Это сказал русский драматург 19 века - А. Н. Островский. Александр Николаевич - автор произведений "Без вины виноватые", "Волки и овцы", "Бесприданница", "Гроза" и многие другие. Мне посчастливилось увидеть спектакль по его пьесе "Без вины виноватые" в Томском драмтеатре, а позднее "Грозу". Это было в 1951 году, когда я учился в Томском топографическом техникуме. Вот с той поры я "заболел" театром! А, проходя службу в Советской Армии, в Одесском военном округе, в 1955 году я написал пьесу, подобрал артистов и режиссера из моих сослуживцев и поставил спектакль в качестве автора сценария и режиссёра. Пьеса была написана о подпольщиках Одессы, которые вели борьбу с фашистами, оккупировавшими город. Успех был неожиданный! Командование и политотдел авиационной дивизии, кроме всяких почестей, представили мне отпуск на родину, а жила моя семья в городе Бийске. С тех пор я любил выступать со сцены в качестве "артиста" эстрады с чтением басен и сатирических миниатюр, а так же исполнял роли в любительских спектаклях. Пришлось поработать в сельском клубе, а потом, в 1969 году, начал работать в сельском клубе. В 1969 году начал работать в Тоуракской школе Алтайского района Алтайского края учителем, и в то же время поступил учиться в Московский заочный университет искусств им. Н. Крупской. Поступил на театральное отделение режиссёрского факультета. Учился четыре года. В 1974 году стал работать режиссёром Алтайского районного Народного театра. И так до 1994 года. Сколько было поставлено спектаклей за 20 лет! И всегда зрители принимали мои спектакли с восторгом, гомерическим смехом или слезами. Я никогда не представлял на суд зрителей "халтуру", плохо подготовленный спектакль, считал это позором, неуважением по отношению к зрителю. Ещё Н. В. Гоголь говорил: "Театр - это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра". И я старался говорить со зрителем посредством спектакля, игры артистов, которые именно своим талантом воздействовали на души зрителей. Разве можно фальшивить или исполнять роли бесталанно, не обладая такими понятиями, как сценическая речь, дикция, пластика, сцендвижение, общение с партнёром? Можно ли сфальшивить, вынося на суд зрителей такие спектакли, как «Молодая гвардия», «А зори здесь тихие», «Сорочинская ярмарка»? А ведь у меня в этом спектакле гроб с панночкой летает по сцене! А когда шел спектакль «Молодая гвардия» и немецкие палачи «пытали» и «сбрасывали в шахту» молодогвардейцев, в зрительном зале плакали. Потому что и «немцы», и «молодогвардейцы» роли исполняли талантливо, по всем законам театра. Артиста самодеятельного коллектива сначала надо познакомить с понятиями «театр», «театральное искусство», рассказать, чем театральное искусство отличается от других видов искусства – литературы, танца, вокала, балета, живописи. Нужно ознакомить начинающих артистов театральной этике. Руководителю театрального коллектива нужно знать, что такое постановочный план спектакля, какую роль в спектакле играют костюмы, реквизит, декорация (художественное оформление), свет, звук, музыка. Все это, вместе взятое, усиливает эмоциональное воздействие на зрителей. Ведь нельзя, например, показывать зрителю спектакль о сороковых годах прошлого века, если актеры обуты в кроссовки, или учительница пишет в тетради шариковой ручкой. В 1978 году в областном управлении культуры после окончания Новосибирского театрального училища работала Светлана Николаевна Тарбанакова. Я приехал в Горно-Алтайск, отправился в Управление культуры с вопросом – есть ли вакансия режиссера Народного театра. Светлана Николаевна отправила меня в Турочак. Там после окончания института культуры приняла народный театр Татьяна (фамилию сейчас не помню), но за три месяца работы она не могла создать коллектив, не приступила к работе над спектаклем. Ее, с высшим образованием, перевели работать в клуб села Тондошка. Вот пример, что специальное, даже высшее, образование, иногда не помогает. А Светлана Николаевна после окончания театрального училища поступила в Московский Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), на театроведческий факультет, заочно. Все это я пишу только лишь потому, что, когда объявляется какой-нибудь конкурс, тем более, фестиваль театральных коллективов республиканского значения, начинается суетливая подготовка. На скорую руку соберут обычно детей (взрослые редко собираются в самодеятельности), заставят их выучить слова, подготовят костюмы – зайчиков, белочек, лисиц и … везут детский коллектив на смотр. А на смотре, на сцене, дети теряются, забывают слова, им подсказывают, да так суфлер шепчет, что слышно в зале! Ну, нельзя этого делать! Вот пример: как будет оценивать жюри работу малого театра «Родник», когда я представил бы на суд зрителей в первую очередь, а потом жюри, спектакль об истории нашего Горного Алтая, о гражданской войне? У меня в этом спектакле-фильме действуют артисты, схожие даже по портретному описанию на своих персонажей. Как Никита Федорович Иванов, Иван Савельевич Алагызов, Леонид Андреевич Папардэ, комбриг Галлинг, комиссар Анна Шупферт-Тозыякова и, наконец, есаул Кайгородов. Костюмы, оружие, реквизит – все достоверно. Никаких суфлеров! И так, на протяжении двух часов, проходит перед глазами и сердцами, умами зрителей история нашего родного края. Так как же будет оценивать жюри спектакль «Кровавый рассвет» театра «Родник» и, допустим, выступление детского коллектива городской музыкальной школы № 2? На республиканский театральный фестиваль должны представлять свои спектакли стабильные, талантливые коллективы, которые сохраняют свой состав много лет. Когда в коллективе идет ознакомление с основами театрального искусства, когда каждый артист строго соблюдает театральную этику, а значит, исполняет доверенную роль, сначала осмыслив ее, пропустив через свое сердце и разум, «войдя», как говорится, в шкуру того персонажа, которого приходится воплощать на сцене, тогда зритель поверит, засмеется или заплачет, загрустит после спектакля, выйдет из зала потрясенный. Что касается детских спектаклей и кукольных театров… Да! С детьми работать и легче и сложнее. Но это дети! И руководители детских коллективов делают очень нужное дело – приобщают детей к миру прекрасного, к искусству. Это эстетика, красота, которая поселяется в душе ребенка. Но детские театральные коллективы должны соревноваться на отдельных конкурсах и фестивалях. Так же, как и фольклорные коллективы. Конкурсы фольклорных коллективов всегда проходят отдельно. Это же старина, это обычаи, обряды, праздники народов нашей республики. Эти обычаи, праздники нужно сохранять, изучать, чтобы молодое поколение знало, как жили их предки. И, конечно, представлять на фестиваль театральных коллективов и танцы, и фольклор, а также детские выступления нельзя. На фестиваль театральных коллективов должны съезжаться коллективы, которые серьезно относятся к театральному искусству. Ведь задача фестивалей – каждый год видеть возникновение новых коллективов, оценивать работу тех, которые выступали в предыдущем фестивале. А главное, члены жюри кроме оценки того, что спектакль хорош или «сырой», должны провести «разбор полетов». А это значит – выяснить, имеет ли руководитель коллектива специальное образование. Руководить коллективом театра может только специалист с образованием или от природы одаренный человек. Например, артист Ленинградского Большого театра Кирилл Лавров институт театральный не заканчивал, но работал у великого режиссера Товстоногова, значит, работал и учился! Я ознакомился с тем, как проходил фестиваль в этом году. Мне многое не понравилось, не так все делается. Во-первых – самое паршивое время года – ноябрь. Дороги опасные, детей везут с дальних районов через перевалы, в Шебалино надо всех разместить, накормить, - толкотня, теснота, суета, ну и, конечно, из-за погоды зрителей было мало. Да и не надеялись жители райцентра, что они, придя на спектакль, увидят что-то такое, что затронет душу! Все, как обычно, в большинстве детские выступления. Эти выступления нужно показывать в Домах культуры для детей детского сада и младших школьников. Зритель тогда пойдет на фестиваль, когда по всему райцентру будут развешаны красочные афиши, в которых перечислены названия спектаклей всех коллективов. Афиши нужно вывешивать за месяц до фестиваля. Все-таки к искусству надо относиться серьезно, а не для галочки! Мне очень хотелось представить спектакль на фестиваль в этом году, но ко мне лично никто из работников отдела культуры не обратился, хотя в сентябре, октябре они бывали и в Барагаше и проездом в Беш-Озек. Я уже собирал артистов, написал сценарий по повести Н. Нефедова «Российская мать». Но никто ко мне не заехал, не позвонил, и я решил не ехать. Хотя мне уже 75 и здоровье не дает покоя, я бы еще тряхнул стариной. В 2007 году ко мне обратилась Наталья Борисовна Громоздина и я представил на первый фестиваль сатирическую комедию. Я мог бы и тогда не приехать на фестиваль, театр ведь мой независим. Я сам его создал и веду уже 12 лет. К дому культуры он отношения не имеет, он создан при школе. А теперь у меня артисты – все село! Любого могу пригласить на роль. Заканчивая свою статью, хочу поблагодарить коллег из села Дъектиек, которые поддержали честь района и приз-сувенир – топшур из моего «Родника» перешел в их коллектив, а значит, остался в нашем районе. Желаю коллективу новых успехов, а руководителю Л. М. Чаптыновой – низкий поклон. У вас хороший коллектив! Когда-то давно очень славился Каспинский театр. Они, то есть артисты получили большой, признательный отзыв зрителей и управления культуры Горно-Алтайской области и отдела культуры района за спектакль по повести Л. Кокышева «Туманный Аргут». У каспинцев все впереди. Хочется надеяться, что все талантливые коллективы нашего района будут повышать свое мастерство. Хочется, чтобы руководители коллективов имели природный талант и профессиональные знания. А в отделе культуры работал методист, закончивший институт культуры и помогающий советами и делами сельским коллективам. Еще мне хочется увидеть на сцене нашего районного Дома культуры одежду сцены, как в театре, световую аппаратуру со светофильтрами. А пока сцена не отвечает требованиям театра. Вот о чем я хотел сказать жителям района. Виктор Третьяков, с. Барагаш