Уже не секрет, что в последнее время работа почтовых отделений, по крайней мере, некоторых из них, оставляет желать лучшего. И дело даже не в качестве или скорости обслуживания — а в самом наличии этого обслуживания, коего катастрофически не хватает. Закрытые двери почты — для жителей Черги стали привычным явлением. Люди по нескольку часов ожидают открытия почты, чтобы отправить посылку или получить перевод. А тут еще и плату за свет стало можно вносить только здесь или в сбербанке, клиентов тоже прибавилось. И хоть сама я с почтой практически не сталкиваюсь, будучи корреспондентом, я все же лично заинтересована в ее работе — как-никак наша газета распространяется по подписке, и почта имеет к этому самое непосредственное отношение. Так вот, будучи лицом заинтересованным, я задумалась, что же все-таки случилось с нашей почтой. Почему стабильно работающая, причем работающая не первый год, организация вдруг стала создавать столько неудобств для жителей и своих же клиентов. Ведь еще пару месяцев назад ни о каких катаклизмах и речи не было, и попасть на почту - быстро и без задержек — было вполне реально. Загадка, да и только. Причем, слухи о том, что подобная ситуация не единична и встречается и на других почтовых отделениях, находят свое подтверждение. В Ильинке буквально в этом месяце полностью сменился весь штат почтового отделения, имели место быть увольнения и в Камлаке — почта там и сейчас работает всего несколько часов в день, теперь проблемы стали возникать в Черге. Ситуация определенности не добавляет. Так что же случилось в Черге за последние несколько месяцев? Началось все с недавнего сокращения штатов — вместо трех операторов на почте осталось два. При этом объем работы у них увеличился (то, что раньше выполняли втроем, теперь делали двое), чего никак нельзя сказать о зарплате. Начались первые очереди. Обслуживать всех клиентов даже опытные работники уже не успевали, но почта работала, и возможность попасть на нее все же была. Пусть даже и потеряв какое-то время в ожидании. Но продолжалось это не долго. Оператор написал заявление об уходе и оставил место работы, так совпало, что в это же время начальник почты, выполняющая функции второго оператора, попала в больницу. Работать на почте стало некому. Нет, конечно, остались почтальоны — но без операторов, которые выдают им почту на день, им на почте тоже особо делать нечего. Опять же работать с приходящими клиентами они не могут, а работать надо. Вот тогда появились настоящие проблемы. Найти подходящую кандидатуру в Черге не удалось, и на почту стали привозить оператора из Маймы. Временно. Нельзя сказать, что это сильно помогло решению ситуации. И немудрено: справиться со всем объемом работы одному человеку просто нереально. И вот результат - вместо половины десятого, почта открывается не раньше одиннадцати, и это в лучшем случае. А после обеда, не позднее двух уже закрывается. Опять же, в лучшем случае. Очереди из недовольных жителей растут, люди собираются у дверей задолго до открытия, ждут, теряют время, портят нервы, при этом совсем не уверенные, что смогут решить все свои почтовые дела уже сегодня. Чаще всего приходится приходить еще раз, а то и не один. Согласитесь, время ходить на почту и ждать по часу в очереди есть далеко не у всех. Многие работают, и надолго покинуть рабочее место могут не все. А ряд услуг, к сожалению, может оказать только почтовая служба — те же посылки, заказные письма, срочные переводы или бандероли можно отправить и получить только здесь. Не говоря уже о газетах, открытках, плате за свет и выплате пенсий. Как оказалось, даже в наш век компьютеров и интернета, почта по-прежнему продолжает играть важную роль в жизни села. Примечательно, что неудобства в связи с отсутствием местных операторов возникают не только у жителей. Почтальоны тоже испытывают определенные сложности в подобном режиме работы. Конечно, простаивать перед закрытой дверью им не приходится, но от ожидания внутри помещения лучше не становится. Из-за задержек с открытием вместо 11 часов они выходят на маршрут ближе к 12, а то и позже, а значит, дольше разносят почту, позже приходят домой, больше времени тратят на рабочие дела. А это лишние нервы, ненужные переживания, пустые хлопоты — на работу-то они приходят вовремя. Согласитесь, кому такое понравится? Так что же делать, если почта закрыта? Причем закрыта снова и снова, а в четыре рабочих дня в неделю открывается лишь на пару часов? Переживания и возмущение жителей понятны и обоснованы. Если перебои в работе начались, то как скоро они закончатся? И закончатся ли вообще? Сможет ли почта снова начать полноценно функционировать? Или дело идет к закрытию? Эти вопросы задают себе сейчас практически все жители Черги. Так почему в большом селе среди почти двух тысяч населения, в том числе и определенного числа безработных, не найдутся желающие занять вакантное место оператора? Все настолько хорошо живут, что стабильный заработок никому не нужен? Или быть безработным лучше и престижнее? Или подходящего образования никто не получил? А может просто лень подняться с дивана и заняться каким-то делом? Не думаю. Специального образования никто не требует, да и людей, желающих работать и зарабатывать в Черге, на мой взгляд, не так уж и мало, и желание работать есть у многих. Но на числе операторов в почтовом отделении это никак не отражается. Почему? Ответ оказался простым и на удивление прозаичным — большой объем работы, огромная ответственность на фоне, мягко говоря, не слишком большой зарплаты — и все желание работать пропадает на корню. Люди ответственные и трудолюбивые, как правило, работать за копейки не станут, а не ответственные в почтовой обстановке долго не продержатся. Кстати, небольшую зарплату на почте получают не только операторы. Ежемесячный доход почтальона тоже едва дотягивает до минимального размера оплаты труда, а работать приходится далеко не в тепличных условиях - и ходить по нескольку километров в день, причем чаще всего без обеда и отдыха, и сумку тяжелую на себе таскать, да еще и погода не всегда благоприятна для пеших прогулок. И все это в среднем за пять тысяч в месяц — немногие решатся на такое, особенно за такие деньги. И повышения зарплаты пока что никто не обещает. Размышления на эту тему оптимизма не добавляют. Мы можем сколько угодно задавать себе вопросы о работе нашего почтового отделения, строить предположения и искать пути решения — но решить что-нибудь и изменить сложившуюся ситуацию, увы, не в наших силах. Это должно решаться на другом уровне, в самой почтовой системе. Но пока что решения не видно — уже почти месяц в Черге работает приезжий оператор, почта большую часть рабочего времени стоит закрытая, люди все больше нервничают и возмущаются, простаивая в неизбежных очередях, - и изменений к лучшему не наблюдается. Конечно, есть надежда на начальника почты — вот выйдет с больничного и все пойдет, как прежде — надеются жители. Но пойдет ли? И сможет ли одна Елена Михайловна тянуть на себе весь воз почтовых забот? А главное захочет ли? Ответить не так уж и просто. Хочется лишь верить, что почтовое руководство, в отличие от чергинцев, не живет надеждами, а интенсивно ищет пути решения сложившейся проблемы, и в будущем будет думать не только о кризисе, сокращениях и экономии средств, но и о своих клиентах, об их удобстве и их потребностях. Ведь, судя по всему, далеко не всегда экономия несет за собой положительные результаты. А. Гущина