"1835 год. В долине рек Сема и Камлак, едва заметных среди зарослей ив и берез, возникло поселение, положившее начало Русскому Камлаку, - пишет в своём исследовании Валерия Галинова, восьмиклассница Камлакской школы. - Первыми семьями были Авдеевы, Горемыкины, Корчугановы, Поповы, Гордеевы, Кадочниковы... Позднее было освоено еще 5 населенных пунктов: Б-Камлак (1866г.)- русское население, М-Камлак (1868г.)- алтайское население, заимка Гордеева (1871г.) - русское население, У- Камышла (1876г.) - алтайское население, У- Шушкулар (1890г.)- русское население. Население было зажиточным. В личном хозяйстве имели лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз. У каждой семьи были свои поля, название которых сохранились до наших дней: лога - Попов, Кошкин, Авдеев, Сабашкин, Ванькин... Шли годы. Тесное общение алтайского и русского народов способствовало росту и укреплению отношений между ними. Некоторые из алтайцев крестились и переселялись в Русский Камлак: Митрофан Андреевич Соурчаков, Василий Андреевич Сабашкин, Чучугой Алексанович Каканаков. Появились смешанные браки. В ведении хозяйства коренных жителей произошли изменения. Алтайцы стали применять соху и плуг, сеять овес, рожь, пшеницу, а также заводить огороды и сажать различные овощи. Местность вокруг Камлака была богата разными ягодами: малиной, крыжовником, земляникой, красной и черной смородиной, жители заготавливали их на зиму. В урожайные годы заготавливали кедровый орех. Некоторые жители занимались рыбной ловлей." Из воспоминаний Марии Алексеевны Каланаковой, жительницы с. Камлак: «Больше всех праздников люблю Масленицу. Часто вспоминаю свое детство, родителей. Утром, когда я просыпалась, на столе уже стояли блины, ведь блин - это символ солнца. Это самый веселый весенний праздник, в котором участвовали все: от мала до велика. В эти дни было много свадеб, и молодожены были главными участниками праздника. Мы катались на санях с горы, ездили с взрослыми на украшенных лентами лошадях. Так продолжалось несколько дней. Жгли костры, этим прогоняли нечистую силу и зло. Когда костер догорал, оставшийся пепел собирали и разбрасывали по огородам. Чтобы хороший урожай был". В воспоминаниях Марии Алексеевны народное празднование седмицы перед Великим постом - Масленицы, как мы видим, включает в себя языческие элементы - "жгли костры, этим прогоняли нечистую силу... оставшийся пепел собирали и разбрасывали по огородам, чтобы...урожай был". Здесь пример так называемого двоеверия, когда наряду с православной верой в народе сохранялись пережитки язычества. "Не можете служить двум господам, - сказано в Евангелии. - Либо об одном станете заботиться, а о другом нерадеть". Молитвенный дом в честь Сретения Господня открывается в Камлаке в 1891 году. Храм был возведён на средства жителей села. Сретенский приход с. Камлак являлся приписным сначала к Мыютинской Михайло-Архангелькой , а затем к Чергинской Покровской церкви. По сведениям Валерии Галиновой "в 1895году настоятелем Покровской церкви села Черга назначается священник Николай Владимирович Таскин (род. 1861г.). Отец Николай окормлял также и Камлакскую церковь. В начале ХХ века в Покровскую церковь с. Черга приезжает диакон Николай Кириллович Уленеков (род. 1885г., шорец). Диакон Николай большую часть времени находится в Камлакской церкви". У Валерии, к сожалению, не указан источник данных, поэтому они нуждаются в уточнении.