Если на свете
существует рай для туристов, то он, несомненно, находится в Горном Алтае. Здесь
возможны любые виды туров: автомобильные прогулки, конный туризм, сплав по
горным рекам, альпинизм, горнолыжный туризм, пешие походы любой категории
сложности. Здесь можно отдохнуть на любой вкус! Недаром, практически каждый
человек, побывав один раз в Горном Алтае, возвращается сюда снова и снова, чтобы вновь
насладиться уникальностью нетронутых уголков природы, чистейшим горным
воздухом, и окунуться в первозданный неизведанный мир...
Алтай –
таинственная и неизвестная страна. Она, как огромный магнит, всегда притягивала
к себе людей. Так же, как сотни лет назад, здесь пасут скот, охотятся на дикого
зверя, ткут домотканые ковры. Огромное пространство этих гор не подвергалось
промышленному освоению, и поэтому продукты питания, получаемые в основном
старыми, дедовскими методами, являются экологически чистыми. Многие продукты
природного происхождения обладают исключительными целебными свойствами,
например панты, получаемые на мараловодческих фермах, мед и прополис с горных
пасек, мумие, золотой корень.
Каждый из районов Горного Алтая имеет какие-то
свои особенности, и каждый по-своему привлекателен. Шебалинский район богат историческими и археологическими
памятниками: могильники Тоурак-1, Большой Толгоек,
стоянка Тыткескень-2, Чоба, курганные могильники Ильинки, Шебалино, курганы
групп Аюла и Бике,
поселение Усть-Сема. Красота горы Сарлык и Туюкских озер не имеет аналогов.
Именно о привлекательности для туристов
нашего района, состоянии сферы туризма на селе и по окрестностям шла речь на
прошедшем совещании в Черге специалиста по туризму
экономического отдела администрации Р. Чунжекова с
представителями малого бизнеса, главой администрации поселения Л. В. Андреевой,
теми, кто располагает возможностями и желанием для создания малых туристических
предприятий. В настоящее время принята
концепция развития района в сфере туризма, выделяются земельные участки для
строительства туробъектов. При составлении программы
по развитию туризма в районе нужно учесть мнение тех, кто будет непосредственно
этим заниматься, поэтому предложения и мнения чергинцев
были выслушаны очень внимательно. Какова же обстановка на сегодняшний день?
По сравнению с соседними районами, наш
выглядит более чем скромно. Это зависит и от географического положения –
близость Катуни, более мягкий климат, наличие туристических баз еще с советских
времен и так далее. У всех прибывающих на Алтай слово Чемал
ассоциируется с ГЭС, островом Патмос, музеем
художника Г. И. Чорос-Гуркина
в Аносе. А ведь на территории нашего района родился и
вырос писатель Л. В. Кокышев, выпускается прекрасный
сыр, известный не только у нас в стране, в зубровом питомнике живет 46 зубров
(из 300, имеющихся в России и 3000 на планете)! Есть чистые источники, горные
склоны, усеянные летом ягодой, а зимой, покрытые снегом, удобные для катания на
лыжах и санках. Для нашего жителя это привычно и незаметно, но для тех, кто
круглый год дышит загазованным воздухом больших городов, кто свежее,
целительное козье молоко не пробовал ни разу в жизни, кто мечтает своими руками
попробовать подоить корову, поймать рыбку в реке, просто подышать в тишине
свежим хвойным воздухом, а может, и пройти прокос с литовкой – наш район – рай
земной!
Черга находится на Чуйском тракте (он тоже,
кстати, имеет свою историю), по которому летом проезжают тысячи туристов, увозя
деньги в другие районы. Поэтому сейчас, когда сезон еще не наступил, самое
время задуматься о создании «изюминки» Черги, района,
и заняться рекламой для привлечения туристов. Это могут быть придорожные
информационные щиты, растяжки, объявления в газетах, в Интернете, сайты
которого являются активно посещаемыми теми, кто готов летом посетить Горный
Алтай. Но реклама должна быть не пустой. Поэтому необходимо вести большую
работу по созданию объектов туризма. Тот же Чемальский
район славится развитым сельским туризмом. Для сельского жителя – это настоящая
золотая жила. А образовать свое предприятие, сделать все правильно, с учетом
требований помогут специалисты экономического отдела районной администрации.
Выгода получается обоюдная. Экономисты заинтересованы в увеличении количества
таких предприятий, получении прибыли для района за счет притока туристов, а
жителю, который получает среднюю зарплату в месяц, например – три тысячи рублей
– это способ подняться, значительно поправить свое финансовое положение. Говоря
проще, кто на Руси живет хорошо? Тот, кто не пьет, кто время свое проводит с
умом, кто догадлив и вовремя чувствует все потребности рынка.
Что хочет турист, прибывший на отдых именно сюда? При создании
туристического продукта необходимо чётко понимать, что в действительности будет
покупать турист. Ведь он, наверняка, оплачивает не только размещение, но и
новые ощущения, и
знакомство с неизвестным, не только полезное питание, но и уют, внимание,
располагающую обстановку. Поэтому сначала нужно изучить, что наиболее
привлекательно для туристов. Чем, кроме
имеющихся достопримечательностей, мы можем привлечь туриста? Возможностей и
идей – много. Это конные маршруты, автотуризм, этнографический туризм. Сохранившиеся
по сей день во многих районах Горного Алтая традиционные способы ведения
хозяйства и основы жизненного уклада обуславливают привлекательность региона с
точки зрения культурного и этнографического туризма. Безусловно данный факт
наряду с уникальным природным разнообразием и эстетической привлекательностью
является важнейшим фактором, определяющим притягательность Горного Алтая
как рекреационного объекта. Здесь все еще можно в «живой среде» увидеть
добротные избы пятистенки, многоугольные аилы и войлочные юрты, колодцы-журавли
и коновязи чакы. Интересны для гостей сырмаки - красочные ковры из шерсти с узорами
аппликациями, широкий ассортимент блюд национальной кухни. Здесь можно
изготовить и продать изделия из войлока, традиционные алтайские шапки, одеяла
из козьих шкур (тюркхан) и многое другое. Большой
простор для воображения дает изготовление сувенирной продукции из природных
материалов. Да и просто горячую молодую картошку, свежие огурчики, мед, пирожки
путешественники купят с большим удовольствием.
Что такое сельский туризм?
Возникновение средств размещения на основе частных сельских усадеб –
первый и главный шаг в его развитии. Здесь главной фигурой, оказывающей услуги,
является принимающая семья. Жители шумных городов стремятся найти место
для отдыха, которое было бы ближе к прекрасным уголкам девственной природы, где
есть комфортные условия для реальной смены обстановки, необходимой для
поддержания жизненного тонуса. Поэтому многие люди отдают предпочтение уюту
скромных деревенских домов и спокойной, размеренной сельской жизни. Отдыхающие
смогут насладиться ароматом свежескошенного сена, вкусом фруктов и овощей,
сорванных прямо в саду, и провести несколько беззаботных недель в полном
отдыхе.
Местные жители знают все тропочки
в лесах и могут проводить на водопады, к озерам, в пещеры. Все это сохранено на
Алтае. Гостей научат кататься верхом, доить корову, косить сено, сбивать масло,
прясть пряжу и еще многим практическим навыкам, без которых жизнь в деревне
невозможна. Если гости пожелают, то принимающая семья проводит в лес за
грибами, ягодами, орехами, травами. Гостям предложат также традиционное
экскурсионное обслуживание для знакомства с культурой, традициями и бытом
коренных народов, угостят национальными блюдами.
Положительный эффект от развития сельского туризма очевиден для всех: и
для сельского населения (возможность дополнительного заработка, стимул для
приведения своего хозяйства в порядок, интересное общение, повышение
образовательного уровня), для органов государственной власти (увеличение
занятости населения, доходов семей, улучшение внешнего вида населенных пунктов,
заинтересованность населения в благоустройстве, все заработанные семьями
средства остаются в регионе), для природы. Для того чтобы стать участником
сельского туризма, нужно наличие собственных недвижимости и ресурсов, желание
трудиться, способность внимательно и доброжелательно отнестись к гостям. Что
такое собственные ресурсы? Это собственный или арендованный жилой дом, который
семья освобождает на период приема гостей, или свободное помещение в доме
хозяина, имеющее отдельный вход. Это достаточное количество посуды, постельного
белья, мебели, транспортное средство, возможны и владение народными ремеслами,
сенокосные угодья, пасека (для оказания экскурсионных услуг), знание истории и
культуры своего народа, знание местности и ее достопримечательностей.
Принимающая семья должна обязательно зарегистрироваться в качестве
предпринимателя, регулярно наводить порядок на своем участке, оказывать гостям
дополнительные услуги питание, транспорт, экскурсии. Более подробно все
заинтересовавшиеся могут узнать о сельском туризме в экономическом отделе
районной администрации.
Словом, возможностей много. Стоит
только приложить силы, старание. Специалистом экономического отдела Р. Чунжековым дано задание главе Чергинского
сельского поселения – вести последовательную работу в этом направлении. Его
предложение – создание бренда Черги.
В этом могут помочь студенты ВУЗов при написании курсовых и дипломных работ.
Начинающим предпринимателям необходима поддержка, обучение. Поэтому в
январе-феврале намечено проведение расширенного семинара с участием
специалистов отделов районной администрации, предпринимателей, работающих в
сфере туризма и тех, кто желает работать в этом направлении. Планируется
пригласить тех, кто уже имеет опыт в «зеленом туризме» - из соседних районов.
Только совместными усилиями, грамотно, последовательно занимаясь развитием
туризма в нашем районе, можно добиться хороших результатов.
Л. Тислицкая
|