. Радуемся удачам. Живём.
-Спасибо за беседу. Удачи!
Подготовила А. Гущина







Категория: Наши интервью | Добавил: Людмила (25.02.2014)
Просмотров: 1032 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024