20 августа 2011 года мне довелось стать участницей исторического события - великого освящения Михайло-Архангельской православной церкви в селе Мыюта, а освящал церковь владыка Максим, епископ Барнаульский и Алтайский. И, конечно, мне, как специалисту по работе с общественными и религиозными объединениями, было очень интересно побеседовать с этим человеком. Перелагаю вашему вниманию наш разговор с владыкой. - Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, немного о себе, о том, как Вы пришли в веру и попали к нам на Алтай? - Вопрос, конечно, требует большего времени, но если сказать кратко, то в храме я с рождения. Еще во чреве матери ходил в храм, семья у нас верующая. Мой папа родился в многодетной семье и мама тоже. В то время многие верующие имели большие семьи, поэтому в том, что я, немощной, обрел веру, моей заслуги нет, это заслуга родителей. Я не родился в семье священника, мой папа - шахтер, комбайнер. Конечно, ни о какой семинарии, академии мы не знали, но перед тем как мне уйти в армию, я познакомился с одним молодым человеком, который рассказал мне, что его брат учится в Московской Духовной академии, которая находится на территории монастыря Троице-Сергиевой лавры в Подмосковье. Тогда я впервые услышал о семинарии, об академии и по благословению родителей, будучи студентом второго курса музыкального училища, съездил туда и побывал в Лавре. Пробыл там 1,5 месяца, не хотел возвращаться. Тем не менее, я вернулся, закончил учебное заведение, а, возвратившись, думал только об одном, чтобы поступить в семинарию и там учиться. Просто все было настолько идеальным: и обитель со множеством монахов, и церковное искусство, пение, архитектура. В общем-то, прежде ничего подобного я не чувствовал, не переживал, и поэтому ждал, когда закончу училище, отработаю практику год, и в красной армии два года отслужу. После армии в 1982 году поступил в семинарию, затем в Духовную академию. Там принял монашество, принял священный сан. На четвертом курсе академии было принято решение направить меня в октябре 1989 года в Тобольск, чтобы мы трудились там над открытием семинарии. По милости Божией пребывание мое в Тобольске длилось 12 лет, с 1989-го по 2002 год. В Тобольской семинарии три мужских хора, два смешанных, хор детей из детского дома, 16 гимназий. Очень мощная регентская школа, иконописная школа, кремль, святые мощи, множество храмов. Было такое счастье, такое состояние блаженства! Когда мне сказали, что нужно ехать на встречу с Патриархом, что будет решаться вопрос о моем рукоположении в сан епископа, чтобы отправиться служить на Алтай, я пребывал в страхе и трепете. И вот уже сейчас мы празднуем 20-летие появления, освящения нового храма в Республике Алтай. Первый храм в постсоветский период в республике появился ровно 20 лет назад. Это Преображенский храм в Горно-Алтайске или Улале. После него пошли другие храмы - почти 25 храмов за 20 лет. - Это хорошо? - Конечно! Это колоссальный труд! Вот, сегодняшнее событие - освящение храма в селе Мыюта, на этом историческом месте - это не что иное, как настоящее чудо. Поверьте, без преувеличения, без красных слов, это явное ходатайство и молитва от преподобного Макария. Безусловно, молитва тех миссионеров алтайских, чьё место погребения здесь, возле храма. - Ваше Преосвященство, что значит в Вашем понимании быть православным человеком? И какие проблемы на Ваш взгляд, свойственны современному православному человеку? - Вы знаете, как раньше, при Христе, так и теперь, и всегда, есть один только ответ на этот вопрос: христианин – тот, кто несёт Крест. Крест символизирует не только страдание, но и победу. Потому что на Кресте был распят Христос и сила Креста, дарована нам Богочеловеком Христом, Его истекшей Кровию. Крест устрашает бесовскую силу. Поэтому Крест на куполах - символ победы. Христианин – это воин, победитель. Причём побеждает не президента, губернатора, милиционера, или соседа, нет. Христианин должен побеждать свою греховность, лукавую силу. Мы призваны к победе. И если Господь посылает нам страдания, нужно перетерпеть их Христа ради. Тот, кто не понимает этого, теряет смысл христианской жизни. Пойдут всякие суеверия, ропот, месть, обиды. А христианин выше этого. Христос дал заповедь и поэтому самым главным девизом для христианина является: «Христос терпел и нам велел». Все страдания и беды мы должны переносить не ради кого-то или чего-то, а ради Христа! И строить храмы и подавать жертву, или оказывать помощь, не допуская мысли о корысти. Что касается второй части вашего вопроса, я бы хотел сказать о страшном положении, в котором оказался наш народ в постсоветский период. И Церковь, и государство, не имеют сейчас необходимых институтов, которые могли бы сохранить детей, молодежь. В годы советской власти, несмотря на гонения, идеологическая структура государства - октябрята, пионеры - идеологическая работа партии сохраняла молодежь, детей и давала воспитание. Нынешнее положение хуже, чем в советские годы намного, еще и благодаря тому, что Церковь сейчас не готова в полном объёме восстановить то, что когда-то государство у Церкви отняло: и окормление в больницах, в армии, в тюрьмах и оказание сострадания и милосердия. Государство сейчас с этим не справляется, а Церковь только возрождается, строится. В этом плане ужасно сложное время. Некоторые хают нашу нынешнюю молодежь. Да побойтесь Бога, разве можно на одну ступень поставить молодёжь советского периода. Время намного сложнее сейчас, намного сложнее молодому поколению, детям сохранить себя. Люди сегодня быстро теряют детство, девство, чистоту теряют. Они, бедняги, перед тем как повзрослеть, выйти замуж, жениться, уже все знают, все попробовали. Где тут место любви и единству, которые укрепляют семью. Мальчик, юноша должен видеть перед собой только одну-единственную, и девушка должна видеть красоту, любовь, ласку, только одного. А если 20- 30 у нее, 30-40 - у него, о какой любви может идти речь? Малейшая ссора и всё! Ужас, ужас, что творится! - Ваше отношение к распространению новых религиозных движений? - Вы знаете, я - православный епископ, и Церковью послан, чтобы проповедовать Слово Божие, немощный и грешный. И, безусловно, этом у расхищению душ, этой лжи, этому обману противостоять сейчас мы не можем. Почему это так? Потому что те, кто попал в секты, не понимают, куда они попали. На них воздействуют психически, их уничтожают на психическом уровне. Дело в том, что без Церкви Христовой, без священства, без церковных Таинств секта - это даже не религиозный кружок, не политика, а чисто финансовые интересы, чистой воды бизнес, одурманивать, выкачивать средства. Мы делаем все в благочиниях, в приходах, в воскресных школах, чтобы показать насколько возможно, как ценно православие. Посмотрите, здесь, в Мыюте, храм и музей - какое единство, какое слитие! Уважая предания, уважая обычаи, традиции, как преподобный Макарий, мы не ломаем через колено людей, а с любовью, уважением, относимся ко всем. Нам нужно объединяться: образованию, культуре, науке, работникам СМИ, и насколько можно, фильтровать свои слова, фильтровать ту информацию, которая содержит разрушительную силу. Конечно, у нас мало опыта. 80 лет Православие уничтожалось, подвергалось гонениям, и сейчас все только возрождается к жизни. Я благодарен вам за заботу и за время, которое вы мне уделили. - Вам спасибо большое, до свидания! Подготовила в печать Зарина Мундусова, специалист по связям с общественностью