На республиканской научно-практической конференции «Ваш выбор» обсуждались проблемы предпрофильной подготовки и профильного обучения в школах. «Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников» - с такой темой выступила перед коллегами учитель начальных классов Шебалинской школы Г. А. Максимова. В системе профильного обучения ведущее место должна занимать учебно¬исследовательская деятельность обучающихся, направленная на развитие у них навыков самостоятельного овладения знаниями, проведения и анализа научного эксперимента, творческого восприятия современных наук, создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач поискового характера. Исследования О.Б. Роговой «Педагогические условия организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников» показали, что студенты 1 курса, которые имели опыт исследовательской деятельности в старшей школе, быстрее адаптируются к вузовской форме обучения; умеют искать информацию и работать со справочной и учебной литературой; умеют распределять время; планировать свою работу; умеют успешно реализовать большую часть задуманного; хорошо и отлично сдают сессии. Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит все большее применение. Учителя уже в начальной школе все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению любых объектов. Дети младшего школьного возраста по природе своей – исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Исследование любого вида основывается на природной любознательности младшего школьника, поэтому он, школьник, работающий над исследовательским проектом, решает свою, личностно значимую, проблему и задачей учителя в таком случае становится необходимость взять на себя ещё одну новую функцию - ¬руководителя учебно-исследовательской деятельности школьника. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, поставила цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка. Задачи: выявить наиболее одарённых детей в разных областях науки; расширить кругозор обучающихся в области достижений отечественной науки, учить работать с информацией; активно включать их в процесс самообразования и саморазвития; сформировать начальные навыки научной работы. Работая с младшими школьниками, я руководствовалась четырьмя принципами организации учебно-исследовательской деятельности: - принцип доступности; - принцип вариативности; - принцип творчества (креативности); - принцип временного развития. Принцип доступности предполагает организацию учебно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста обучающегося. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения поставленной задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного опыта творческой работы. Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработки таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей; трудолюбия и т.д. Успех исследования во многом зависит от его организации. Известный ученый А.И. Савенков предлагает методику организации исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников, однако она в основном направлена на работу с так называемыми «одаренными детьми». Мы считаем, что исследовательской деятельностью можно увлечь каждого ребенка. И это зависит от мастерства и желания учителя. Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. В результате анкетирования детей и родителей выявила, что они понимают значение слова «исследование» и могут отличить детское исследование от взрослого. Установила исследовательский интерес каждого ребенка. На основе анализа данных определила несколько групп, в которые попали школьники, интересующиеся одинаковыми областями знания: животные, музыка, полезные ископаемые, механизмы, история, растения. Поскольку проблематику исследовательских проектов определили интересы детей, то их реализация оказалось возможной во внеучебной деятельности. Отдельным направлением стала работа с родителями, в ходе которой определилась степень участия каждой семьи в исследовательской деятельности. При помощи педагога было проведено планирование учебно-исследовательской деятельности и разработаны программы исследования каждого ребёнка. Программы имели одинаковую структуру: тема, объект, предмет, цель, задачи, методы, гипотеза и база исследования, руководитель и консультант исследовательского проекта. Анастасия Анохина в 1 классе исследовала тему «Бумага и ее свойства», во втором – «Вторая жизнь леса», в третьем – «Волшебная сила трав». Елизавета Морозова в 1 – 2 классах – «Музыкальные инструменты русского и алтайского народов. С этой работой Лиза приглашена на VI Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в г. Сочи под руководством доктора психологических наук, профессора Александра Ильича Савенкова. В третьем классе Е. Морозова исследует тему «Влияние музыки на живые организмы». Первоклассник Андрей Тислицкий с работой «Вода и ее свойства» стал лауреатом всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио», а работа «Причины загрязнения воды» приняла участие в региональном этапе Всероссийской акции «Летопись добрых дел» по сохранению природы. Алена Суртаева в первом классе исследовала тему «Влияние влаги, тепла и света на жизнь растений». Во втором – «История одного человека», где по фото и наградам Алена изучила жизненный путь своего прадеда, ветерана Великой Отечественной войны Г. П. Беликова. Сейчас А. Суртаева работает над темой «Влияние луны на рост растений». В третьем классе Артем Лазарев работает над темой «Моя школа», где отвечает на вопрос, почему школа носит имя Л. В. Кокышева. Андрей Чичканов проследил родословную своего рода до пятого поколения в работе «Я из рода кőбőк». Ангелина Катаева во втором классе изучила «Историю возникновения одежды». Андрей Алматов в работе «Моя родина – Кумалыр» проследил родословную до четвертого поколения, узнал легенду возникновения названия «Кумалыр», рассказал о первых поселенцах, названиях логов. Александр Шипилов в первом классе исследовал тему «Огонь – друг человека», во втором – «Огонь – враг человека». Все работы имеют дипломы и грамоты. А. Шипилов получил и денежное вознаграждение. Все программы представлены в печатном варианте и оформлены младшими школьниками в виде мультимедийных презентаций. Осуществление деятельности каждого ребёнка происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общая для всех обучающихся задача - сбор информации по теме исследования. Очень важно, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, третьеклассники научились искать информацию в Интернет, выходили на сайты общественных организаций, музеев и т. д. Большая роль отводится получению информации из «живых источников» - благодаря наблюдениям и экскурсиям, интервью. Ожидаемым результатом можно назвать интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика имела следующие результаты: 1. Умение работать с информацией. 2. Опыт целеполагания. 3. Ребёнок приобрёл опыт планирования. 4. Расширение кругозора. 5. Развитие мышления. б. Развитие эмоциональной сферы. 7. Опыт публичного выступления. 8. Выступление на школьном и региональном уровне В результате моей работы повысилась успеваемость обучающихся, для некоторых ребят изучение ряда тем стало значительно проще, многие ученики стали активнее и увереннее в себе, а класс в целом стал собраннее и дружнее. Наряду со стремлением к чисто научному познанию и удовлетворению любопытства, мои ученики получили хороший стимул к развитию творчества, фантазии, логического мышления, приобрели неоценимый опыт коммуникативного развития. Мне хочется, чтобы учителя начальных классов не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяю вас, что это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы. Г. Максимова, классный руководитель 3 «а» класса Шебалинской школы
Категория: Образование |
Просмотров: 2489 |
Добавил: Людмила
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]