В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. У каждого народа он самобытен и имеет своеобразные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. Он формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире. С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО 21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию. Самобытность языка есть отражение неповторимости народа, уникальности его исторического пути, содержания его духа и культуры. -Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры ... Поэтому-то изучение и сбережение родного языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», – говорил Александр Куприн. -Держитесь ближе к народному языку, – советовал когда-то Максим Горький, и его совета в полной мере придерживаются учителя родных языков. Язык, культуру, обычаи своего народа они знают в совершенстве и передают эти знания своим ученикам. Очевидно, что язык – это не только средство общения. С его помощью любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое воспитание, ценностные ориентиры. Когда-то бабушки и дедушки, исполняя для внуков песни, рассказывая народные сказки, объясняя пословицы, поговорки и приметы, играли огромную роль в воспитании любви к родному языку, истории, традициям. Но, к сожалению, ситуация сегодня изменилась, и не в лучшую сторону, поэтому очевидна та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ребенка. Думается, что большинство людей понимает, что выяснять, какой язык главнее и нужнее, просто глупо, тем более что изучение одного языка совершенно не мешает познанию другого. В прошлом в семьях, причем не только дворянских, изучали до пяти и более языков. «Сколько языков ты знаешь – столько раз ты человек», – говорили мудрецы. И это действительно так, поскольку благодаря знанию разных языков человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания. Язык – душа народа, и долг каждой нации – сохранить свой язык, а долг каждого человека – серьезно и свято относиться не только к своему, но и чужому языку. «Народ существует, пока жив его язык». Культурно-историческая аксиома. Но как часто мы встречаемся с той ситуацией, о которой пишет в своем стихотворении Сурайа Сартакова: Как красиво они На другом языке говорят. Мне бы так говорить! Но родной язык Не отвергла бы я! В достатке живёт эта семья. Но горько мне, В нём есть сирота – Родной мой язык! Вскоре сын родился у них – Продолжился род. Но на одного человека Оскудел мой народ. Я надеюсь и верю, что пришла пора задуматься о родном языке и оценить его роль в нашей жизни. Пусть приведенная ниже статья (с небольшими сокращениями) выдающегося русского педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского (1824-1870) «Родное слово», которую современники называли «выдающимся гимном родному языку, поможет понять все значение родного языка в жизни каждого из нас. Кстати, самого Ушинского Исмаил-бей Гаспринский характеризовал как своего «незабвенного учителя». И. Якпунова, учитель алтайского языка и литературы