Продолжаем публикацию исторических фактов, связанных с проповедью христианской веры в нашем районе и обстоятельствами, событиями, в которых все происходило. Следующая страница церковной истории нашего района посвящается Малой Черге. О том, с какими препятствиями приходилось сталкиваться проповедникам Слова Божия на Алтае, мы можем узнать из "Записок Мыютинского миссионера за 1892 г.", автором которых является священник Василий Постников: "К неутешительным явлениям в нашей мыютинской жизни, между прочим, относится факт, бывший в отчётном году в д. Малой Черге. Более 20 лет существует д. Малая Черга, состоящая из одних кочевых новокрещёных инородцев. Как бедные люди, окружённые языческим населением, эти новокрещёные были постоянно под влиянием богатых калмыков (т.е. алтайцев - прим. П.Т.); без их позволения они не смели ни пахать, ни косить. Являлись было из новокрещёных смелые люди, которые заводили пашни, но близ живущие калмыки намеренно вытаптывали посеянный хлеб. Убедившись опытом, что тут ничего нельзя сделать, желающие пахать и вести хозяйство на русский лад переехали в другие деревни. Чтобы упрочить существование этого селения и заставить новокрещёных поскорее перейти из кочевого в осёдлый быт, я склонил новокрещёных, года два назад, принять на жительство в селение две семьи русских крестьян, выстроил молитвенный дом с училищем и определил учителя. Желая парализовать это мероприятие миссии, калмыки употребляли всевозможные средства, чтобы в Малой Черге ничего не делалось по-русски, а всё оставалось по-татарски. Русским крестьянам и учителю не дозволяли и в нынешнюю весну пахать, а на засеянные озимые поля загоняли и держали скот, чтобы вытоптать посеянный хлеб. Дерзость калмыков дошла до того, что учителя прогнали палкою с пашни. Несмотря на такие препятствия, дело обрусения и полевые работы шли своим чередом и труды земледельцев увенчались прекрасным урожаем." Обратим внимание на то, что успех проповеди Слова Божия миссионер ставит в зависимость от "дела обрусения", т.е. перехода коренного населения на осёдлый земледельческий уклад. На примере событий в Малой Черге мы видим, какой трудный жизненный выбор, крестясь, делает язычник. Принимая крещение во имя Отца и Сына и Святаго Духа, язычник отвергает поклонение бесам, а также меняет прежний круг общения, привычки, жилище, весь кочевой уклад... Переменить жизнь непросто, привычка - вторая натура. Миссионеры смогли переменить жизнь Алтая, став для него вестниками новой православной цивилизации. Молитвенный дом во имя св. равноап. Владимира был построен в Малой Черге на средства Православного Миссионерского общества в 1890 г. В следующем 1891 году на средства Миссии здесь открыта школа, в которой учительствовал Иоанн Александрович Сыгирчаков (данные за 1914 г.). В 1917 г. училось в ней 24 ученика. Священник Павел Тайченачев
|