По моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость. Преподобный Иоанн Лествичник Тридцатого сентября Православная Церковь молитвенно вспоминает мученический подвиг Софии - глубоко верующей христианки, и ее трех дочерей Веры, Надежды, Любови, воспитанных в духе любви к Господу Иисусу Христу. Во II столетии в царствование императора Адриана, в Риме жила одинокая женщина по имени София, что значит премудрость. У нее было три дочери - Вера, Надежда и Любовь. Благочестивая мать так воспитала дочерей, что, нося имена трех главных христианских добродетелей, они показывали их примеры своей жизнью. Девочки никогда не скрывали своей веры и оказались настолько тверды в ней, что Господь призвал их на мученический подвиг, несмотря на то, что старшей Вере было всего двенадцать лет, Надежде - десять лет, а младшей, Любови, - девять. Мать и трех ее малолетних дочерей вызвали к императору и потребовали отречься от веры Христовой под угрозой телесных истязаний. Три дня готовила святая София своих малюток к мученическому подвигу. И Сила Божия помогала им. Первой пострадала старшая сестра: после жестоких пыток ей отсекли голову. Затем мучениям была предана Надежда. Настал черед младшей девочки. Палачи думали устрашить ее видом казни, но она сама вошла в приготовленную горящую печь. Огонь не опалил ее, и Любовь была также усечена мечом. Тела дочерей святая София вывезла за город и похоронила. Мать не подвергли мучениям по жестокому расчету, - оставляя ей жизнь в безысходном горе и одиночестве. Но Господь утешил святую Софию. Похоронив детей, она три дня провела у их могилы в непрестанной молитве и здесь же уснула сном смерти, соединившей ее с дочерьми в Царстве Того, любовью к Которому были исполнены их сердца. Ничто не смогло отвратить от веры юных мучениц. Безусловно, в этом им помогала и укрепляла благодать Божия. Но верность юных мучениц во многом была предопределена тем воспитанием, которое дала им добрая мать. Наши предки знали, как дороги в деле воспитания первые годы детства. И как только обнаруживалось в младенцах сознание, они старались, прежде всего, внушить им веру в Бога и любовь к благочестию, желая предупредить влияние вредных впечатлений и в самом начале дать их жизни благочестивое направление. Они старались удалять своих детей от всего, что могло бы возбудить в них нецеломудренные мысли и действия. Оградив детское сердце от соблазнов, родители старались укоренить в нем благочестие. И главным здесь было показать живой пример. Дети в лице своих родителей имели образец всех внушаемых им добродетелей. Они видели глубокое смирение, умеренность и скромность в одежде, воздержанность в пище, целомудрие, справедливость, любовь, милосердие. Какую же картину мы наблюдаем сейчас во многих российских семьях? Ребенку не оказывается должного внимания со стороны родителей. Он предоставлен сам себе, поскольку его мама днем находится на работе, возвращается домой уставшая, и еще ей хочется вечерний телесериал посмотреть. Папа? А папа - вообще дома только завтракает, ужинает и ночует. Ну и иногда деньги зарабатывает… Можно мне возразить: а как же детские сады, дошкольные учреждения? Там, к сожалению, за детьми, большей частью, ПРИСМАТРИВАЮТ. Именно присматривают, а не развивают культуру, духовность, интеллект и не прививают интерес к объектам, явлениям и процессам окружающего мира. А детская душа, как известно, - это клубок вопросов: «почему?», «зачем?», «как?» и т.п. Стоит ребенку начать задавать воспитателю «глупые» вопросы (хотя таких никогда нет), как тот сразу начинает отмахиваться: мол, рано еще знать это, не вырос... И вообще, пусть тебе дома отвечают на твои вопросы. А дома … тоже не отвечают. Как же? Как же мама отвлечется от телевизора и уделит внимание своему чаду? Как же папа отложит газету и поговорит с малышом? Им НЕКОГДА. То и дело слышатся в квартирах и домах холодные «отстань!», «не мешай!», «помолчи!», или, если уж совсем нечего сказать, «иди, умойся!». Ребенка бьют по рукам. Он боится спрашивать, в нем гаснет всякий интерес, всякая инициатива… Иногда, что самое страшное, гаснет навсегда… С малюткой не играют в развивающие и душеполезные игры. Вот - бич идейности и логической активности. Но ведь игра - есть важная потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глазомер, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Помимо того, вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства, способность к самокритике. В играх и в труде, в задорных выдумках во всем многообразии проявляются характеры и способности детей. Таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки моральных, творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок... И вот, вырастает наш ребенок. Оканчивает школу, поступает, к примеру, в вуз, часто спонтанно, неосознанно. Ведь он не интересовался в детстве ничем, точнее, его отучили чем-то интересоваться… В вузе на него, теперь уже студента, сваливается огромный объем теоретической информации, которая ему кажется малопривлекательной и никчемной. Он не видит никакой перспективы в изучении наук, он не понимает, зачем нужно вообще что-то делать. Он сутками «сидит в интернете», общаясь с себе подобными; он денно и нощно играет в компьютерные игры, где все проблемы решаются очень просто - достаточно лишь уметь быстро манипулировать мышью и стучать по клавиатуре… Он хочет взрослеть, не взрослея!... Опираясь теперь на драгоценный опыт святых отцов Православной Церкви в вопросах воспитания, здравый смысл, на значимые функции и обязанности семьи, учитывая психологические основы процесса воспитания, рассмотрим возможные пути решения проблемы нравственной и интеллектуальной деградации нашей молодежи, да и вообще, россиян в целом. Нужно иметь в виду ряд изначальных предложений. Во-первых, если мы ставим задачу формирования человека - хранителя образа Божия, человека - двигателя прогресса, владеющего методами саморазвития, самообучения, самовоспитания и, главное, самосовершенствования, мы должны приучать его к добродетелям с ранних лет жизни, как это делали наши предки. Мы обязаны с момента рождения работать с его умом, памятью, вскрывать его таланты и всяческие способности, приучать его к постоянному синтезу новых знаний, умений и навыков, к анализу своих действий. Во-вторых, мы должны подавать собственный добрый пример своим детям на всех периодах их воспитания. Мы будем создавать в семье все условия для того, чтобы наш ребенок был непрестанно занятым благим делом, творчеством, созиданием, если хотим видеть его успешным в жизни. В конце концов, мы заложим в души наших чад высокие духовно-нравственные ценности и моральные нормы, если представляем их своей поддержкой, опорой и утешением. Подобно крепкой семье святых мучениц, будем культивировать в наших семьях дух смирения, послушания, благочестия, светлые чувства веры, надежды и любви. И пусть никогда не гаснет в наших сердцах огонек мудрости, который, подобно охранительным огням маяков, будет предупреждать нас о подводных рифах моря житейского. Пусть все наши поступки будут исходить от чистого сердца, пусть мотивы к их совершению будут мудрыми. Тогда и дети мудрости — вера, надежда, любовь — станут пребывать внутри нас. В праздник в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, мы молимся, чтобы их ходатайством Господь даровал нам мудрость, укреплял в сердцах наших веру, надежду, любовь и послал силы для перенесения скорбей и искушений, чтобы, будучи испытанными, обрели мы «венец жизни, который обещал Господь любящим Его». С этими пожеланиями я поздравляю с днем Ангела всех женщин Шебалинского района, носящих эти благочестивые имена. Доброго здравия и во всем благого поспешения всем вам! Евгений Кайгородов, клирик Петропавловского Архиерейского Собора г. Томска