Понедельник, 30.12.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Разделы новостей
Все новости
Духовная миссия
Если хочешь быть
Малый бизнес
Из редакционной почты
Официальная хроника
За культуру наших сел
Наши интервью
Права человека
Образование
Абитуриенту на заметку
Объявления
Здоровье
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » 2009 » Февраль » 24 » Великий пост
Великий пост
13:43
Пост Великой Четыредесятницы, как и среда и пятница в течение всего года - самые древние посты, единственные, которые имеют Вселенское значение. Их важность была подтверждена канонами Вселенских Соборов (69 правило святых апостолов, 5 правило I Вселенского Собора, 29 и 89 правила VI Вселенского Собора). Другие установленные Церковью посты основаны на Священном Предании, которое, впрочем, имеет ту же силу и авторитет.
Великий пост восходит к апостольским временам и был учрежден в подражание сорокадневному посту Спасителя (Мф. 4, 2), а также сорокадневному посту пророка Моисея (Исх. 34, 28) и посту пророка Илии (3 Цар. 19, 8).
О его древности свидетельствует то, что только в период Великого поста, в отличие от других, более поздних многодневных постов, не разрешается, кроме суббот и воскресений, совершение Бескровной Жертвы (т.е. полной Литургии).
С ранних времен Великий пост был связан с древним постом перед Пасхой - одним, двумя, а потом шестью днями перед Пасхальным Воскресеньем (Страстная седмица, в другой традиции - Великая седмица). Не находит серьезных подтверждений и убедительных доказательств предположение, что сначала ради точного подражания сорокадневному посту Спасителя в пустыне после Его крещения Четыредесятница была связана с праздником Богоявления и начиналась, таким образом, 7 января.
Первоначальное значение
Значение сорокадневного поста изначально отождествлялось с подготовкой оглашенных и «к святому просвещению предуготовленных» к их крещению на Пасхальном Всенощном бдении в ночь Великой Субботы. Об этом первоначальном значении свидетельствуют некоторые неизменные до сих пор «прошения» на Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в Великую Четыредесятницу. О том же говорят и ежедневные Чтения на богослужениях этого периода, избранные из книг Бытия, пророка Исаии и Паримий, которые Древняя Церковь использовала для катехизации.
На Пасху по-особенному переживалось Таинство Крещения как участие (со-погребение и со-воскресение) в вольной Смерти и Воскресении Господа. Согласно толкованию апостола Павла, «…мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Литургия Пасхальной ночи была исключительно «крещальной» Литургией, ее уставу по сегодняшний день следует вечерняя Литургия Великой Субботы (Вечерня Воскресения с Литургией Василия Великого). Особенности, показывающие крещальный характер этой Литургии, следующие:
1) Чтение на Вечерне пятнадцати Ветхозаветных отрывков для покрытия времени крещения оглашенных в Баптистерии, пока верующие ожидали их в храме, чтобы всем вместе совершить Божественную Литургию. Прибытие новокрещенных в храм происходило при пении входного гимна «Елицы во Христа крестистеся…»;
2) Чтение зачал из Нового Завета (Апостол и Евангелие), являющихся чтениями Таинства Крещения;
3) Пение вместо Трисвятого крещального гимна «Елицы во Христа крестистеся…».
Способ прощения
а) Период Триоди
Чтобы получилось три подготовительные недели к Великому посту, к Сырной седмице (Масленице), остатке 8-недельной Четыредесятницы, были прибавлены еще две (седмицы от Недели мытаря и фарисея и от Недели о блудном сыне). Этот период в греческой традиции называется Триодь.
Во время Триоди верующие постепенно духовно готовятся к вступлению в Великий пост.
В первую седмицу (от Недели мытаря и фарисея до Недели о блудном сыне), которая в греческой традиции называется "Проглашающая", поскольку является провозвестником Великой Четыредесятницы, во все дни недели - "разрешение на вся" (сплошная седмица).
Во вторую седмицу, в греческой традиции Мясопустную или Мясную (от Недели о блудном сыне до Недели о Страшном суде (мясопустной), разрешается вкушать всякую пищу во все дни, кроме среды и пятницы, дни строгого поста. Мясопустная Неделя (воскресенье) - последний день, когда вкушается мясо.
В третью седмицу, "Сыроядную" или "Сырную" (с понедельника после Мясопустной Недели до Прощеного Воскресенья), во все дни без исключения вкушается все, кроме мяса (согласно греческой традиции - "белый пост"). Эту седмицу прп. Феодор Студит называет "предпостной", а православная гимнография - "очистительной", поскольку именно эта седмица готовит нас к вступлению в Святую Четыредесятницу.
Прощеным (или Сырным) Воскресеньем завершается подготовительный период трех недель Триоди и начинается Великая Четыредесятница.
б) Великая Четыредесятница
В Великую Четыредесятницу пост строгий, без потребления "вина и елея".
Елей и вино разрешаются только в субботы и воскресенья (как в дни "непостные") и в праздник святых сорока мучеников. Если кто-то вкушает подсолнечное масло (елей) в понедельник, вторник и четверг - то только по личным причинам, например из-за слабости или по болезни, по рассуждению и благословению духовника.
Рыба разрешается в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.
Первая седмица называется "Чистой" и начинается в Чистый понедельник, день строгого поста. Свое название этот день получил из-за попытки императора Юлиана Отступника осквернить пищу христиан в Константинополе. Его хитрость была раскрыта вмешательством Божиим: святой мученик Феодор Тирон через Константинопольского Патриарха Евдоксия побудил народ питаться коливом. Это удивительное чудо вспоминается Церковью в субботу Первой седмицы Великого поста, потому что "в Четыредесятницу не совершается память мучеников, кроме субботы и воскресенья". Эта седмица соблюдается сухоядением или трехдневным воздержанием от всякой пищи в первые три дня, или даже полным воздержанием от пищи до Великого Повечерия четверга или Службы Акафиста (греческая церковная традиция) в Пятницу.
в) Лазарева Суббота, Неделя Ваий
Великая Четыредесятница заканчивается в пятницу шестой седмицы. За ней следуют два праздничных дня, два Господских праздника (в которые не совершается поминовение усопших, как и во все Господские праздники),
"восстания святого и праведного друга Хрситова, Лазаря Четверодневного" в субботу и "светлого и славного празднования во Иерусалим входа Господа нашего Иисуса Христа" в воскресенье.
В эти дни ради завершения Великого поста и торжества Христова над смертью, Который "прежде Своея Страсти общее воскресение уверяет", в субботу потребляем "елей и вино", а в Неделю Ваий - "рыбу". Прп. Феодор Студит монахам Студийского монастыря определял вкушение рыбы и в Лазареву Субботу (Migne 99, 1791).
г) Страстная седмица
В Страстную Седмицу, с Великого (Страстного) Понедельника до Великой (Страстной) Субботы, определен строгий пост с воздержанием от масла (елея).
Что касается Великого Четверга, то согласно отраженному в "Триоди" Уставу обители Святого Саввы и Уставам других Церквей и обителей (а также, по мнению блаженного Константинопольского Патриарха Николая и в соответствии с традициями греческого народа и других православных христиан), чтобы почтить день Тайной Вечери, в который Господь передал нам Таинство Божественной Евхаристии, в пищу после Причастия можно употреблять масло.
Что касается Великой Субботы, этот день требует особого внимания, т.к. этот день - день строгого поста, единственная постная суббота. Пост в Великую Субботу продолжается до полуночи, "до наступления Дня Господня", когда возгласится Воскресение Господне. Апостольские постановления определяют: "Суббота до возглашения петухов простирается, пост заканчиваем при наступлении "первого (дня) по Субботе", который есть Воскресенье".
Категория: Духовная миссия | Просмотров: 1698 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Февраль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 27
Гостей: 27
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024
карта сайта