«Разъезжая по Алтаю с проповедью Евангелия, основатель Алтайской Миссии бывал и в деревне Черге», - вспоминает о. Василий Постников. По рассказам чергинских стариков, в первый раз о. архимандрит Макарий, приехавши в Чергу, сделал жителям выговор за то, что они самочинно отправляют службу, имеют колокол и часовню. «Ты тут служишь за попа», - обратясь к старику Попову, сказал о. Макарий. В свое оправдание чергинцы сказали о. Макарию: «Мы потомки священника г. Енисейска, без молитвы мы не привыкли жить, люди мы православные, по-православному молимся, и содержим веру, как заповедует святая церковь. Если угодно вам, можете посмотреть, как мы молимся». День был субботний, вечером должна быть общая молитва. Отец архимандрит остался. Вечером была молитва, и на другой день, в воскресенье, тоже молились все вместе. На молитву при¬ходил о. Макарий. Порядок, какой соблюдался во время мо¬литвы, так понравился о. архимандриту, что он прожил в Черге целую неделю. Отъезжая из Черги, о. Макарий просил жителей, чтобы они всегда исполняли свое молитвенное правило, затем поклонился всем низко-низко и сказал: «Простите меня, оскорбил я вас напрасно своим выговором. Это сделал я, поверивши алтайским крестьянам-раскольникам». О. Макарию особенно понравилось в Черге то, что жители Черги крестьяне Поповы все знают грамоту, потому что ста¬рики, их отцы, считали своею обязанностью учить детей гра¬моте. Садясь на лошадь, о. Макарий сказал: «А я думал, что не встречу истинных христиан в Алтае; а они вот где сидят, в какой щели». Итак, уже в 30-е гг. ХIХ в. в с. Черга была православная крестьянская община, которая совершала богослужение и даже, как указывает о. Василий, имела «колокол и часовню». «История развития православия на Чергинской земле своими корнями уходит в самое начало XIX века. Более того, зарождение самой Черги, как села, идет вместе с появлением в этих местах православной веры. Вероятно, именно первые русские переселенцы принесли ее сюда», - читаем мы в исследовании «Православие на Чергинской земле» О. В. Поповой. «Годом возникновения населенного пункта считается 1796, по другим данным - 20-е годы XIX века. В эти годы и приехала сюда из Бийска первая русская семья – Вилисовых, которые построили первые рубленые избушки. До этого здесь в юртах проживали семьи полуоседлых алтайцев. Вслед за Вилисовыми поселились в Черге и другие русские семьи...» По данным О. В. Поповой первый молитвенный дом в Черге был построен в 1858 г. Затем, когда в 1873 г. строилась новая церковь в Мыюте, в Чергу из Мыюты было перенесено старое здание. «Для наблюдения за храмом избирали от общества попечителя», - пишет О. В. Попова. «Богослужение совершалось только в праздничные дни. Для этого жители приглашали причт из Михаило-Архангельской церкви с. Мыюта, так как Чергинский молитвенный дом был приписным к Мыютинскому стану. В 1895 году жителями Черги строится новый молитвенный дом, который по благословению Преосвященного Мефодия, Епископа Бийского, освящен о. Василием Постниковым в 1896 году. Здание его было деревянное с колокольней. Престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первоначально богослужение в нём совершали мыютинские миссионеры. В 1901 году кроме Великого поста в течение года совершено восемь Литургий. Из богослужебной утвари имелись все необходимые сосуды, напрестольное Евангелие, напрестольный крест, четыре иерейских ризы, три подризника и один стихарь с орарем. Эта «большая красивая» церковь, по рассказу Надежды Ивановны Казанцевой (учительницы истории Чергинской школы), со слов старожилов, построена на месте «старой простой» церкви. В этом помогли томский врач Курлов и один из бийских купцов. Церковь была расположена в центре села на возвышении. С 1908 г. с. Черга становится центром Чергинского миссионерского стана. При Покровской церкви формируется самостоятельный причт: с 1910 г. - священник Иоанн Филиппович Тюмаков, с 1909 г. псаломщик Афанасий Игнатьевич Сальников, с 1913 г. - диакон Василий Осипович Ялбаев. В то время в составе прихода - село Черга, деревня Камлак, аилы Майгот (Могута) и Большая Черга. Во всем Чергинском стане к 1915 году проживало 3746 человек, из них 83 % православных. «История Чергинской церкви неразрывно связана с развитием образования», - продолжает своё исследование О.В.Попова. «Формирование очередного стана включало появление церкви, молитвенных домов, больниц и школ. Первая школа в Черге помещалась в отведенной обществом избе. Тогда, не в пример нашему времени, профессия учителя была преимущественно мужской. Одним из первых учителей в Черге был Павел Фёдорович Рогов, одинокий дедушка, который обучал 19 учеников (по другим данным восемь-девять). Домишко его находился в яру у ключа, питался он пожертвованиями жителей. Учиться дети ходили сначала на дом к учителю, а позже - в молитвенный дом на современной улице Осипова. Писали ученики на грифельных досках и пользовались гусиными перьями. На стенах в избе Павла Федоровича висели картины с изображением небесных тел и астрономические таблицы. Учил он до 1892 года. Умер в семье Вакулевых». В Черге учительствовали также Е. И. Ячменев (с 1897 г.), К. В. Васильев (с 1901 г.), В. О. Ялбаев (с 1908 г., в 1913 г. рукоположен во диакона церкви с. Черга), Т. С.Иванов (с 1911 г.), А. М. Мылтусов (с 1912 г.). Число учащихся неуклонно росло. Так, по архивным данным, в 1889 г. в Чергинской школе обучался 21 ребёнок, в 1898 г. - 36 , в 1901 г. - 60-70, в 1917 г.-92. В завершение исследования О.В. Попова пишет, что учителя «не только впервые дали людям основы грамотности на Чергинской земле, но и учили их любви, нравственным и духовным основам в соответствии с Законом Божиим».