…Несовершеннолетняя девочка родила ребенка, вынесла его на балкон, где он умер от переохлаждения. Ее мама, бабушка младенца, занесла труп, засунула в пакет и спрятала в морозильник… (сообщение по телевизору) …24 января 2012 года в 15-00ч местного времени в мусорном контейнере во дворе дома по ул. Чорос-Гуркина,11 во дворе общежития ГАГУ №1 в полиэтиленовом пакете желтого цвета с надписью «Мария-Ра» обнаружен труп новорожденного ребенка женского пола (возрастом около 30 недель). Эта информация поступила в редакцию по линии МВД Республики Алтай. Сегодня для нас, кажется, важно все: политика, реформы, ПРО и ВТО, Евросоюз, благосостояние, налоги, доходы и многое другое. Но только не человеческая жизнь! Бессмысленные драки, разборки, убийства – все демонстрируется по телевидению, через Интернет. Никто не ужасается, не содрогается от происходящего. Все становится обыденным. Вам не страшно? Мне очень. Но, слава Богу, есть люди, общаясь с которыми, обретаешь надежду. Одна из них - Светлана Владимировна Тундинова, член Совета общественной организации «Женщины Алтая - Алтайдын Эпшилери», член Общественной палаты Республики Алтай. Она – педагог, наставник, воспитатель по своей душевной сути и по образованию. Прирожденный лидер, в советское время Светлана Владимировна успела проявить себя и на партийном поприще. Была управляющим делами районной администрации, заведующим отделом образования, специалистом Министерства образования. И вот уже восьмой год как руководит одним из старейших образовательных учреждений нашего региона – школой-интернатом №1 г. Горно-Алтайск. Собственно моя корреспонденция не о ней, а о том, как и чем живут дети, которым она вместе со своими коллегами пытается заменить родителей. Именно она предложила написать об этом, чтобы обратить внимание читателей на проблемы детей-сирот, в надежде, что кто-то из наших земляков пожелает взять в семью кого-нибудь из воспитанников интерната. В настоящее время здесь обучается и воспитывается 240 детей от трех до восемнадцати лет: 39 круглых сирот, 172 ребенка, оставшихся без попечения родителей (социальные сироты), остальные - дети, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации. Прежде чем попасть сюда, многие из них уже ощутили в полной мере, что такое сиротство: испытали на себе и голод, и холод, и жестокое обращение пьяных родителей. Есть дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию: когда родители больны и не могут заниматься их воспитанием, либо находятся в розыске или в местах лишения свободы. Из Шебалинского района в школе-интернате проживает 34 ребенка, что составляет 13,4 процента от общего числа детей. Это много. Наш район входит в «печальную тройку лидеров» по сиротам наряду с городом и соседями-онгудайцами. Что скрывать, сегодня многие из наших земляков все еще стеснены финансово, материально и не всегда могут обеспечить своим детям полноценное питание или хорошие бытовые условия с отдельными спальнями и прочими удобствами. Но этот недостаток компенсируется любовью и заботой, нормальными человеческими отношениями в семье. Если смотреть с точки зрения стандартов и всяких норм, то для детей в школе-интернате созданы самые благоприятные условия. Так, в спальном корпусе, рассчитанном на 300 мест, в благоустроенных 3-комнатных секциях, воспитанники располагаются по 3 -4 человека в комнате. Их оформление очень уютное и максимально приближено к домашнему. Кроме этого на каждом этаже оборудованы душевые и гигиенические комнаты, ванные. Каждая группа имеет в своем распоряжении комнаты отдыха (игровые), оснащенные современной мягкой мебелью и телевизорами, бытовыми комнатами для хранения личных вещей. Медицинское обслуживание детей под контролем специальной медицинской службы ¬интерната, которая располагает стоматологическим, смотровым, процедурным, физиотерапевтическим, массажным кабинетами, оснащенными современным оборудованием и аппаратурой. Новая столовая, рассчитанная на 200 посадочных мест, оснащена современным кухонным оборудованием с горячим водоснабжением. Есть свой летний оздоровительный лагерь «Черемушки», куда дети выезжают на каникулы. И все-таки, несмотря на комфортные условия проживания и обучения, некоторые из воспитанников интерната периодически пытаются «уйти в самоволку» - сбежать домой. Как рассказывает Светлана Владимировна, не все дети, прибывшие в интернат, успешно адаптируются в новой среде. На сегодняшний день здесь 15 таких воспитанников, из которых шестеро – наши, шебалинские. Главная причина, по мнению моей собеседницы, - нежелание ребенка жить в организованном режиме, по четкому распорядку. Их тяготит необходимость обязательного обучения, запрет на самовольные уходы и прогулки, т.е. отсутствие «свободы действий». Большинство из них поступает в интернат с уже устоявшимися привычками, в том числе и вредными (курение, употребление спиртных напитков). Зачастую это уже заложено на генном уровне. Есть дети, которые не могут жить в условиях интерната, большого скопления людей, им необходима спокойная, домашняя обстановка. Их стараются по возможности определить в приемную семью. Только в этом учебном году под опеку и в приемные семьи устроено восемь детей. В целом за последние три года в семьи устроено около 50 детей. Но при этом проблемой является возврат детей от приемных родителей. Так, в прошлом году возвращено 8 детей, из которых трое из Шебалинского района. В последнее время коллектив интерната серьезное внимание уделяет так называемым гостевым семьям, куда дети определяются временно на праздничные, выходные дни, каникулы. Долгие годы в нашем обществе бытовало убеждение, что интернат легко может заменить семью. Однако сегодня мы убеждаемся в обратном. Светлана Владимировна считает, что лишение детей материнской заботы, с последующей психической депривацией в сиротских учреждениях, отрицательно сказывается на их социальном, психическом и физическом здоровье. В результате ребенок выходит в самостоятельную жизнь абсолютно неготовым, т.к. у него отсутствует опыт семейного воспитания и общения в социуме. Поэтому основные усилия педагогического коллектива ГОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имени г.К.Жукова» направлены на обеспечение социальной защиты и охрану здоровья детей-сирот, оказание им помощи в получении качественного образования; формирования у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать нормам, принятым в обществе. Педагогический коллектив насчитывает более 80 человек, включая психологов, социальных педагогов, логопеда и других специалистов. Здесь работает два «Заслуженных учителя школы РФ», восемь «Отличников народного просвещения» и четыре «Почетных работника общего образования». Два педагога награждены орденами «Знак Почета» и «Дружбы народов». Все они стараются дать детям-сиротам не просто знания, а жизненные ориентиры, которые помогли бы им устроиться во взрослой самостоятельной жизни. Так что не случайно, некоторые из воспитанников не хотят расставаться с интернатом, ставшим для них почти родным домом и с людьми, заменившими им родителей. - Пусть не все хотят уходить из интерната: по нашему опросу воспитанников, 84 ребенка не желает покидать интернат, но каждый наш ребенок мечтает о семье - мечтают о ней все без исключения. Для них очень престижно выезжать на каникулы, праздники к родственникам. Все они, за редким исключением, любят своих горе-мамаш, говорят, что мама сейчас не пьет и скоро заберет его отсюда. На мой взгляд, лишать родительских прав надо только в крайнем случае. И решать проблему социального сиротства нужно, прежде всего, через профилактику отказов от детей и профилактику лишения родительских прав. Я, как и все наши педагоги, хочу, чтобы каждый из них приобрел специальность, имел работу, создал семью, и чтобы их дети были много счастливее своих родителей, - сказала на прощание Светлана Владимировна. Вы обратили внимание на цифры, приведенные в этой корреспонденции? В интернате сегодня проживает 240 детей. И только у 39 умерли родители, все остальные – так называемые социальные сироты, чьи родители продолжают благополучно прожигать жизнь в веселье пьяного угара, без трудов и забот. И все же они более человечны, чем те, кто, дав жизнь ребенку, тут же отнимают его, утопив в ведре с водой, как котенка или же выбросив как мусор в контейнер для бытовых отходов. Что же с нами происходит? Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе. Каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе. Вслед за английским поэтом и священником Джоном Донном, автором этих строк, я повторю: колокол звонит по каждому из нас. Мы обречены на гибель. Не потому что мало спим, плохо едим, а потому что день за днем, год за годом теряем чувство сострадания и сопереживания. Потому что смерть новорожденного, выброшенного на улицу, стало для нас обыденным явлением. А может быть не все потеряно? Ведь есть же люди, которые отдают себя без остатка воспитанию чужих детей! Н. Петухова