С 3 февраля - в день новолуния - новый 2011-ый год окончательно вступил в свои права. Его покровитель - Кролик - взял бразды правления в свои руки, и будет властвовать до 23 января 2012 года, когда ему придется уступить место Дракону. Наступление нового года по алтайскому календарю связано с лунными фазами, поэтому в разных селах его празднуют в разные числа. В этот раз празднества начались с 3 февраля и длятся по сегодняшний день. Хотя в Шебалино и некоторых других селах его отмечают уже несколько лет, районный Чага проходил впервые. Местом его проведения стала Каспа. 12 февраля она встречала гостей. Делегации почти всех сельских поселений приняли в празднике самое активное участие. Каспинцы встретили их на перевале по алтайскому обычаю с угощениями и праздничными приветствиями, после чего вереница машин организованно двинулась к селу. Вообще праздники Нового года и Чага представляют собой обычаи, обряды, поверья дающие пищу воображению и надеждам на счастливый год. Всем хочется, чтобы год сложился удачно, принес успех, достижения, благополучие семье. Наверное, поэтому Чага байрам объединил не только алтайское население района, но и всех его жителей. Среди гостей можно было увидеть глав Дьектиекского и Улус-Чергинского сельских поселений Г. Е. Романову и Н. Ф. Гурину в алтайских чегедеках и шапках. Праздник начался ровно в назначенное время без проволочек и натяжек. Неподалеку от сцены приготовлены таган, стол с алтайскими национальными блюдами, веточки можжевельника для совершения обряда. Глава сельского поселения Д. И. Туянин разжег костер и совершил обряд угощения огня, окропил молоком четыре стороны света. Это же действо повторили за ним Эл башчы С. К. Делдошпоев, jурт башчы сел А. В. Иркитов, П. А. Тодошев, Б. В. Уланкин, В. К. Могулчин, В. Н. Некешев, Н. В. Чаптынов. Они приветствовали гостей, жителей Каспы, поздравили с наступлением нового года, пожелали здравствовать и благоденствовать. После этого были подняты флаги Каспы и праздника. Глава сельского поселения вручил благодарственные письма, грамоты и подарки заслуженным людям села. Среди отмеченных заместитель главы районной администрации А. Е. Телесов. Он удостоился главной награды Каспы – «Каспа кайрал». Двенадцать молодых всадников, символизирующие знак каждого года 12-летнего цикла, в национальной одежде, со знаменами в руках совершили круг почета и водрузили их на флагштоки. Собравшихся поздравил глава района А. Б. Соколов. Анатолий Бакумович отметил особую организованность каспинцев, их трудолюбие, целеустремленность в достижении цели, которые в полной мере раскрылись и в проведении районного Чага байрам. Он пожелал хозяевам и всем жителям района приумножить достигнутые успехи, быть здоровыми и удачливыми в наступившем году. С поздравлениями и пожеланиями выступила председатель районного Совета депутатов Н. А. Никитенко. Секретарь Союза писателей России по национальным литературам, бывший президент Союза тюркских народов России, координатор Движения по защите прав народов, академик российской Словесности, член Совета Всероссийской Ассоциации "Мир через Культуру", писатель, видный общественный деятель. Все это титулы Б. Я. Бедюрова – еще одного гостя праздника. По мнению Бронтоя Янговича, любой народ начинается с духовной самоидентификации. Сейчас далеко не все русскоязычные жители республики представляют себе духовную жизнь алтайского народ. Чага байрам как одно из проявлений культурно-духовного населения, дает возможность приобщения к ней. Вместе с поздравлениями он выразил надежду, что этот праздник обогатит каждого самобытным духовным и культурным наследием алтайцев. В конце своего выступления поэт прочитал одно из недавно написанных своих стихотворений, посвященного году Кролика: Койон jыл Кочкордын айы jанырды, Бардын jылын бардырды, Баркырууш Анды jандырды Койон jылды алдыртты. Аркардын айы ачылды, Ак баштулар сан салды. Кош казанду кочкор ай Кожонбыла башталды. Койон jыл да Койон jыл, Кожулталу Койон йыл. Коробос ишту котон йыл, Кошун jонго корбо jыл. Туулай jыл да Туулай jыл, Турулталу туулай jыл. Тузулбас ишту-тошту jыл, Тургун jонго туза jыл. Ару койон jайыкту, Алтай jонго арбынду. Тосту койон jайыкту, Торол jонго быйанду. jеезелу jуртка jедекту jебрен Чага байрамду. Коозолу jуртка кокчолу, Коот-jыргал ойынду. Таптан уул да таптан уул, Тал кезетен тапту jыл. Котон уул да котон уул Кортык билбес Койон jыл. Котон уул да котон уул, Коркрыбас буткен Койон jыл. Кутус уул да кутус уул, Кутту буткен Койон j1ыл! На сцене делегации сельских поселений. Они показывают обряд подвязывания поясов. Помимо красочного представления зрители смогли послушать самобытные песни, которые в каждом селе звучат по-своему. Параллельно представлениям на главной сцене шли другие конкурсы и спортивные игры. Очень захватывающим, зрелищным получилась игра-состязание – перетягивание каната. Так, например сильные на вид, спортивного телосложения представители Шебалинского сельского поселения выступили против команды Апшуяхты. Казалось, итог состязания предрешен, но не тут-то было. Сноровка и воля к победе апшуяхтницев позволила им одержать победу над соперниками. Аналогично сложилась ситуация во время встречи молодой спортивной команды Черги под руководством главы сельского поселения Л. В. Андреевой. Азарт, смех, шутливые комментарии, ликование победителей – все это привносило атмосферу праздника, неподдельного веселья. После небольшого перерыва сценой безраздельно завладели участники детского конкурса. Песни, танцы, сценки – все было исполнено вдохновенно, мастерски и по-детски непосредственно, так что невозможно было устоять перед обаянием юных дарований. Зрители бурными аплодисментами приветствовали каждое выступление. Программа праздника была очень насыщенной, но время пролетело незаметно. После подведения итогов, награждений и новых пожеланий уставшие, но довольные гости покинули гостеприимную каспинскую землю. Я попросила Надежду Фадеевну Гурину, главу Улус-Чергинского сельского поселения, поделиться своими впечатлениями о празднике. Вот, что она сказала: -У нас есть своя вокальная группа, которая исполняет алтайские песни. В Мухор-Черге и Улус-Черге есть также свои jурт башчи. И когда нам поступило предложение поучаствовать в районном Чага байраме, мы с удовольствием его приняли. Признаюсь, иногда людей приходится заставлять. В этот раз никого принуждать не пришлось. Разработали план мероприятий. Люди с удовольствием готовились: творчески, организационно - готовили блюда, костюмы для выступлений. Активно участвовали в приготовлениях наши ветераны. Накануне праздника провели генеральную репетицию. Впечатления от праздника у нашей делегации самые восторженные. Я думаю, те, кто проводил обряд угощения огня, окружающей природы, очень хорошо его провели, задобрили духов и получили от них свое благословение. Потому что, как мне показалось, дух праздника проникал в каждого человека, не оставлял его мрачным, озабоченным. Было такое ощущение, как будто все заражены энергией, радостью, весельем, азартом конкурсов и спортивных состязаний. При том, что все происходило, как говорится, на трезвую голову. Значит, можно праздновать безо всяких спиртных напитков. Мы получили такой мощный заряд положительных эмоций, что решили провести свой Чага байрам. Он пройдет в Мухор-Черге в эту субботу. От имени нашей группы я выражаю благодарность каспинцам и лично главе Дмитрию Ивановичу Туянину за праздник, за приглашение. Организация была замечательная, все происходило без спешки, без суеты. Несмотря на то, что гостей было очень много, всем уделили внимание. Мнение Надежды Фадеевны разделяет и Эл башчы С. К. Делдошпоев, именно под его руководством и личном участии, а также членов Тос торго проходил Чага байрам. Он считает, что праздник удался, прошел на хорошем организационном уровне благодаря стараниям главы и специалистов сельской администрации, Дома культуры и при активной поддержке всех жителей Каспы: крестьянско-фермерских хозяйств, предпринимателей, духовного лидера А. Т. Самыкова, известных деятелей культуры братьев Маймановых, которые прибыли из Горно-Алтайска, чтобы поддержать земляков в этот ответственный день. Семен Кымович с удовольствием отмечает вклад в проведение праздника мужчин-каспинцев – так поступают настоящие хозяева жизни, ответственные за свои семьи, за свое село. Одним словом каспинцы проявили себя во всем блеске: встретили гостей, накормили, одарили своим вниманием. В этот раз и музыкальное сопровождение праздника было соответствующим. В этом заслуга работников районного Центра культуры. Эл башчы, пользуясь случаем, адресует свои благопожеланиям всем жителям района в связи с наступлением года Кролика. Свою оценку прошедшему Чага байраму дал и глава района А. Б. Соколов, который отметил большую работу, проведенную Эл башчы С. К. Делдошпоевым, его помощниками П. П. Мендешевым, С. А. Могулчиной, а также администрацией Каспинского сельского поселения, активное участие сельских поселений. Анатолий Бакумович выразил надежду, что праздник обогатил каждого из гостей новыми открытиями, укрепил дружбу и взаимопонимание между жителями района разных национальностей. Следующий Чага байрам состоится через год в Малой Черге. Алкыштар благопожелания Эл башчы С. К. Делдошпоева из рода очы всем жителям района в связи с наступлением Нового года по алтайскому календарю Себи-бажы бай тайга Себинин суузы чакпынду. Эне-торол Алтайыс Эмил сайлу кузукту. Ада-торол Алтайыс Алтын сайлу кузукту. jектиектин албатызы кундулеп келди орокон. Кайракоон баш болзын! jайа тушкен озоктор ончо jараш Чаргылар. Эjелу-сыйынду туней Эпту буткен Чаргылар. Монун тайга Адам деген, Ээлу тайга энем деген. Эл-jоны jедип келди. Отура тужуп бажырды, Алкыш-быйан сурады. Кайракоон баш болзын. Анданып аккан ада-Беш Арга-кучин албатыга берзин. Эбирип аккан Энее-Беш Элен чакка эзенин берзин. Аргымак ат мантаган Адаткан деп Алтайыс Алыптар jуулып маргышкан Атту-чуулу Беш ичи. Эр1инелу салымду Эли-jоны jедип келди. Кудайым деп бажыр келди. Кара-тат тайгалу Кара агажы ыжык болгон Беш барагаш ичинен Алкап турум орокон Кайракоон баш болзын! Ак-Чанкырдын колтыгында jурт jуртаган албаты шыргайтынын Эл-jоны ат арчынды тутуднган аш-курсагын экелген. Ай jаныда алкап келди. Кун jаныда кундулеп келди. Кайракоон баш болзын! Арта тушкен озоктор Ак-Айры деп Алтайым Ак чечекту озумдер Ак малга тузалу. Адылып чыккан аржан-суу Эл-jонго тузалу. Акjол алтайдан алкыш-быйан сурайдым. Отура тужуп мургуудис. Онон ары бажырдыс Кайракоон баш болзын! Мош агажы jалак болгон Монку кары суузын болгон, jаш агажы jаблак болгон jааш, кары суузын болгон апшыйакту алтайыс алкап турум орокон. Алкыжаардан беригер Албатынын болгожын Ак санаазын jарыдаар. Кайракоон баш болзын! Короты-бажы jал монку Одош турган тайгалар Кадын ичи алтайым Кун чалыган ыйыктар. Чанкыр буткен Алтайым Ай jанына болгожын Алтын-монун агаш буткен 1ер-энебис Алтайыс. Алтын-монун jастанган Каспа, Коскол алтайым. Кайракоон баш болзын! Кунчыгышта Алтайды Костоп келдис орокон Айлу-кунду Алтайга Айылдап келидс орокон. Ак суттен амзагар, Чоок дедим. Ак ийнектин уурагын Алып келдис. Амзагар. Койон jыл айланып келт jайаанынан салымду jайалталу Эл-jон Ай бырканду албатыма Алкыжаардан беригер Ак санаазын jарыдар Когус санаазын кодурер. Кайракоон баш болзын. Уч толукту Алтайым Уч Курбустан кудайым Торт таталу Алтайым Торбот ойрот каандарым Кайракоон баш болзын! Тогзон айгыр мал туткан Тогзон jылга кур туткан Элге-jонго быйанду Эне болгон Алтайыс Кайракоон баш болзын! Эргек бийле томдоыйн Эки тажуур бодогор, Алканала томдоойын Алты аркыт бодогор. Кайракоон ьаш болзын! Эки казан чай астыс Ары jанынан амзагар, Кайракоон баш болзын! Алты казан чай астыс Ары jананан амзагар. Кайракоон баш болзын! Ак-айастын устинде Алтын-казык орокон Кайракоон баш болзын! jер Алтайдын устинде jети-каан деп jылдызым кайракоон баш болзын! Актан-суттен амзагар. Алкыжаарды беригер Албатыны курчагар. Ак чачым сыймадым, Алкы бойым бажырдым Кайракоон баш болзын! Элим-jоным аймактын jергележип jедип келт Кайракоон, Алтайым. Н. Селекова (фотографии смотрите в фотоальбоме "Шебалинский район")
|