Зачем из бездны инобытия Я сотворен для счастья и кручины? Не зря же был рожден алтайцем я, Наверно, были для того причины… Б. Самыков 20 июня свое 65-летие отметит наш земляк из Каспы Борис Тордоевич Самыков. В «Календаре памятных дат» Шебалинского районного краеведческого музея о Борисе Тордоевиче написано так: -Борис Тордоевич Самыков - алтайский поэт, член Союза писателей СССР с 1984 года. Родился 20 июня 1947 года в с. Каспа Шебалинского района. Живет и работает в родном селе. Наиболее примечательным периодом в творческой и жизненной биографии поэта были годы работы режиссером Каспинского народного театра, художником при Доме культуры родного села. Первые стихи его появились в печати в середине 60-х годов. В 1968 году Борис Самыков поступил в Московский Литературный институт им. А.М. Горького, который окончил в 1975 году. За годы учебы в Литинституте он издал поэтические сборники: «Баштапкы кожоным» (Первая песня», 1971г.), «Марал чечектер тушта» («Когда цветет маральник», 1975 г.). Уже в ранних стихах поэта виден оригинальный стиль владения формой поэтической речи. Стихам молодого поэта был присущ своеобразный романтизм, ощущение прекрасного как чуда, различных проявлений чувств. В 70-80-е годы продолжает совершенствовать свое мастерство. В его поэзии появляются тонкие восточные миниатюры, «прописанные двумя- тремя штрихами, создающие целостную картинку по впечатлению, по ощущению». Борис Тордоевич был участником регионального совещания молодых писателей Тувы, Горного Алтая и Хакасии, которое состоялось в г. Кызыле в 1983 году. Здесь анализировали его творчество такие известные российские поэты и критики, как Виктор Галмаев, Юрий Кузнецов, Вадим Дементьев. Поэзия Бориса Самыкова - отражение его натуры, скромной, уверенной и основательной. Сегодня поэт, верный себе, идет по большому пути открытия себя и мира. Весной, будучи в командировке в Каспе, мне удалось встретиться и побеседовать с этим удивительным человеком. Сложилось такое впечатление: простой, обыкновенный труженик, отец семейства, любящий дедушка, гостеприимный хозяин. А еще – проницательный, мудрый, думающий, любознательный, грамотный, начитанный человек. Сколько различных историй об алтайском народе, о прошлом Ойротии, о временах гражданской войны он поведал! Основательно, глубоко анализирует Борис Тордоевич и те события, которые происходят в стране сейчас. Слушать его – одно удовольствие, жаль только, командировка была ограниченной во времени. А о себе, о сегодняшней жизни Борис Тордоевич говорит мало: -Что особенного – живу, занимаюсь сельским хозяйством, на пенсии. В семье Самыковых три сына, двое живут с родителями, третий – отдельно, но тут же, в Каспе. У всех уже свои семьи и дети. От литературных дел уже давно отошел. Волей-неволей пришлось заняться колхозными делами. К этому привык с детства – после окончания национальной школы, как все сверстники, работал чабаном, скотником. Наверно, я неплохо работал, потому что меня наградили путевкой в Монголию, месяц был там, в составе комсомольской делегации, знакомился со страной. О работе своей в Каспинском народном театре Б. Т. Самыков рассказывает так: - Хотел увлечь людей художественной самодеятельностью. Я считаю, что самодеятельность – это один из видов учебы. Это приобщение человека к активному познанию, самого себя, своих возможностей. У каждого моего ученика был блокнот, где он записывал свои и чужие песни, изучал, потом у человека появляется желание создавать свое. Сейчас государство более уделяет внимание не самодеятельности, а профессиональному искусству. А то, что мы «потребляем», массовая культура – это как обед, приготовленный в столовой. Другое дело, когда человек сам творит, создает. МЫ в свое время считали клуб вторым домом, бывали там допоздна. Надо было со сцены сказать что-то новое, и пришлось сочинять стихи. Почувствовал, что могу это делать. Получается, что я «писатель по необходимости». Сначала я считал, что поэзия - это острое слово, меткое выражение. А потом почувствовал, что поэзия – это не только острое слово, а еще и мысль, красиво оформленная. Надо ее так донести на бумаге, чтобы читатель зрительно представил всю картину. Одно время Борис Тордоевич увлекался документальным кино. Его желанием стало снять фильмы о родном селе, о природе, о людях. И это получалось. Несмотря на то, что тогда – не сейчас, технически сделать фильм было гораздо сложнее. И кинопленка нужна была, и фильм смонтировать профессионально. Были и желающие научиться этому делу, приходили школьники, Борис Тордоевич учил, помогал разобраться в тонкостях. Один из его фильмов, «Я – чабан», который помогли доделать в Горно-Алтайске, повезли в Калмыкию на Всероссийский конкурс, показали, там он занял второе место. С удвоенной энергией взялся за другие фильмы, их помогали монтировать, показывали, автору помогали кинопленками, камерами. -В съемках каждого документального фильма, - говорит Борис Тордоевич, - оставлял часть себя. То, что наснимал, отдал на телевидение, в их архив, а часть в бывшую тогда Горно-Алтайскую областную киностудию, которую потом расформировали. Проехал Борис Тордоевич со своими единомышленниками по знаменитому «Пути Долгих», и по пути следования показывали фильмы. Тогда посчастливилось встретиться и поговорить с интересными людьми, которые были свидетелями гражданской войны и рассказали много исторических фактов. Тема эта заинтересовала Б. Т. Самыкова, и он детально изучил эти исторические события. История интересовала Бориса Тордоевича с детства, из рассказов стариков можно было узнать много интересного. И по сей день он восхищается старыми людьми, их наблюдательностью. Приводит такой пример: -В 65-м году к нам приехал новый управляющий Казаков, его дочь Надежда Алексеевна Самыкова сейчас в Шебалино работает в школьном музее. Он легко мог ориентироваться по звездам, прекрасно знал астрономию. А был совершенно неграмотным человеком. Но неграмотный – не значит необразованный. А когда я жил в Ороктое, одна старушка как-то сказала: «На небе лишняя звезда появилась. Над вершиной Чалыша эта звезда чуть меньше Луны». Оказывается, действительно, не ошиблась старушка. Потом по телевизору сказали, что на небосклоне можно увидеть комету». У старых же людей узнал Борис Тордоевич и историю возникновения своего рода, что его предки пришли когда-то с верховий Иртыша. Неравнодушен герой нашего рассказа к современным проблемам общества. Он рассуждает: -Сейчас, судя по сообщениям СМИ, идет борьба с коррупцией. Но люди-то все видят и слышат. Отсюда – какое отношение к власти? Так и рождается недоверие. Возьмем сельский сход. Раньше – собирался полный клуб народа. А сейчас – 5-6 человек. И то те, кто обязан прийти по должности. Как это преодолеть? А еще: как бы сейчас ни ругали ушедшую эпоху с пионерами и комсомольцами, мы все через это прошли, они воспитывали совесть, на комсомольских собраниях боролись с пьянством, мы печатным словом могли объявить в селе сухой закон, все это действовало, сейчас как ни объявляй, это не действует. В прошлом году Бронтой Бедюров привез алтайские книги. Я пошел в магазин, положил там для продажи. Ни один человек не купил. А в прошлые времена, мы, помнится, искали книги, заказывали. За короткий промежуток времени все изменилось. С уважением Борис Тордоевич отзывается о многих земляках – жителях Шебалинского района. Приятно было слышать его уважительные отзывы и о нашей газете: -Газета преодолела трудности девяностых. Это, наверно, единственная газета-районка, которая удерживает свои позиции. А в завершение беседы Борис Тордоевич сказал: «Я в том возрасте, чтобы сделать то, что пока по силам. Мы пережили разное время, было и трудно, но ведь справились. Значит, еще многое сможем». А я не удержусь и приведу здесь одно из замечательных стихотворений поэта – и желаю ему еще долгих лет. …В тесном ущелье, где жалобы птичьи, В старенькой хижине осенью поздней Снова живу я, как пастырь из притчи, Снова скитаюсь по прихоти козьей. Следом за ними по каменным кручам Лазаю я, о себе причитаю, Ползаю я по уступам колючим, Осени долгие дни коротаю. Нет униженья в работе поденной, Были бы руки мои не ленивы, Грязь я отмою водою студеной, Были бы мысли чисты и красивы… Л. Тимохина На снимке: Б. Т. Самыков (фото из архива краеведческого музея)