Среда, 16.10.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Разделы новостей
Все новости
Духовная миссия
Если хочешь быть
Малый бизнес
Из редакционной почты
Официальная хроника
За культуру наших сел
Наши интервью
Права человека
Образование
Абитуриенту на заметку
Объявления
Здоровье
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » 2009 » Май » 14 » Музыкальные инструменты русского и алтайского народов
Музыкальные инструменты русского и алтайского народов
09:08
С исследовательской работой под таким названием ученица третьего класса Шебалинской средней школы Лиза Морозова приняла участие и стала призером V Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь. Он проходил 23 - 25 апреля в городе Сочи, где Лиза заняла второе место. Председателем жюри конкурса был доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры развития Московского педагогического государственного университета, академик Академии педагогических и социальных наук Александр Ильич Савенков (на снимке вместе Лизой).
В своём выступлении Лиза рассказала о музыкальных инструментах русского и алтайского народов. Вот, что поведала она слушателям:
-Я третий год посещаю занятия в музыкальной школе по классу фортепиано. И мне очень захотелось узнать больше о музыкальной культуре алтайцев, сравнить музыкальные инструменты русского и алтайского народов. К тому же в нашей семье все любят музыку: мама играет на пианино, бабушка часто поет под аккомпанемент дедушки-гармониста.
Классный руководитель Галина Александровна посоветовала нам поработать над темой: «Музыкальные инструменты русского и алтайского народов». Над данной темой работала 2 года. В первом классе изучала русские народные инструменты и пробовала изготовить простейшие из них. Второй год изучала музыкальное творчество алтайского народа. И сравнивала инструменты алтайцев и русских.
Чтобы узнать об исследователях музыкальной культуры алтайцев, мы с мамой обратились в районную библиотеку, в отдел краеведения. Из книги художественного руководителя государственного оркестра Республики Алтай В. Е. Кончева «Школа игры на алтайском комусе» узнала, что начинателем изучения алтайской музыкальной культуры, был русский миссионер В. И. Вербицкий Он посвятил этому более тридцати лет (1853-1890 гг.). В.И. Вербицкий первый описал музыкальные инструменты алтайцев – топшуур и икили. Впервые нотные записи алтайских песен с текстами были записаны известным учёным В.В. Радловым, который был на Алтае с 1859-1871 годах. А из книги «Композитор Андрей Викторович Анохин «Сказание об Алтае» и от работников районного краеведческого музея узнала, что самым выдающимся исследователем алтайского музыкального искусства был композитор и этнограф А.В.Анохин, который занимался этим более двадцати лет с 1907-1931 гг. Им записано более 500 алтайских народных песен и около 800 мелодий. Учёный дал описание ряда алтайских народных инструментов. Таким образом, А.В. Анохин является первыми исследователем музыкальной культуры алтайских племён.
Первый инструмент, о котором узнала и хотела бы рассказать – струнный музыкальный инструмент топшур. Это двухструнный музыкальный инструмент. Корпус и гриф топшуура целиком вырезаются из одного куска дерева (кедра). Долбленый овальный корпус покрывают сверху тоненькой дощечкой или сыромятной телячьей кожей. Струны изготавливаются из конского волоса, свитого веревочкой. Волос подбирается белый. На верхней деке прорезается отверстие, гриф не имеет ладов. Звук, извлекаемый на струнах, напоминает звучание тугонатянутой нити, но чище и ярче. Перед игрой топшуур, имеющий кожаную верхнюю деку, подсушивают. Складывались в народе и загадки о народном инструменте: «Рысит, как бурый конь, поёт, как зятёк молодой» (топшуур), «Днём и ночью не смолкает, десятерым ребятам покоя не даёт (топшуур и пальцы)». Существует также и легенда о топшууре. Она гласит, что музыка топшура есть дар неба или богов.
Второй музыкальный инструмент – икили. Он похож на топшуур, но с более высокой подставкой. Играют на икили смычком, сделанным из ивового прута, на который натягивается конский волос. Его натирают смолой лиственницы или кедра. При игре инструмент ставят на левое колено или держат между ног наклоненным, слегка прижимая корпус к коленям. Смычок натяжной колодки не имеет, поэтому во время игры ослабевший волос подтягивается пальцем правой руки. Звук негромкий, но мелодичный и богатый. В народе встречается двойной инструмент - с одной стороны икили, с другой - топшуур. Икили использовал кожончи - исполнитель лирических, бытовых, исторических песен.
Ещё одним инструментом алтайцев, о котором узнала, является шоор. Шоор - один из древнейших духовых алтайских инструментов. Он похож на флейту, но без боковых отверстий. Интересно то, что шоор сохранил до наших дней свою первоначальную конструкцию в неизменном виде. До сих пор он изготавливается из ровного пустотелого стебля высохшего растения (пучки - борщевика). Обычная длина шоора 50-80см с диаметром 1,5-3см. С обеих сторон он открыт. Более широкий конец дудки прижимается у правой половины рта к верхним зубам. При вдувании в него воздуха, образуется свистящий звук, который регулируется указательным пальцем на другом конце. Звук зависит от длины и диаметра дудки. Шоор раньше использовали чабаны.
Следующий инструмент комус (варган). Комус изготовлен из металлической подковки, с вкованной посреди упругой пластинкой вибратором, загнутой на конце и называемой язычком. Длина его может быть от 3 до 20 сантиметров. Играющий вкладывает в рот продолговатую часть комуса так, чтобы прутики комуса касались передних зубов. Язычок комуса ударяется указательным пальцем, и от вибрирования его получается один тон. Рот резонирует этот звук, а язык и губы делают его то густым, то тонким.
Комус изготовлялся не только из металла, но и из других упругих материалов.
Бубен – ударный инструмент, использовался шаманом. Остов бубна деревянный, похож на решето. На остов натягивается шкура животного и подвешивается к нему ремнями. На открытую сторону бубна вставляется деревянная перекладина, за которую держат бубен. На коже бубна при помощи острого орудия выцарапываются рисунки: животных, человека, птиц, зверей. На перекладины навешиваются маленькие загнутые железки и тряпки различных цветов. При ударе, который делается всегда особой колотушкой «орбы», получается сильный гул и бряцание украшающих железок. Перед использованием бубен всегда накаливают на огне и доводят его до нужной высоты. Сегодня многие артисты эстрады и театра используют бубен в качестве барабана.
Дьядаан – щипковый инструмент древнего происхождения. Изготовлялся из цельного куска дерева, струны натягивались жильные. Со временем был утерян и упоминался лишь в легендах. Но в последние годы восстановлен нашими алтайскими умельцами и сейчас используется инструментальным ансамблем «Алтай Кай». Он представляет собой продолговатый узкий ящик с одной открытой стороной. На одной из сторон, представляющей собой гриф инструмента, во всю длину натягивается шесть или семь металлических струн. Звуки на дьядаане регулируются бараньими косточками (кажык). Они передвигаются с места на место. Звук на струнах извлекается щипком. Играют на дьядаане обычно пальцами правой руки, при этом исполнитель сидит, положив инструмент перед собой на колени.
На амыргы имитировали крик марала. Этот инструмент изготавливается из полога рога животного или древесины. Звуки извлекаются при втягивании в себя воздуха. Этот манок, подражающий зову марала, широко известен среди охотников на крупную дичь. Амыргы применяется в настоящее время только охотниками в период гона.
Музыкальный инструмент – шатра, представляет собой обыкновенную трещотку, сделанную из дерева. Шумовой инструмент обычно применялся во время охоты для выгона животных из берлоги или зарослей, а также чабанами для загона овец или коз.
Звуковым орудием скотоводов был бич, кнут – камчы. Его свист, разрезающий воздух, хлёсткое щёлканье, звучащее громче выстрела, помогает управлять большим стадом или табуном. Камчы – непременный атрибут мужского традиционного костюма.
Кирлее и тана-топчы имеют характерный звук, похожий на жужжание, гудение, завывание, вой ветра.
Шанг – колокольчик средних размеров с сильным, звонким, долго не затухающим звуком.
Конко – небольшой колокольчик. Маленькие колокольчики подшивали к украшениям девушки. По звону знали, что девушка далеко не ушла, не украдена.
Другие бытовые музыкальные инструменты: кушкан – сбруя седла; дьярын – косточка, баранья лопатка, копыта; кузук, кумургай – шумовой пучок.
Бытовые инструменты алтайцев создают звуки, приближающиеся к звукам природы.
Русские народные музыкальные инструменты. Одними из первых в Древней Руси были следующие музыкальные инструменты: деревянные трубы и рога, колокольчики, глиняные свистульки, флейта, гусли, сопель и свирель, било. Почти все эти инструменты использовались скоморохами – странствующими актерами.
Гусли представляют собой небольшой корпус в форме крыла с натянутыми струнами. При игре инструмент находился на коленях. Их использовали в ратных походах и на празднествах.
Флейта – тростниковая трубочка. Звук извлекали путем подачи воздуха в игровую трубку.
Гудок – струнный инструмент. Состоит из деревянного корпуса и имеет три струны.
Позднее появился и другой струнный инструмент – балалайка. В разные времена её называли по разному: и «бала-бойка», и «балабайка». Оказывается, самый русский музыкальный инструмент, балалайка, позаимствован нашими предками у тюркских народов.
Ложки – это самый простой и распространённый инструмент русского народа. Трещотка или трескотуха - представляет собой как бы снизку деревянных пластинок, изготовленных из дуба, ореха или клена, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки.
Бубенчик является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик (иногда несколько), при встряске он ударяется о стенки и извлекает звук. Ещё один редкий музыкальный инструмент – дрова. Представьте себе: выходит на сцену обыкновенный прохожий с вязанкой дров за спиной. Затем он раскладывает свои «дрова» перед собой и небольшими молоточками начинает играть на них весёлые плясовые мелодии.
У русского и алтайского народов есть похожие народные инструменты. Так А.В. Анохин, описывая топшуур, сравнивает его с балалайкой. Балалайка раньше была также двухструнная. Позднее её усовершенствовали и добавили третью струну. Топшуур и балалайка имеют много общего: первые балалайки также как и топшуур имели овальный корпус и две струны; играют на обоих инструментах пальцами, балалаечным бряцанием. На топшууре играют народные певцы - сказители (кайчи) в особых, торжественных случаях, а балалайку используют и в оркестре, и для плясовых, народных наигрышей.
Смычковые инструменты икили и гудок практически схожи во всём: овальный корпус; одна из струн у обоих инструментов служит для сопровождения, на других исполняют мелодию; при игре оба инструмента располагаются на коленях; оба инструмента – аккомпанирующие.
Ударные инструменты - шатра и трещотка. Сходство этих инструментов состоит в том, что оба они изготовлены из дерева, оба издают трескучий звук и оба в настоящее время применяются в различных ансамблях и оркестрах.
Работать по данной теме мне было очень интересно. Много узнала о русских и алтайских народных инструментах, об их появлении. Пришла к следующим выводам. Многие русские и алтайские народные инструменты имеют сходство в звучании, строении, применении (комус и варган, трещотка и шатра). Самые простейшие народные инструменты можно изготовить дома. Их изготовлением должен заниматься мастер, который знает, из каких материалов их лучше мастерить. В ходе выполнения своей работы узнала, что музыка всегда была важной частью жизни человека..
В конце своего доклада Елизавета порадовала жюри и зрителей музыкальным выступлением, игрой на комусе.
Коллектив школы, классный руководитель Г.А.Максимова и мама Лизы, Морозова Н.В. выражаем огромную благодарность спонсорам: администрации МО «Шебалинский район», МОУ «Шебалинская СОШ им. Л.В.Кокышева», Морозову П.А., Старыгину Е.П., Сапаа А.А., Киндикову А.К., Петрешову А.Е., Богустаеву А.Н., Идубалину В.Н., Казанцева С.А., Бракоренко А.В., Теплоуховой Л.Д., Башкировой З.В., Суховерковой Н.Н., Чендековой Г.А., Тюпову С.В., Идубалину И.В., Фефелову, Охриной Л.Е., Маймановой Г.М., Сухорукову Ю.Е., Сагитовой Т.В., Манинову У.У.,Казанцевой Е.М., Самуйловой Н.С., учителям школы Анохиной Л.А., Ластаевой А.А., Яндиковой Н.Н., Алматовой В.В., Агеевой М.Г., Горбачёвой Н.Г., Парошину Е.В., Максимову Г.А., сельпо «Шебалинское», «Пенсионный фонд».
Сердечно благодарим Е.Г. Склюеву, которая сопровождала Елизавету на Российский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
Г. Максимова, классный руководитель 3 класса «а»
Категория: Все новости | Просмотров: 5759 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024
карта сайта