Пост Великой Четыредесятницы, как и среда и пятница в течение всего года - самые древние посты, единственные, которые имеют Вселенское значение. Их важность была подтверждена канонами Вселенских Соборов (69 правило святых апостолов, 5 правило I Вселенского Собора, 29 и 89 правила VI Вселенского Собора). Другие установленные Церковью посты основаны на Священном Предании, которое, впрочем, имеет ту же силу и авторитет. Великий пост восходит к апостольским временам и был учрежден в подражание сорокадневному посту Спасителя (Мф. 4, 2), а также сорокадневному посту пророка Моисея (Исх. 34, 28) и посту пророка Илии (3 Цар. 19, 8). О его древности свидетельствует то, что только в период Великого поста, в отличие от других, более поздних многодневных постов, не разрешается, кроме суббот и воскресений, совершение Бескровной Жертвы (т.е. полной Литургии). С ранних времен Великий пост был связан с древним постом перед Пасхой - одним, двумя, а потом шестью днями перед Пасхальным Воскресеньем (Страстная седмица, в другой традиции - Великая седмица). Не находит серьезных подтверждений и убедительных доказательств предположение, что сначала ради точного подражания сорокадневному посту Спасителя в пустыне после Его крещения Четыредесятница была связана с праздником Богоявления и начиналась, таким образом, 7 января. Первоначальное значение Значение сорокадневного поста изначально отождествлялось с подготовкой оглашенных и «к святому просвещению предуготовленных» к их крещению на Пасхальном Всенощном бдении в ночь Великой Субботы. Об этом первоначальном значении свидетельствуют некоторые неизменные до сих пор «прошения» на Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в Великую Четыредесятницу. О том же говорят и ежедневные Чтения на богослужениях этого периода, избранные из книг Бытия, пророка Исаии и Паримий, которые Древняя Церковь использовала для катехизации. На Пасху по-особенному переживалось Таинство Крещения как участие (со-погребение и со-воскресение) в вольной Смерти и Воскресении Господа. Согласно толкованию апостола Павла, «…мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Литургия Пасхальной ночи была исключительно «крещальной» Литургией, ее уставу по сегодняшний день следует вечерняя Литургия Великой Субботы (Вечерня Воскресения с Литургией Василия Великого). Особенности, показывающие крещальный характер этой Литургии, следующие: 1) Чтение на Вечерне пятнадцати Ветхозаветных отрывков для покрытия времени крещения оглашенных в Баптистерии, пока верующие ожидали их в храме, чтобы всем вместе совершить Божественную Литургию. Прибытие новокрещенных в храм происходило при пении входного гимна «Елицы во Христа крестистеся…»; 2) Чтение зачал из Нового Завета (Апостол и Евангелие), являющихся чтениями Таинства Крещения; 3) Пение вместо Трисвятого крещального гимна «Елицы во Христа крестистеся…». Способ прощения а) Период Триоди Чтобы получилось три подготовительные недели к Великому посту, к Сырной седмице (Масленице), остатке 8-недельной Четыредесятницы, были прибавлены еще две (седмицы от Недели мытаря и фарисея и от Недели о блудном сыне). Этот период в греческой традиции называется Триодь. Во время Триоди верующие постепенно духовно готовятся к вступлению в Великий пост. В первую седмицу (от Недели мытаря и фарисея до Недели о блудном сыне), которая в греческой традиции называется "Проглашающая", поскольку является провозвестником Великой Четыредесятницы, во все дни недели - "разрешение на вся" (сплошная седмица). Во вторую седмицу, в греческой традиции Мясопустную или Мясную (от Недели о блудном сыне до Недели о Страшном суде (мясопустной), разрешается вкушать всякую пищу во все дни, кроме среды и пятницы, дни строгого поста. Мясопустная Неделя (воскресенье) - последний день, когда вкушается мясо. В третью седмицу, "Сыроядную" или "Сырную" (с понедельника после Мясопустной Недели до Прощеного Воскресенья), во все дни без исключения вкушается все, кроме мяса (согласно греческой традиции - "белый пост"). Эту седмицу прп. Феодор Студит называет "предпостной", а православная гимнография - "очистительной", поскольку именно эта седмица готовит нас к вступлению в Святую Четыредесятницу. Прощеным (или Сырным) Воскресеньем завершается подготовительный период трех недель Триоди и начинается Великая Четыредесятница. б) Великая Четыредесятница В Великую Четыредесятницу пост строгий, без потребления "вина и елея". Елей и вино разрешаются только в субботы и воскресенья (как в дни "непостные") и в праздник святых сорока мучеников. Если кто-то вкушает подсолнечное масло (елей) в понедельник, вторник и четверг - то только по личным причинам, например из-за слабости или по болезни, по рассуждению и благословению духовника. Рыба разрешается в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Первая седмица называется "Чистой" и начинается в Чистый понедельник, день строгого поста. Свое название этот день получил из-за попытки императора Юлиана Отступника осквернить пищу христиан в Константинополе. Его хитрость была раскрыта вмешательством Божиим: святой мученик Феодор Тирон через Константинопольского Патриарха Евдоксия побудил народ питаться коливом. Это удивительное чудо вспоминается Церковью в субботу Первой седмицы Великого поста, потому что "в Четыредесятницу не совершается память мучеников, кроме субботы и воскресенья". Эта седмица соблюдается сухоядением или трехдневным воздержанием от всякой пищи в первые три дня, или даже полным воздержанием от пищи до Великого Повечерия четверга или Службы Акафиста (греческая церковная традиция) в Пятницу. в) Лазарева Суббота, Неделя Ваий Великая Четыредесятница заканчивается в пятницу шестой седмицы. За ней следуют два праздничных дня, два Господских праздника (в которые не совершается поминовение усопших, как и во все Господские праздники), "восстания святого и праведного друга Хрситова, Лазаря Четверодневного" в субботу и "светлого и славного празднования во Иерусалим входа Господа нашего Иисуса Христа" в воскресенье. В эти дни ради завершения Великого поста и торжества Христова над смертью, Который "прежде Своея Страсти общее воскресение уверяет", в субботу потребляем "елей и вино", а в Неделю Ваий - "рыбу". Прп. Феодор Студит монахам Студийского монастыря определял вкушение рыбы и в Лазареву Субботу (Migne 99, 1791). г) Страстная седмица В Страстную Седмицу, с Великого (Страстного) Понедельника до Великой (Страстной) Субботы, определен строгий пост с воздержанием от масла (елея). Что касается Великого Четверга, то согласно отраженному в "Триоди" Уставу обители Святого Саввы и Уставам других Церквей и обителей (а также, по мнению блаженного Константинопольского Патриарха Николая и в соответствии с традициями греческого народа и других православных христиан), чтобы почтить день Тайной Вечери, в который Господь передал нам Таинство Божественной Евхаристии, в пищу после Причастия можно употреблять масло. Что касается Великой Субботы, этот день требует особого внимания, т.к. этот день - день строгого поста, единственная постная суббота. Пост в Великую Субботу продолжается до полуночи, "до наступления Дня Господня", когда возгласится Воскресение Господне. Апостольские постановления определяют: "Суббота до возглашения петухов простирается, пост заканчиваем при наступлении "первого (дня) по Субботе", который есть Воскресенье".