В последние два года в районе проводится большая работа по подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального образования. Что же такое территориальное планирование? Это планирование использования территории в интересах нескольких субъектов: -людей, живущих на ней; -людей, живших на ней (сохранение историко-культурного наследия); -людей, которые будут жить на ней (ответственность перед будущими поколениями); -видов растений и животных (экологические аспекты, защита природной среды). Почему оно так важно и имеет для всех большое значение? Территориальное планирование прямо и существенно влияет на качество жизни всех без исключения, несмотря но то, что мало кто об этом догадывается. Достаточно сказать, что корректное (в интересах общего блага) решение многих важных вопросов, относящихся к качеству жизни, здоровью населения, земельным отношениям, охране окружающей среды, находят свое сбалансированное решение именно в рамках территориального планирования. Подготовительная работа в нашем районе подошла к своему завершению. Итогом ее стало несколько томов документов, содержащих описательную часть и карты с обозначением существующих и будущих объектов жизнедеятельности. А в пятницу на прошлой неделе состоялся «круглый стол» с приглашением всех заинтересованных сторон: руководителей ведомств, глав сельских поселений, чтобы еще раз обсудить готовый документ, дополнить его и скорректировать перед сдачей на согласование в Министерство регионального развития Республики Алтай. Разработчиком схемы территориального планирования является ОАО «Алтайгипрозем». На «круглом столе» присутствовала и отвечала на вопросы собравшихся начальник производственного отдела Галина Яковлевна Сизова вместе с архитектором района Ольгой Александровной Диковой, которая организовала работу по подготовке документов территориального планирования. Итак, что представляет собой данный документ? Схема территориального планирования муниципального района включает специальные карты (схемы) и текстовую часть с информацией о состоянии соответствующей территории и о возможных направлениях и ограничениях ее развития, а также с обоснованием предлагаемых мероприятий. Основная цель «Схемы территориального планирования муниципального образования «Шебалинский район» - обеспечение устойчивого развития территории района путем совершенствования инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на основе комплексного анализа природных и антропоген¬ных факторов, их современного состояния и прогноза изменений в обозримой перспективе. Для достижения оптимальных условий развития производства, градостроительства, сохранения и улучшения природной среды, сохранения памятников природы, истории и материальной культуры необходима рационализация территориально-хозяйственного устройства района, формирование архитектурно-планировочной структуры и функционального зонирования. Отсюда вытекают следующие задачи: -обоснование перспективного функционального зонирования территории района на основе анализа имеющихся материалов обследования с учетом резерва земель для размещения производственных объектов и организации отдыха населения; -определение перспективной численности населенных пунктов и разработка предложений по культурно-бытовому обслуживанию; -выявление перспективных мест развития производства, зон отдыха, лечения и туризма; -подготовка предложений по развитию систем водообеспечения, водоотведения, энергоснабжения и иных инженерных коммуникаций; -разработка предложений по охране природы, улучшению санитарно-гигиенического состояния территории, обоснование водоохранных зон, особо охраняемых природных территорий; -выявление «точек экономического роста». Для решения поставленных задач выполнены сбор и анализ материалов комплексного эколого-географического, социально-экономического, архитектурно-градостроительного, культурно-исторического изучения территории района; сбор статистической информации по всем разделам схемы. Важным положительным моментом работы над «Схемой территориального планирования муниципального образования «Шебалинский район» явилось совпадение сроков ее подготовки с разработкой Планов социально-экономического развития района и муниципальных образований до 2017 г., а также Концепции социально-экономического развития до 2022 г. В данной схеме территориального планирования отражены три сценария социально-экономического развития района: инерционный, оптимистический и реалистический. Вниманию наших читателей предлагается последний. Реалистичный сценарий предполагает динамичное развитие экономики страны, республики и приток инвестиций в район извне. Привлечение внешних инвестиций возможно по следующим основным направлениям: -развитие сельского хозяйства; -развитие туристско-рекреационной отрасли; -развитие лесопереработки и строительной индустрии; развитие промышленности (преимущественно пищевой); развитие дорожно-транспортного комплекса; -развитие связи. Предполагает создание предприятий и производств на высоком технологическом уровне, обусловленных ростом и диверсификацией платежеспособного спроса местного населения и увеличивающимся потоком рекреантов в связи с созданием на территории района ряда объектов туристско-рекреационной деятельности. Создание данных объектов на территории Шебалинского района существенно повысит инвестиционную привлекательность района, будет способствовать развитию не только туризма, но и сопутствующих видов деятельности (строительной индустрии, инженерной и рыночной инфраструктур, транспортных коммуникаций), а также повлечет увеличение объемов производства и расширение ассортимента продукции пищевой промышленности, необходимой для удовлетворения потребностей туристов и отдыхающих. Развития сельскохозяйственного производства удастся достичь за счет рос¬та эффективности использования имеющихся при родных, технологических и человеческих ресурсов, создания системы инвестиционной поддержки крупных, средних и малых производителей сельхозпродукции, создания системы маркетинговой поддержки, развития перерабатывающих производств сельскохозяйственной продукции, формирования интеграции в системе агропромышленного производства на территории района. В перерабатывающей промышленности возрастут, соответственно, объемы капиталовложений, направленные на переработку сельскохозяйственной продукции, в лесоперерабатывающей отрасли - на создание предприятий по углубленной переработке древесины. Возможно создание ряда новых предприятий: пункт переработки мясной продукции, мини-цех по производству полуфабрикатов и деликатесов из баранины, говядины, конины и маралятины с одновременной их упаковкой, пункты приема молока в селах района, переработка молочной продукции, мини-цех по производству тротуарной плитки, лесопереработка. Появятся новые предприятия в сфере услуг, частные предприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В результате реализации данного сценария повышается устойчивость экономики района, значительно возрастает качество жизни населения и собственные доходы местного бюджета. Данный вариант предполагает выход экономики уже к 2017 г. на траекторию динамичного экономического роста и превращение района в одну из наиболее привлекательных для инвестиций и ведения бизнеса территорий. В районе имеются и объективные предпосылки для такого прогноза - наличие динамично развивающихся сельскохозяйственных предприятий, предприятий деревообработки, стройиндустрии. В итоге район может существенно улучшить общий уровень развития и свой рейтинг среди территорий республики. Произойдет сближение в уровне обеспеченности населения сельских поселений республики наиболее значимыми социальными объектами и услугами. При выборе целевого (приоритетного) сценария развития учтены следующие риски: -недостаток кадрового потенциала, неполное соответствие уровня профессионализма кадров рабочих и специалистов требованиям высокотехнологических производств (один из способов устранения - целевая подготовка квалифицированных специалистов); -недостаток финансовых ресурсов для приоритетной поддержки инновационной сферы (один из способов устранения - участие в реализации приоритетных национальных проектов, долгосрочных федеральных и республиканских целевых программах); -низкая инвестиционная активность субъектов малого предпринимательства в отраслях реальной экономики, недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики (один из способов устранения - привлечение сбережений населения в инновационный сектор); -низкий уровень развития рыночной инфраструктуры (практическое от¬сутствие сферы маркетинговых услуг), способной реализовать конкурентные преимущества района по возможности производства и реализации продукции животноводства, лесного хозяйства и промыслов, туриндустрии; -низкий уровень социально-экономического развития муниципальных образований небольших сельских поселений Шебалинского района (один из способов устранения - развитие социальной и инженерной инфраструктуры отстающих поселений). По мнению разработчиков схемы территориального планирования оптимальным представляется реалистичный сценарий, по которому в качестве первоочередных мероприятий следует интенсифицировать развитие сельскохозяйственного производства, как приоритетной отрасли, наряду с туристическим бизнесом, интенсифицировать развитие обслуживающих отраслей (перерабатывающая промышленность), осуществить углубленную переработку древесины, активизировать побочное лесопользование, переработку лекарственного растительного сырья. Реализовать конкурентные преимущества района - возможность производства высококачественной продукции, ориентированной на разные сегменты рынка, для населения района, административного центра Республики Алтай и других городов федерального округа. Для реализации данного сценария необходимо на первом этапе: -стабилизировать функционирование предприятий социальной сферы; -ликвидировать негативные последствия развития экономики; -осуществить постепенное свертывание убыточных отраслей и производств, перевод инвестиций в рентабельные и конкурентоспособные отрасли; -обеспечить реализацию программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства района. В целом по району приоритетными в социально-экономическом развитии территории являются следующие направления: рост уровня и качества жизни населения, создание благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни на территории района. В схеме территориального планирования они отражены по конкретным сферам. Так, в области системы образования обозначены следующие конкретные мероприятия: -капитальный ремонт школ в селах Шебалино, Дъектиек, Барагаш, Актел, Мариинск, Черга; -капитальный ремонт здания средней школы в с. Верх-Черга; строительство (внутренняя отделка) здания школы в с. Беш-Озек; капитальный ремонт здания средней школы (старой) под социальные объекты в с. Шыргайта; -капитальный ремонт интерната в с. Черга; -капитальный ремонт детских садов в селах Дъектиек, Мыюта, Беш-Озек, Ильинка, Актел, Шебалино, Черга, Камлак; реконструкция детского интерната в с. Шебалино; -строительство детских комбинатов в с. Шебалино, с. Черга; -строительство начальных школ в с. Мухор-Черга, с. Барагаш; строительство средних школ в с. Каспа, с. Верх-Ашуяхта, с. Малая -Черга, с. Камлак; -строительство детского сада в с. Каспа, с. Шыргайта, с. Беш-Озек, с. Верх-Кукуя, с. Могута, с. Улус-Черга, с. Малая -Черга, с. Верх-Черга, с. Барлак, с. Верх-Апшуяхта, с. Барагаш, с. Камлак; -строительство пришкольного интерната в с. Улус - Черга. В области физической культуры и спорта: -реконструкция ипподрома в с. Беш-Озек; -организация конно-спортивной базы в с. Беш-Озек; --организация республиканского центра гиревого спорта на базе с. Черга для подготовки спортсменов республики; -ремонт спортивной площадки в с. Барагаш; -строительство крытого спортивного комплекса в с. Шебалино; -создание федерации волейбола РА с центральной базой в с. Шебалино в рамках реализации ФЦП «Развитие физической культуры и спорта», новое строительство ДЮСШ и плавательного бассейна в микрорайоне «Покатайка»; -строительство стадиона в селах Верх-Черга и Черга; -строительство спортивной площадки в с. Малая-Черга; -строительство летнего спортивно-культурного комплекса, горнолыжной трассы, спортивного зала в с. Каспа; -организация спортивно-массовых мероприятий: проведение спартакиад, олимпиад, создание секций, открытие школы олимпийского резерва; -создание культурно-спортивного центра для людей с ограниченными возможностями в рамках реализации ФЦП «Развитие физической культуры и спорта»; -участие малого бизнеса в физкультурно-спортивной и молодежной жизни района посредством предоставления платных услуг населению, открытия коммерческих клубов по интересам, проката инвентаря и оборудования, рекламной деятельности. В схеме территориального планирования также отражены конкретные мероприятия в области развития социальной сферы, культуры, здравоохранения, жилищного строительства и строительного комплекса в целом, сельского хозяйства, промышленного производства, развитию малого предпринимательства, туристско-рекреационной отрасли, по сохранению объектов историко-культурного наследия, экологической безопасности. Предлагается сценарий по изменению границ муниципальных образований в целях оптимизации управления территорией – объединение Апшуяхтинского и Каспинского сельских поселений, мероприятия по изменению целевого назначения земель. Реализацию схемы территориального планирования района его разработчики предлагают в три этапа. Первый: 2010-2012 гг будет характеризоваться проведением мероприятий по стабилизации положения в реальном секторе экономики, а также некоторыми структурными преобразованиями на основе максимального использования имеющегося производственного и ресурсного потенциалов. В качестве первоочередных задач определено улучшение инвестиционного климата района для привлечения инвестиций извне, стабилизовать финансовое положение предприятий района, обеспечить рост продуктивности сельского хозяйства, организацию переработки продукции, модернизацию производства. Второй этап: 2013-2017 гг. должен стать этапом формирования конкурентоспособной экономики, модернизации отраслей производства и предприятий. Предусматривается закрепление достигнутых положительных тенденций, рост валовых показателей со среднегодовыми темпами роста до 5-10 процентов в сельском хозяйстве и до 3-5 процентов в промышленности. В перспективном развитии сельского хозяйства к 2017 году планируется увеличение поголовья скота во всех категориях хозяйств до 22195 голов. За счет покупки племенного скота высокопродуктивного молочного и мясного направлений увеличивается и продуктивность животных. Средний удой молока от коровы должно увеличиться на 300-500 кг., помесный молодняк КРС к 18-месячному возрасту достигнет в живой массе 450-500 кг; пантовая продуктивность на одного марала составит свыше 1.5 кг. С учетом баланса поголовья скота в год будет производиться 1053 тонны мяса и 3810 тонн молока. Перспективным развитием сельского хозяйства продиктована необходимость «точек промышленного роста» - предприятий по переработке сельхозпродукции. Также обозначены предприятия по переработке леса, производству строительных материалов. В развитии строительного комплекса на перспективу намечается тенденция роста объемов жилищного строительства – не менее 3 процентов в год, что позволит повысить показатель обеспеченности жильем в расчете на человека до 33 кв.м. с увеличением уровня благоустройства жилищного фонда. В развитии малого предпринимательства на 15 процентов увеличится объем выпускаемой продукции, предоставляемых работ и услуг, в два раза произойдет увеличение числа рабочих мест, в полтора – налогооблагаемой базы. К 2018 году намечается двукратное увеличение денежных доходов и как результат – снижение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. В 1.8 раза к уровню 2017 года возрастут душевые бюджетные расходы. До 15 процентов снизится уровень общей безработицы. Обеспечить эффективность бюджетной системы планируется за счет сокращения бюджетного дефицита до 84 процентов, увеличения доходной части местного бюджета за счет собственных доходов и оптимизации его расходной части. На втором этапе следует обеспечить концентрацию усилий на рентабельных видах производства для создания конкурентных преимуществ. Усилить специализацию конкурентоспособных предприятий, обеспечить рост качества жизни населения. И лишь на третьем этапе -2018-2025 гг. можно рассчитывать на достижение целевой функции развития района – его устойчивого социально-экономического положения. На данном этапе возможен полный переход сельскохозяйственных и промышленных отраслей района на интенсивные технологии, строительство новых предприятий, активный приток инвестиций в туристско-рекреационную отрасль, инфраструктуру, перерабатывающую промышленность. Реализация третьего этапа СТП позволит вывести экономику района на передовые позиции в республике. Не хочется быть скептиком и прогнозировать худший план развития района. Точкой отсчета для разработки территориального планирования стало реальное положение дел в районе, конкретные цифры и факты развития разных отраслей экономики, сельских поселений. Возможно, присутствует некоторая условность в определении этапов с конкретными периодами. Оптимизма прибавляет тот факт, что СТП, как выразилась Галина Яковлевна, подобна живому организму, который растет, развивается, и потому всегда будет возможность внести в нее коррективы с учетом реалий, которые сложатся через пять, десять лет. Уже в ходе ее обсуждения были высказаны предложения по рекреационным землям, месторождению мрамора в Косколе. А глава Апшуяхтинского сельского поселения Г. С. Чаптынова озвучила пожелания жителей села, что для них желателен вариант объединения не с Каспинским сельским поселением, а с Шебалинским. Нужно верить, что схема территориального планирования Шебалинского района будет осуществляться по реалистическому сценарию, а это придаст всем нам оптимизма, воли к жизни, стремления к созиданию. Н. Селекова
Категория: Все новости |
Просмотров: 850 |
Добавил: Людмила
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]