Среда, 13.11.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Разделы новостей
Все новости
Духовная миссия
Если хочешь быть
Малый бизнес
Из редакционной почты
Официальная хроника
За культуру наших сел
Наши интервью
Права человека
Образование
Абитуриенту на заметку
Объявления
Здоровье
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » 2009 » Апрель » 8 » Исследовать учимся с детства
Исследовать учимся с детства
10:37
На республиканской научно-практической конференции «Ваш выбор» обсуждались проблемы предпрофильной подготовки и профильного обучения в школах. «Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников» - с такой темой выступила перед коллегами учитель начальных классов Шебалинской школы Г. А. Максимова.
В системе профильного обучения ведущее место должна занимать учебно¬исследовательская деятельность обучающихся, направленная на развитие у них навыков самостоятельного овладения знаниями, проведения и анализа научного эксперимента, творческого восприятия современных наук, создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач поискового характера. Исследования О.Б. Роговой «Педагогические условия организации региональной системы исследовательской деятельности старшеклассников» показали, что студенты 1 курса, которые имели опыт исследовательской деятельности в старшей школе, быстрее адаптируются к вузовской форме обучения; умеют искать информацию и работать со справочной и учебной литературой; умеют распределять время; планировать свою работу; умеют успешно реализовать большую часть задуманного; хорошо и отлично сдают сессии.
Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе
современной школы находит все большее применение. Учителя уже в начальной школе все чаще стремятся предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению любых объектов. Дети младшего школьного возраста по природе своей – исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Исследование любого вида основывается на природной любознательности младшего школьника, поэтому он, школьник, работающий над исследовательским проектом, решает свою, личностно значимую, проблему и задачей учителя в таком случае становится необходимость взять на себя ещё одну новую функцию - ¬руководителя учебно-исследовательской деятельности школьника.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, поставила цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка.
Задачи: выявить наиболее одарённых детей в разных областях науки; расширить кругозор обучающихся в области достижений отечественной науки, учить работать с информацией;
активно включать их в процесс самообразования и саморазвития; сформировать начальные навыки научной работы.
Работая с младшими школьниками, я руководствовалась четырьмя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:
- принцип доступности;
- принцип вариативности;
- принцип творчества (креативности);
- принцип временного развития.
Принцип доступности предполагает организацию учебно-исследовательской
деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста обучающегося.
Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения поставленной задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.
Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение им собственного опыта творческой работы.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработки таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей; трудолюбия и т.д. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Известный ученый А.И. Савенков предлагает методику организации исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников, однако она в основном направлена на работу с так называемыми «одаренными детьми». Мы считаем, что исследовательской деятельностью можно увлечь каждого ребенка. И это зависит от мастерства и желания учителя. Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.
В результате анкетирования детей и родителей выявила, что они понимают значение слова «исследование» и могут отличить детское исследование от взрослого. Установила исследовательский интерес каждого ребенка.
На основе анализа данных определила несколько групп, в которые попали школьники, интересующиеся одинаковыми областями знания: животные, музыка, полезные ископаемые, механизмы, история, растения.
Поскольку проблематику исследовательских проектов определили интересы детей, то их реализация оказалось возможной во внеучебной деятельности. Отдельным направлением стала работа с родителями, в ходе которой определилась степень участия каждой семьи в исследовательской деятельности. При помощи педагога было проведено планирование учебно-исследовательской деятельности и разработаны программы исследования каждого ребёнка. Программы имели одинаковую структуру: тема, объект, предмет, цель, задачи, методы, гипотеза и база исследования, руководитель и консультант исследовательского проекта.
Анастасия Анохина в 1 классе исследовала тему «Бумага и ее свойства», во втором – «Вторая жизнь леса», в третьем – «Волшебная сила трав». Елизавета Морозова в 1 – 2 классах – «Музыкальные инструменты русского и алтайского народов. С этой работой Лиза приглашена на VI Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» в г. Сочи под руководством доктора психологических наук, профессора Александра Ильича Савенкова. В третьем классе Е. Морозова исследует тему «Влияние музыки на живые организмы».
Первоклассник Андрей Тислицкий с работой «Вода и ее свойства» стал лауреатом всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио», а работа «Причины загрязнения воды» приняла участие в региональном этапе Всероссийской акции «Летопись добрых дел» по сохранению природы.
Алена Суртаева в первом классе исследовала тему «Влияние влаги, тепла и света на жизнь растений». Во втором – «История одного человека», где по фото и наградам Алена изучила жизненный путь своего прадеда, ветерана Великой Отечественной войны Г. П. Беликова. Сейчас А. Суртаева работает над темой «Влияние луны на рост растений».
В третьем классе Артем Лазарев работает над темой «Моя школа», где отвечает на вопрос, почему школа носит имя Л. В. Кокышева. Андрей Чичканов проследил родословную своего рода до пятого поколения в работе «Я из рода кőбőк». Ангелина Катаева во втором классе изучила «Историю возникновения одежды». Андрей Алматов в работе «Моя родина – Кумалыр» проследил родословную до четвертого поколения, узнал легенду возникновения названия «Кумалыр», рассказал о первых поселенцах, названиях логов. Александр Шипилов в первом классе исследовал тему «Огонь – друг человека», во втором – «Огонь – враг человека».
Все работы имеют дипломы и грамоты. А. Шипилов получил и денежное вознаграждение.
Все программы представлены в печатном варианте и оформлены младшими школьниками в виде мультимедийных презентаций. Осуществление деятельности каждого ребёнка происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общая для всех обучающихся задача - сбор информации по теме исследования. Очень важно, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, третьеклассники научились искать информацию в Интернет, выходили на сайты общественных организаций, музеев и т. д. Большая роль отводится получению информации из «живых источников» - благодаря наблюдениям и экскурсиям, интервью.
Ожидаемым результатом можно назвать интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика имела следующие результаты:
1. Умение работать с информацией.
2. Опыт целеполагания.
3. Ребёнок приобрёл опыт планирования.
4. Расширение кругозора.
5. Развитие мышления.
б. Развитие эмоциональной сферы.
7. Опыт публичного выступления.
8. Выступление на школьном и региональном уровне
В результате моей работы повысилась успеваемость обучающихся, для некоторых ребят изучение ряда тем стало значительно проще, многие ученики стали активнее и увереннее в себе, а класс в целом стал собраннее и дружнее. Наряду со стремлением к чисто научному познанию и удовлетворению любопытства, мои ученики получили хороший стимул к развитию творчества, фантазии, логического мышления, приобрели неоценимый опыт коммуникативного развития.
Мне хочется, чтобы учителя начальных классов не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяю вас, что это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы.
Г. Максимова, классный руководитель 3 «а» класса Шебалинской школы
Категория: Образование | Просмотров: 2489 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024
карта сайта