Многие из нынешних абитуриентов уже наслышаны о новинках приемной кампании 2009 года. Тем не менее, хотелось бы напомнить поступающим в вузы о некоторых особенностях проведения Единого государственного экзамена и других нововведениях в российском образовании. Школьное образование в настоящее время претерпевает существенные изменения, связанные с внедрением обязательной итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена. Эти изменения повлекли за собой коренную перестройку педагогического процесса, корректировку важнейших образовательных целей, выделение новых направлений работы школы как главнейшего социального института. В возникшей ситуации школа, подобно кораблю, попавшему в шторм, находится в крайне опасном и неустойчивом положении, поэтому любая реформа в образовании вызовет очень тяжелые повреждения и сбои в работе сложного школьного механизма. Надо сказать, что такая реформа уже произошла. Теперь поступающему в любой вуз Российской Федерации придется, как минимум, сдавать четыре (!) ЕГЭ: по русскому языку и по математике - в обязательном порядке, а также два экзамена по выбору. Правда, в этом году разрешается сдавать всего три экзамена (два обязательных и один по выбору), но количество вузов, проводящих набор по результатам трех экзаменов, сравнительно невелико. Более того, до 1 марта 2009 года всем без исключения абитуриентам нужно прикрепиться к ближайшей средней (полной) школе и написать заявление на имя директора этой школы с просьбой о включении в список сдающих ЕГЭ. Особое внимание на этот факт следует обратить поступающим на заочные отделения вузов и всем тем, кто окончил среднее общеобразовательное учреждение ранее 2009 года, а сейчас планирует продолжать обучение в высшей школе. Положение поступающих в высшие учебные заведения усугубляется еще тем, что с текущего года Министерство образования и науки РФ устанавливает по всем основным дисциплинам ЕГЭ так называемый «нижний порог» успешного прохождения итоговой аттестации. Этот «порог» определяется некоторым количеством баллов и позволяет проводить отбор тех абитуриентов, уровень знаний которых оценивается не ниже среднероссийской «тройки». Поэтому преодолеть этот порог будет весьма и весьма затруднительно, в особенности тем, кто изрядно подзабыл школьную программу. Как же быть? На самом деле, пути решения этих и многих других проблем, связанных с проведением ЕГЭ, могут быть следующими: - правильная организация самостоятельного изучения материала; - посещение консультаций ведущих преподавателей ближайшей школы; - ежедневная работа над собой, направленная на приведение в систему всех знаний, накопленных в процессе изучения предмета, а также понятийного и категориального аппарата конкретной дисциплины. Рассмотрим теперь основные проблемы, связанные с реформой высшего образования в Российской Федерации. В нашей стране с 1993 года была введена многоуровневая система высшего профессионального образования. В 2009 году эта система будет окончательно внедрена во все вузы. Ранее у нас выпускались только дипломированные специалисты, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: через 4 года обучения присваивается степень бакалавра, а затем, после 2-х лет специализированной подготовки - степень магистра. Кто же такой бакалавр и кто такой магистр? Бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учится только 4 года. А вот магистр - это уже научный работник, подготовленный к исследовательской деятельности в рамках узкой теории. В связи с отсутствием или недостаточным развитием научно-методической базы, лишь немногие вузы будут готовить магистров. В Сибири к таковым можно отнести НГУ, ТГУ, КГУ и некоторые другие. В остальных вузах будет введен только бакалавриат. В соответствии со своей квалификацией, бакалавр имеет право занимать должность, для которой предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать «специалистов» и «магистров». Исходя из всего вышесказанного, сделаем некоторые выводы. Российское образование изо всех сил стремятся приблизить к западному образцу, разрушая самые лучшие принципы, заложенные в советскую эпоху. К чему это приведет - покажет время. А вам, уважаемые абитуриенты, несмотря на все сложности мира сего, на все перемены, происходящие во многих структурах общества, хочется пожелать успешной сдачи ЕГЭ и правильного выбора будущей профессии. Удачи вам, куда бы вы ни поступали! В. Пуркина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики ФМФ ГАГУ, Е. Кайгородов, ст. лаборант кафедры алгебры, геометрии и методики преподавания математики ФМФ ГАГУ.