Институт Уполномоченных по правам человека в нашей республике создан два года назад. Назначает Уполномоченного по правам человека парламент. В марте 2007 года Уполномоченным по правам человека по Республике Алтай был назначен Семен Семенович Шеффер. В минувшую среду Семен Семенович принимал граждан в Шебалинском районе: -С какими вопросами чаще всего обращаются к вам жители республики? -Вопросы самые разнообразные, потому что, к сожалению, права человека и в Российской Федерации, и в Республике Алтай зачастую нарушаются. В обязанности и компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб на действие и бездействие органов государственной, муниципальной власти. Права касаются и предоставления жилья в рамках замены аварийного, ветхого жилья, в рамках каких-то чрезвычайных ситуаций: наводнение, землетрясение, пожар. Поэтому очень много жалоб, связанных с проблемами жилья. Очень много жалоб, связанных с нарушением трудового законодательства: это увольнения, сокращения, невыплата заработной платы, составление неправомочных трудовых договоров, в результате даже в судебном порядке люди не могут защитить свои права. Трудовые договора либо не заключаются, либо заключаются таким образом, когда выгоду приобретает только работодатель. Часто обращаются педагоги, когда есть проблемы по формированию 25 процентов доплаты. Местные администрации, ссылаясь на то, что не хватает в бюджете денег, их не выплачивают. Приходится обращаться в прокуратуру и восстанавливать права граждан. Много жалоб на медико-социальную помощь, то есть медико-социальные экспертные комиссии, которые обязаны присваивать группы инвалидности. В свое время они чересчур злоупотребляли своими правами. Получилось, что в 2006 году у нас средний выход на инвалидность в сравнении с Российской Федерацией в два раза превысил показатель российского уровня, а по некоторым районам нашей республики – в четыре раза. Это связано с тем, что давали инвалидность по знакомству, необоснованно. Проверка показала невозможность такой дальнейшей практики, соответственно начали снимать инвалидность там, где надо и там где не надо. В первую очередь это коснулось тех, кто действительно нуждался в подтверждении инвалидности. Механическим путем сравняли показатели с общероссийскими, в итоги многие граждане пострадали. Много жалоб на правоохранительные органы, прокуратуру. В некоторых случаях люди прошли все инстанции, прежде чем обратиться к нам. В итоге такие дела рассматриваются крайне сложно, но положительные моменты есть. Наша основная задача, не только в том, чтобы разбирать жалобы, но и выявлять причины этих жалоб и предлагать власти, тем органам, от которых это зависит, пути решения, чтобы в будущем не нарушались права граждан в аналогичных делах. Много вопросов ставят по судебной системе. Часто сталкиваемся с тем, что за небольшое по тяжести преступление наказывают лишением свободы, что ни в коей мере не воспитывает нарушителя, а наоборот затягивает его в эту атмосферу и приводит к рецидиву преступления. Мы настаиваем на том, что за небольшие по тяжести преступления подвергали людей наказанию в виде экономических, административных санкций, а если это не поможет, то тогда прибегать к реальному лишению свободы. В работе тесно сотрудничаем с прокуратурой, она нам очень хорошо помогает. Наше воздействие ограниченно, поэтому обращаемся в прокуратуру и прибегаем к силовым методам воздействия. В отношении прав осужденных за эти практически два года проделана большая работа. Когда я пришел Уполномоченным, у нас полностью не соблюдались нормы жилой площади в следственных изоляторах, в колониях. Сейчас общими усилиями удалось довести нормы практически до мирового стандарта. Если в мире это 4 квадратных метра, у нас - 3,8. Большая проблема, когда человек выходит из мест заключения, у него зачастую нет с собой паспорта. В связи с этим сложно устроиться на работу. Эту проблему мы решили. И если в 2006 году без паспорта на свободу вышло порядка 180 человек, то в 2007 году – 41 человек, а в 2008 - ни одного. Ведется работа, чтобы права человека соблюдались и на зонах -Цель выездных приемов граждан? Много ли обращений поступает во время выездного приема? -Цель приема очень простая. Проработав год, столкнулись с тем, что нам звонят по телефону и просят приехать в районы, потому что сами граждане не могут приехать к нам в Горно-Алтайск и изложить свою проблему. Исходя из этого, в 2008 году ввели в практику выездные приемы, чтобы жители могли прийти, обратится к нам и изложить жалобу, или проблему, при этом, не затрачивая на это целый день и определенную сумму на проезд. В каждый район мы должны приехать три-четыре раза. Шебалинский район оказался не очень активным. Может быть, проблем у жителей меньше, а может быть, люди разуверились в том, что эти проблемы можно решить. Но, несмотря на это, прием был организован, встречи с гражданами состоялись. Меры по обращениям будут предприняты. -Спасибо… Подготовила В. Васевицкая