Не смотря на все ошибки истории, жизнь не стояла на месте, село росло и развивалось. Были ли это годы Гражданской войны или Великой Отечественной, чергинцы самоотверженным трудом доказывали, что все беды временное явление, и руки опускать перед ними нельзя. Старый мост в центре села возвели заключённые, когда строили Чуйский тракт. В 1930 году был проложен Алтайский тракт, в юго-западном направлении от центра села. Раньше здесь была проселочная дорога. В 20-х гг. на этой дороге были построены 4 избы, одна из них сохранилась до сих пор. Так было положено начало улице Садовой. В 30-х гг. на ней были построены скотные дворы и свинарник. С 1954 года на улице Садовой началось строительство частных одноквартирных домов.С 1962 года началось строительство пяти 8-ми квартирных домов с коммунальными услугами. После землетрясения в сентябре 2003 года один кирпичный 8-ми квартирный дом был разрушен. На месте, где сейчас расположен памятник участникам Великой Отечественной войны находился ветучасток, первым ветврачом работал Прасолов. (...) Затем это здание разобрали и построили жилой дом. Новый участок построили за рекой Семой, там долгое время работали ветврачами супруги Виктор Викторович и Анна Васильевна Логуновы. Рядом с новым ветучастком построили гидропон, где проращивали зимой злаковые на подкормку молодняка, делали различные смеси. А гончарный цех начал свою работу в 1946 году, в послевоенное дефицитное время. Он входил в состав промкомбината, который занимался производством товаров народного потребления. Пригодная для производства глина была обнаружена на месте, где раньше был берег реки. Гончарный цех состоял из большого деревянного дома – «гончарки» и печи для обжига изделий. Печь была встроена в гору. Глину брали здесь же. Оборудование цеха было простое: вдоль стен стояли стеллажи для приготовления глины, просушки и хранения готовых изделий. В печи для обжига были встроены железные стеллажи; для наблюдения за изделиями была специальная вытяжная труба. Работали в цехе два мастера и помощник. Глину для изделий готовили вручную. Готовность глины проверяли так: скатывался небольшой шарик и если при сплющивании не появлялись трещины, значит глина - готова. Мастер садился так, чтобы не касаться, пола ногами и приводил в движение станок – гончарный круг, а руки в это время творили чудо. На глазах комок глины превращался в кружку, тарелку, крынку, молочник. Рядом стояла вода для смачивания рук при «вытяжке» изделий. На некоторую посуду наносили геометрические узоры, еще до высыхания изделий. За день мастер мог сделать 5-6 больших изделий и 15-20 мелких. Затем изделия ставили для просушки на стеллажах. Следующая операция – обжиг. Наряду с просто обожженными изделиями изготавливались и глазурованные, т.е. получали стекловидное покрытие. Для этого хорошо просушенную посуду обмазывали мазутом, обваливали в стеклянном порошке, приготовленном из битой посуды, и ставили в печь. Чтобы поставить посуду в печь, мастер должен был залезть внутрь. Для обжига использовались только сухие дрова, чтобы было больше жару. Температуру в печи повышали постепенно. Готовность посуды определялась по внешнему виду мастером, по приобретению ею определенного белого цвета. Первым мастером был Седиков, человек он был приезжий, проживал вместе с семьей в маленьком доме рядом с «гончаркой». Помощником была его жена. В 1951 году пришел работать Борис Иванович Елин, в то время ему было 13 лет. Перед этим он прошел месячные курсы в г.Горно-Алтайске, в гончарном цехе. Вскоре Седиков уехал, и работать стал Леонид Николаевич Чой, его помощником была - Екатерина Дмитриевна Чой. Готовые изделия сдавались в контору промкомбината, где они реализовывались населению на месте, или развозились по близлежащим селам. Завхозом в то время работал Александр Семенович Воробьев, после возвращения из Армии. Он возил посуду на лошади в Камлак, Барлак и другие села, расположенные по Чуйскому тракту, по Алтайскому тракту – в село Белое, Алтайское. (...) В связи с появлением в продаже товаров, в том числе и разнообразной стеклянной посуды; с большими затратами труда и топлива, при низкой цене на изделия, цех постепенно стал снижать выпуск продукции. И в 1956 году гончарный цех был закрыт. Многие цеха промкомбината так же закрывались или передавались другим организациям. (...) На том месте, где стоял гончарный цех, сейчас стоит небольшой домик. На этом месте в земле до сих пор встречаются глиняные осколки.(...) В 1953 году началось строительство колхозной конторы, в настоящее время этого здания не существует. В этом же году была построена школа. Строилась она на месте бывшего Народного дома, церкви. До настоящего времени она находится в эксплуатации, как начальная школа. На месте магазина «Алина» стоял двухэтажный дом, там располагалась контора колхоза «Искра», после слияния колхозов её перенесли в дом, на месте которого сейчас построен дом Ш.Шахсуварова , а здание конторы было отдано под жильё. В шестидесятые годы здание снесли, построили комбинат бытового обслуживания. По воспоминаниям Надежды Михайловны Поповой, первые услуги населению по ремонту обуви и некоторые другие оказывались ещё в начале 50-х годов. И это мастерская располагалась на том месте, где сейчас находится территория Жилищно-Комунального хозяйства, там стоял старый барак. Сама Надежда Михайловна, закончив курсы закройщиц в Ростове-на-Дону, устроилась на работу в комбинат бытовых услуг. В то время в нём функционировали парикмахерская (мастера: Валентина Кувалдина и Надежда Шадеева), цех по ремонту обуви (мастера: Николай Пятков и Геннадий Ковязин), швейный цех (В.В.Попова- швея, Л.Трубина - швея – закройщица, Н.М.Попова – закройщица), фотоателье (фотограф – Василий Терентьев). В начале 70-х годов открыли цех по пошиву головных уборов, а мастером работала Т.Г Иванова. Парикмахерская и некоторые из выше перечисленных услуг сохранялись до начала перестройки. Затем стали открываться кооперативы, и здание сдавалось в аренду, а впоследствии вообще выставили на торги. А на том месте, где расположен магазин «Корзинка», стоял заезжий дом. В нём постоянно проживали один - два человека, ремонтники дороги, у них останавливались обозы, следующие по Чуйскому тракту. Во все времена в селе что-то строилось, а что-то сносилось. Так же и состав самих жителей менялся, как по национальной принадлежности, так и по вероисповеданию. Сверяя статистические данные начала ХХ века русское население преобладало, но по вероисповеданию разделились на три направления: православие, раскольничество и язычество. Православных жителей преобладало в три раза, чем язычников, а раскольников и того меньше. Возросло количество смешанных браков, а значит, увеличился поток перехода из одной веры в другую. Продолжение следует... Подготовила А. Гущина по материалам книги «Черга вчера и сегодня» (авторы Н. Д. Полухина, Т. А. Огнева, И. Н. Ерофеева)