Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей. Празднование этого дня вошло в историю после выступления Президента США Джона Кеннеди 15 марта 1962г. в Конгрессе США, где он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и выделил четыре основных права потребителей: право на безопасность; на информацию; право на выбор и право быть выслушанным. Всемирная организация союзов потребителей дополнила еще четыре права: право на удовлетворение основных нужд; право на возмещение; право на потребительское образование; право на здоровую окружающую среду. Таким образом, Всемирная организация союзов потребителей, под эгидой которой отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, признает 8 основных прав потребителей: - право на удовлетворение основных нужд (на основные товары и услуги, обеспечивающие выживание); - право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни); - право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах; - право на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам); - право на выражение интересов потребителей (право быть выслушанным: отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики); - право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения); - право на потребительское просвещение (право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно, в течение все жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг); - право на здоровую окружающую среду. В России этот день получил признание в 1992 году после принятия Закона о защите прав потребителей. Ситуация с защитой прав потребителей в целом в настоящий момент выглядит далеко не лучшим образом - многие статьи Закона на практике не работают и люди просто не знают, куда обращаться и что делать, чтобы добиться справедливости. Потребности населения в различных товарах и услугах обеспечивают производители, торговля, исполнители работ и услуг. Ежедневно, сами того не сознавая, мы вступаем в различные правовые отношения: покупая товар в магазине - заключаем договор розничной купли-продажи, пользуемся коммунальными услугами и т.д. Но в условиях построения в стране основ рыночной экономики предприятия торговли, производители, исполнители работ и услуг часто пытаются навязать потребителям выгодные для себя условия приобретения товаров и услуг. Особую тревогу вызывает то, что значительная часть товаров оказывается низкого качества, а иногда даже опасной для здоровья людей. Именно поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка. Государство законодательно отстаивает права потребителей, заставляя предприятия выпускать доброкачественную продукцию. Такое Законодательство регулирует отношения с участием потребителей, определяет права потребителя и механизм их реализации. Практика показывает, что знание основ правового регулирования защиты прав потребителей необходимо не только специалистам в различных направлениях деятельности, но и рядовым гражданам - потребителям товаров, работ и услуг. Потребителем признается как гражданин, который уже приобрел товар и использует ее, так и тот, который только собирается это сделать. Это означает, что, обратившись к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже являетесь потребителем. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение Закона. Каждый потребитель товаров, работ и услуг должен знать права и обязанности изготовителя (продавца) в области установления срока годности, срока службы, а также гарантийного срока, права потребителя на безопасность товара и на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), о товарах и т.д., а также право потребителя на обмен товара надлежащего качества. В случае приобретения товара ненадлежащего качества, потребитель вправе по своему выбору потребовать: - Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление; - Соразмерного уменьшения покупной цены; - Замены на товар аналогичной марки либо другой марки с соответствующим перерасчетом; - Отказа от исполнения договора купли-продажи и возврата денежной суммы. Аналогичные права возникают при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Будьте грамотными покупателями, знайте и отстаивайте свои права потребителя! Если вас ущемили в правах при совершении покупки или услуги, не стесняйтесь предъявить претензию к продавцу или исполнителю. В случае необъективного отказа, обращайтесь за консультацией и помощью в администрацию муниципального образования, а для проведения мероприятия по надзору в Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. А. Иванов, начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Шебалинском, Чемальском районах
Категория: Все новости |
Просмотров: 1147 |
Добавил: Людмила
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]