Развитию малого бизнеса сегодня придается особое значение. Практика последних десятилетий показала, именно предпринимательству мы обязаны созданием новых рабочих мест, налоговыми поступлениями в бюджеты разных уровней. В условиях финансового кризиса многие сейчас пытаются начать свое дело, освоить новые сферы предпринимательства. Многие, но не все. Потому как начать свое дело задача непростая, и неопытные предприниматели сталкиваются со множеством вопросов. В основном они связаны с выбором вида деятельности, доступностью кредитных ресурсов, рациональным расходованием стартового капитала, сбытом продукции. Между тем, на государственном уровне предпринимаются определенные шаги по совершенствованию нормативной правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, реализуются федеральная и региональная программы поддержки малого предпринимательства. Действует система поддержки бизнеса и на муниципальном уровне. Это и субсидирование процентных ставок по банковским займам, и грантовая поддержка, и просто консультационные услуги. Другими словами создаются благоприятные условия для развития бизнеса. Тем не менее, они оказываются невостребованными в полной мере зачастую из-за элементарной неосведомленности. В таких условиях людям необходима доступная информация, как говорится информирован - значит, вооружен. Развитие малого и среднего бизнеса напрямую зависит от взаимодействия с кредитными организациями. Как обеспечить им свободный доступ к финансовым источникам? Как достичь партнерского взаимодействия между бизнесом и банком? Как сохранить и развить бизнес, приумножить доходы во время кризиса? Чем занимаются республиканский и районный гарантийный фонды, республиканский бизнес-инкубатор и Центр поддержки предпринимательства при администрации района? С чего начать и куда пойди за помощью – ответы на эти вопросы предприниматели получили на прошедшей в среду конференции. Его организовали сотрудники управления экономики и финансов районной администрации совместно с Министерством по туризму и предпринимательству Республики Алтай, региональными структурами, созданными для поддержки предпринимательства. Как уже было сказано, основная цель конференции - это информационная поддержка. «Халявы не будет!» Заместитель министра по туризму и предпринимательству А. И. Тодошев, который первым вышел к трибуне, предварил свое выступление информацией о пуске в эксплуатацию Горно-Алтайского аэропорта, который состоялся 9 ноября. По его мнению, это почти эпохальное событие для нашего региона, который является тупиковой приграничной зоной. Доступность территории для представителей других регионов, а также возможный выход на международное авиасообщение с Китаем и Монголией должны дать новый импульс развитию, как и всей экономики республики, так и ее составной части - предпринимательству. Кроме того, уже через год-два в Ташанте будет построен таможенный центр с выходом на Китай. Это позволит повернуть поток товаров в сторону нашей республики. В результате в Майме или в пригороде Горно-Алтайска может организоваться оптовый рынок товаров наподобие Новосибирска. Как видим, усилия руководства республики дают определенные результаты. Но любое действие власти даст нулевой результат, если население не будет готово реализовать задуманное. Мы должны создавать новые товары и услуги, конкурентоспособные, узнаваемые, специфичные именно для нашего региона, тогда будет спрос, будет развитие. В связи с этим Анатолий Иванович призвал присутствующих предпринимателей сделать правильный вывод и строить свой бизнес с учетом открывающихся новых возможностей. И, прежде всего, обратить внимание на агротуризм. Ежегодно республику посещает свыше миллиона туристов, а через два-три года их пребывание в нашем регионе может стать круглогодичным. Тому способствует строительство горнолыжного комплекса «Манжерок» и других туробъектов. Следовательно, такой поток людей нужно кормить, поить, развлекать, создавать условия для отдыха. То, что имеется в городах, не приемлемо, так как именно от городского образа жизни пытаются уйти те, кто выбирает местом отдыха наш регион. Значит, соответствующими должны быть наши предложения. Если мы сами не займемся этим, придут другие, более предприимчивые и гибкие. Говоря о возможной предпринимательской экспансии, Анатолий Иванович в двух словах рассказал о кластерной организации или по-простому – кооперации. Объединение усилий предпринимателей, занимающихся одним видом деятельности, позволит работать более эффективно, получать максимальную выгоду за счет роста объемов закупок, а также конкурировать с крупными фирмами. Для информирования предпринимателей в республике действуют три сайта, а с первого ноября начал функционировать инновационный портал. В них желающие могут получить исчерпывающую информацию не только о конкурсах, займах и грантах, но и товарах, ценах, найти партнеров по бизнесу и многое другое. Средства есть, сумейте ими воспользоваться Недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая: отсутствие стартового капитала, отсутствие собственных оборотных средств в сочетании с отсутствием торговых и производственных площадей, офисных помещений – пожалуй, главные из множества препятствий на пути развития малого бизнеса. Где следует искать средства? Этому вопросу замминистра также уделил некоторую часть своего выступления, отметив, что государством выстроена целая система. Она выглядит следующим образом: -финансово-кредитные и другие кооперативы, предоставляющие краткосрочные займы; -микрофинансовые организации муниципальных образований и республики, которые могут выдавать кредиты до 1 миллиона под 10 процентов годовых сроком на один год; -поддержка гарантийного фонда через агентство по ипотеке жилищного кредитования по соглашению с республиканским правительством под 13 процентов годовых сроком на три года; -высшую ступень в этом перечне занимают, конечно же, банки, которые кредитуют в сумме от 400 тысяч рублей до нескольких миллионов. С некоторыми из них правительством заключены договоры по снижению процентных ставок на 1-1.5 процента по отдельным программам, реализуемым в республике. В основном они относятся к сельскохозяйственной и некоторым другим производственным отраслям. Пользуются ли шебалинские предприниматели всеми эти возможностями получения оборотных средств? Да, но считанные единицы. Львиная доля средств осваивают горожане, майминцы. -Берите, пользуйтесь – у вас за спиной государство. В 2012 году, по предварительным данным, на меры поддержки предпринимательства будут выделены до 20 миллиардов рублей из федерального бюджета. До конца года по республике будет распределено в пределах 40 миллионов рублей на поддержку малого бизнеса. 1.2 миллиона в район поступили в начале осени. Еще четыре поступят в ближайшее время. Но помните, халявы не будет. Это государственные деньги и оно будет контролировать их эффективное использование. Получая поддержку, вы должны создавать новые производства, новые рабочие места, увеличивать налогооблагаемую базу, выпускать конкурентоспособную продукцию, - предупредил сидящих в зале Анатолий Иванович. Чтобы получить грантовую поддержку, микрозаймы прежде всего нужен продуманный, экономически выверенный бизнес-план. Оттого насколько грамотно он составлен, видно насколько серьезны намерения человека, как он себя позиционирует в этой сфере, насколько профессионально ориентируется в нем, чего хочет добиться. Анализируя бизнес-план, специалисты банков и других структур, задействованных в развитии предпринимательства, смогут определить, кто перед ними: потенциальный предприниматель, пусть пока неопытный, мечтатель, который строит воздушные замки или же обычный аферист. В таком плане было представлено выступление директора фонда развития малого и среднего предпринимательства республики Н. В. Евдокимовой. Поэтому ключевыми словами в ее информации были слова: «отбор, конкурс, комиссия». Всего за прошлый год фонд профинансировал свыше 46 миллионов средств, за 2010-2011 годы выдано 50 миллионов 326 тысяч рублей кредитов, которыми воспользовался 71 хозяйствующий субъект. Как уже отмечалось выше, основная их доля приходится на Горно-Алтайск и Майму – 35 и 9 соответственно. Наверное, не столько из-за выгодного географического положения, сколько в силу большей подготовленности людей, их информированности и желании развиваться. Займы до 250 тысяч получили 8 субъектов, до полумиллиона – 17, до миллиона – 6, миллион – 35. Три предпринимателя, погасившие заем, повторно воспользовались услугами фонда и получили новую финансовую подпитку. Средства использованы в туристическом бизнесе, торговле, производстве, сфере услуг. Открывались как новые предприятия, так и расширялась сеть существующих. Если смотреть на опыт ведения предпринимательской деятельности, то займы получили и новички в бизнесе, отработавшие в этой сфере от года до пяти лет, и те, кто уже освоился на рынке, успешно развивается. Нина Владимировна сказала, что до 8 ноября проходил отбор на получение очередных микрозаймов и до конца месяца состоится еще один конкурс, пригласила предпринимателей района принять в нем активное участие. Какие проблемы существуют при микрофинансировании? Прежде всего, это низкий уровень бизнес-планов: отсутствие производственных планов, отражающих технико-экономические показатели проекта. Таким образом, на вопрос, где получить финансовую поддержку, участники конференции узнали из доклада А. И. Тодошева и Н. В. Евдокимовой. А о том, чтобы не было бесплодных попыток, хождений, и как следствие – разочарования, рассказала вкратце юрист республиканского центра поддержки предпринимательства «Бизнес-инкубатор» Т. П. Ибрагимова. Если в двух словах, то сотрудники «Бизнес-инкубатора» не только просветят, проконсультируют, но и готовы за приемлемую сумму (2000 рублей) подготовить бизнес-проект. В этом случае половина успеха будет обеспечена: предприниматель получит нужную сумму. А его инициативность, предприимчивость позволят сделать бизнес устойчивым и стабильным. «Сети идут в наступление»! Спасайся, кто может или спасемся вместе» «Закупочный союз как инструмент выживания в рыночных условиях». Такова тема доклада директора РЦПП «Бизнес-инкубатор» О. В. Понятова. Насколько она актуальна, судите сами. А чтобы было понятно, о чем речь, Олег Владимирович привел в качестве примера торговую сеть «Мария-Ра», в планах которой открытие магазинов во всех районных центрах республики. Представлять ее нашим читателям не надо: многие, бывая в городе, хоть раз да заходили в этот магазин, который привлекает не только богатым ассортиментом, но и сравнительно низкими ценами. Так вот, уже летом этого года руководство этой фирмы попыталось войти и в наш район: просило выделить земельный участок под строительство магазина в райцентре. То, что подразумевается под благом: ассортимент и низкие цены – для одних, стало бы бедой для наших предпринимателей, занимающихся розничной торговлей – они не в силах конкурировать с «Мария-Ра». Следовательно, им пришлось бы свернуть деятельность, сократить штат работающих. Учитывая это, администрация отказала им в предоставлении земельного участка. Но, по неутонченным данным, земельный вопрос «Мария-Ра» уже решила: приобрела жилье с участком в частном секторе. И открытие супермаркета в Шебалино – только вопрос времени. Как видим, бизнес не знает границ и национальностей. Ему комфортно там, где материально выгодно. Руководитель «Бизнес-инкубатора» считает, что создание ассоциации розничных магазинов «Закупочный союз» - своеобразная кооперация финансовых, материальных ресурсов позволит ослабить удар сетевиков. Она позволит напрямую сотрудничать с производителями товаров, за счет большего объема закупок, экономить средства, которые сегодня многие тратят на услуги мелких оптовиков-посредников. Анатолий Иванович обратился к предпринимателям обсудить этот вопрос после закрытия работы конференции в узком кругу, но желающих не нашлось. Возможно, им нужно время, чтобы переварить, осмыслить услышанное, оценить масштабы реально существующей угрозы быть проглоченными крупной фирмой. Времени на это остается не так уж и много. На мой взгляд, чем быстрее соберутся предприниматели, занимающиеся розничной торговлей, найдут общий язык для слияния в кооператив (корпоратив, союз), тем для них лучше. Есть и другой вариант решения проблемы. Кто-то может предпочесть закрыть торговлю, заняться другим видом деятельности, чем работать в одной упряжке со вчерашними конкурентами по бизнесу. Но, как говорится, это личное дело каждого. Спасение ищите в агротуризме! Такой клич бросили руководитель некоммерческого партнерства «Орион» Т. Л. Пахаева и одна из зачинателей «зеленого дома» в Чемальском районе С. Г. Шилова. Оба они попытались обратить внимание присутствующих на возможности заработать, оказывая различные услуги туристам: начиная от обычного предоставления жилья для проживания, заканчивая экскурсиями, походами – всем, что подскажут воображение и окружающая нас природа. Татьяна Леонидовна и Светлана Гавриловна почти в один голос заверили, что готовы помочь, поддержать, подсказать и даже свозить на экскурсию к тем, кто уже освоился на этом сегменте рынка. Географическое положение района способствуют этому. Федеральная трасса у нас пока одна, по территории Шебалинского района она тоже проходит. Значит, поток, туристов, едущих, идущих по ней, нужно заворачивать к себе. Хотя бы на время, чтобы красиво, стильно, умно, грамотно помочь им освободится от содержимого кошелька. Не сделаем этого мы, сделают другие. На такой пафосной ноте закончилась конференция. В принципе, за два часа работы присутствующие получили, на мой взгляд, массу полезной информации. Судя по заданным вопросам, а также общению после конференции, прозвучавшие доклады не остались без внимания наших предпринимателей. А как они распорядятся полученными знаниями, это уже другой разговор. Н. Петухова