Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. За прошлое столетие, по мнению ученых, гиподинамия (низкая физическая активность человека) возросла с 1 до 94 процентов. Главными пороками человека становятся: накопление отрицательных эмоций без физической нагрузки, переедание и другие факторы риска. Сохранение здоровья участников образовательного процесса - одна из важнейших задач концепции модернизации российского образования, в рамках которого проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также развитие потребности ведения здорового образа жизни. А. Шопенгауэр говорил: « Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий, счастливее больного короля». Воспитание учащихся в семье и школе на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека. И средство это – воспитание ценностного отношения к своему здоровью, выражающееся формулой: « Здоровье – ценность!». Контроль за самочувствием учащихся - дело медиков, педагогов и родителей. Государство проявляет заботу о сохранении здоровья школьников, так, например, разработан законопроект «О внесении изменений в статью 51 Закона Российской Федерации «Об образовании». По данным академии РАМН среди факторов, обуславливающих здоровье человека, на долю экологических факторов приходится примерно 20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы, 10%- развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным фактором, влияющим на здоровье, является образ жизни. Поэтому понятие « здоровье» рассматривается комплексно: - физический аспект здоровья – физическая подготовка, умение преодолевать усталость, подвижный образ жизни позволяет ученику справиться с физической нагрузкой; - интеллектуальный аспект здоровья – хорошие умственные способности, необходимые знания, любознательность, потребность в саморазвитии; - нравственный аспект подразумевает потребность подчинить свое поведение общественным нормам и требованиям морали, самокритичность; - социальный аспект здоровья предполагает коммуникабельность, умение жить в социуме; - эмоциональная составляющая здоровья – уравновешенность, отсутствие негативных эмоций, напряжения, стресса. В школьный период обучения закладываются основы здорового образа жизни, как система норм и правил, формируются ключевые знания об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья. Ответственность за жизнь детей, укрепление их здоровья – одна из главных задач семьи и школы. Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме, это залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром. Проект «Дорожка Здоровья – Терренкур +» явился продолжением школьной программы « Здоровое поколение-будущее России» и часть его была реализована в детском оздоровительном лагере «Незабудка» при МБОУ «Шебалинская СОШ им. Л. В. Кокышева». Затем он будет продолжен, как исследовательская работа. В прошедшем учебном году воспитанники оздоровительного лагеря оборудовали такую же дорожку и занимались на ней в течение летнего сезона. Это было полезно и увлекательно для детей. Методист отдела образования Роза Васильевна Сулина порекомендовала расширить и доработать данное направление. Рассказала, что есть разные виды оздоровления, в том числе и ходьба по пересеченной местности - терренкур. Знак плюс был добавлен в названии потому, что он был дополнен беседами о здоровом образе жизни, знакомством и практической работой с разными видами масажеров – электрическими, механическими; закаливающими процедурами, изготовление массажеров самими детьми, контролем за медицинскими показателями здоровья, а также занятиями в сенсорной комнате Центра семьи. Основной целью данного проекта было создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков, способствующих сохранению и укреплению их психического, психологического и физического здоровья. Были поставлены следующие задачи: -укрепить физическое, психологическое и психическое здоровье участников смены через активные физкультурно-оздоровительные упражнения на Дорожке Здоровья – проект « Теренкур плюс», привлекая также к закаливанию детей с ограниченными возможностями; -помочь в формировании ценностного отношения к своему здоровью; -приобщить детей к активным формам оздоровления; -научить детей состоянию единения природы и человека, что поможет справиться с негативными эмоциями, напряжением, стрессом; -познакомить с нетрадиционными методами сохранения своего здоровья; -показать приемы релаксации, самомассажа для укрепления физического здоровья. Содержание определялось возрастными особенностями младших школьников и подростков. В проекте превалирует активная познавательная мотивация в сочетании с практическими упражнениями. Ребенок становился заинтересованным субъектом в укреплении своего физического, психического и психологического здоровья. Занятия, проводились в активной форме: прохождение по Дорожке Здоровья несколько раз в течение дня – по дороге в столовую на завтрак и обед (в теплое время суток, когда прогреются природные объекты – крупная, мелкая галька, гравий, песок, шишки, хвоя). Выполнение упражнений каждым ребенком имело большое значение. Они способствовали формированию ответственного и бережного отношения к своему здоровью, развили потребность в освоении других видов закаливания и его укрепления. Развили сенсорную чувствительность у детей, которая дает толчок к активной деятельности интеллекта. С этой целью ребята: -познакомились с понятием «здоровье человека». Для чего оно нужно человеку и почему его необходимо беречь; -выполнили тестовые задания – «Оценили свое здоровье» -прошли тестовые замеры состояния здоровья школьным фельдшером – определены показатели жизненной емкости легких - спирометрии, силы кистей рук – динамометрии, рост, вес и другие; -выполняли тренировочные упражнения на Дорожке Здоровья; -Провели рефлексию – самооценку своих физических возможностей – как их можно улучшить; -выполнили рисуночные методики, а также рисунки свободного содержания, отражающие тематику о сохранении здоровья; -приемы самомассажа и взаимомассажа изучали как теоретически, так и практически, самостоятельно делали его себе и товарищам. Пришли к выводу, что это полезно для организма каждого человека; -прослушали информацию о том, что такое массаж; -познакомились с разными видами массажеров: механическими – деревянными, пластмассовыми, эбонитовыми, резиновыми, металлическими, с элементами магнитов, а так же электрическими; -изучили воздействие массажеров на организм человека с показом его элементов. Воспитанники узнали приемы контроля своего психоэмоционального состояния, для чего необходимо было выполнять определенные упражнения. Обстановка должна быть спокойной, может использоваться музыкальное сопровождение. Снимать нервно-мышечное напряжение можно с помощью упражнений - «напряжение-расслабление» определенных групп мышц. Результатом является эффект расслабления. Затем можно закрыть глаза и поработать с образами, представляя себя на лесной полянке, либо на теплом морском песке. Результатом потраченных усилий является восстановление физических и психических сил, развивается воображение и умение вводить себя в ресурсное состояние. В психологии данный вид работы называется приемом визуализации. Дети легко его осваивают и получают положительный практический результат. Интересные, полезные занятия для укрепления психического здоровья были проведены психологом Центра семьи и детей Екатериной Олеговной Аргоковой: дети «погружались под воду», «взлетали в космос», делали «заплывы» в сухом бассейне, проходили по специально оборудованной дорожке для развития и активизации тактильных ощущений на подошвах ног. Все это происходило в сенсорной комнате. В повседневной жизни не всегда удается достичь необходимого результата в развитии и познании своих ощущений, восприятия окружающего пространства, а в специально оборудованном кабинете это достигается с большим эффектом и пользой. Такое сотрудничество будет продолжено и далее. Реализовать проект помогали воспитатели Вера Викторовна Алматова, Ирина Геннадьевна Бильтишева, Зинаида Леонидовна Малышева. Вместе с ними ребята ходили на берег реки, чтобы принести крупную и мелкую гальку. Нашли интересный природный материал - шишки. Песок и гравий брали на территории школы и насыпали в природные углубления на земле. Спилы деревьев, турники из колес, песочные ванны сделали взрослые. С Анной Ивановной Иваныш тренировали мелкую моторику рук, собирали цветок из бисера. Школьный фельдшер Марта Яковлевна Тукеева измерила силу кистей рук, жизненную емкость легких. Для расширения и углубления своих знаний в вопросах о здоровом образе жизни, ребята приняли активное участие в игре «Поезд здоровья», где работали шесть специализированных станций: «Спортивная» - на ней воспитанники показывали свои спортивные результаты, умение придумать и организовать игру. Определяли результаты Владимир Павлович Шадрин и Артем Сергеевич Мищиряков. На станции «Литературная» дети показали, насколько они помнят пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Выясняла знания Ирина Ивановна Мищирякова. На станции «Преодолеем вредные привычки» работала Марта Яковлевна Тукеева и выясняла, как влияют на организм человека вредные привычки – табакокурение, употребление спиртных напитков, наркотиков. Кто лучше нарисует образ здорового человека, определяла Елена Васильевна Бородина на станции «Художественная». Адена Абрамовна Рыспаева помогала выяснить правильность ответов на вопросы по теме здорового образа жизни на станции, которая называлась « Здоровый образ жизни». Здесь ребята вспоминали все факторы риска, которые влияют на здоровье человека. Завершалось путешествие на станции под названием «Здоровье», где надо было на каждую букву слова «здоровье» придумать несколько других слов, относящихся к данной теме. Например «з» - зарядка, «д» - диета и так далее. Возглавляла ее Инна Ивановна Суртаева. Все участники игры стали призерами на определенных станциях, получив сладкие призы. По положительным отзывам ребят и руководителей станций, игра прошла весело, дети были активны и получили большой заряд позитивной энергии. Кроме этого с воспитанниками лагеря «Незабудка» проводилось анкетирование с целью изучения их отношения к своему здоровью, образу жизни и питания, о физической активности, привычках, настроении; изучались отношения со сверстниками, учителями, родителями, а так же оценивалось изменение настроения через ежедневное заполнение экрана настроения. Общий групповой результат положительный. За время пребывания в лагере воспитанники познакомились друг с другом, стали дружным, сплоченным коллективом. Очень интересно проходила защита проектов. Все группы собрались в актовом зале школы, где была подготовлена аппаратура, проецирующая слайды на экран. Ведущей праздника была старшая вожатая смены лагеря Елена Васильевна Мундусова. Каждая группа представляла свой проект, стараясь при этом подать его в наиболее выигрышном варианте. Здесь были и сказка, и путешествие, а также песни, стихи собственного сочинения, рисунки на плакатах, поделки, самостоятельно изготовленные массажеры. В общем, простор фантазии и полет мыслей. Олеся Кыстаева посоветовала слушателям: На прогулку выходи, свежим воздухом дыши. Только помни при уходе, одевайся по погоде! Идуков Саша рассказал, что у здоровья есть враги, с ними дружбу не води! Среди них тихоня лень, с ней боритесь каждый день. Вот те добрые советы, в них и спрятаны секреты, как здоровье сохранить, научись его ценить! Совет Дегтярь Андрея был таков - приходите заниматься и здоровье укреплять, чтобы в школе всем учиться исключительно на 5. Сылбакова Аня рассказала и порекомендовала всем ребятам - раньше были затруднения, но сейчас у нас их нет, что же делать всем ребятам? Вот такой у нас ответ: Терренкур - наш лучший друг, и не страшен нам недуг! Самый лучший наш совет: - «Терренкур плюс» - наш ответ! В завершение презентации проекта исполнили песню «Если хочешь быть здоров!» под аккомпанемент Аллы Кастаковны Терешевой. Заместитель командира группы Аня Сылбакова вручила подарок от группы «Горящие Сердца» для школьного музея. Надежда Алексеевна Самыкова поблагодарила детей, пожелала им укрепления своего здоровья и дальнейшей работы по реализации проекта. Каждому воспитаннику группы подарили диск с записью презентации, фотографий лучших моментов из жизни группы, фонограмму песни о здоровье. Компетентное жюри, в которое входили опытные педагоги Роза Васильевна Сулина, Наталья Николаевна Яндикова, Надежда Алексеевна Самыкова определили рейтинг каждого, предложив три из них представить на районном фестивале школьных проектов. Одним из них стал проект «Дорожка Здоровья – Терренкур плюс». За время работы над проектом его участники получили много полезной информации о ЗОЖ, практических навыков, советов специалистов по укреплению здоровья. Научились регулировать свое психологическое состояние с помощью приемов релаксации, то есть управлять своими эмоциями, настроением. Можно надеяться, что они будут менее подвержены стрессам, негативным воздействиям извне, будут сами вести здоровый образ жизни и пропагандировать его другим. Ребята стали более стрессоустойчивыми, внимательными и доброжелательными друг к другу и взрослым. Увидели наяву результат и пользу от своего труда. Решили, что эта работа должна быть продолжена далее. Л. Анохина, руководитель проекта «Дорожка Здоровья – Терренкур плюс»
Категория: Образование |
Просмотров: 2954 |
Добавил: Людмила
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]