В четверг на прошлой неделе состоялось очередное заседание совета администрации района, на котором рассмотрены два вопроса: «Об итогах работы по ведению электронного похозяйственного учета в сельских поселениях МО «Шебалинский район», «О проекте бюджета муниципального образования на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов». С информацией по первому вопросу выступил специалист МБУ «Информационные технологии» А. Н. Казакова, которая основной акцент сделала на бирковании скота на основании приказа Минсельхоза. По ее словам, имеются большие расхождения в учете поголовья скота, по данным сельских поселений и статистики. В основном это происходит из-за того, что специалисты поселений, занятые похозяйственным учетом, своевременно не фиксируют выбывающий на реализацию скот, хотя справки владельцам выдаются регулярно. Такое же несоответствие наблюдается и в учете населения района. По обсуждаемому вопросу выступила заместитель начальника управления экономики и финансов С. И. Кулунакова, которая отметила необходимость наведения порядка в похозяйственном учете. Район второй месяц работает в условиях мониторинга эффективности, где численность населения: рождаемость, смертность, миграция, а также динамика развития животноводства являются одними из ключевых показателей оценки. Информация об этом ежемесячно должна размещаться на официальном портале правительства Республики Алтай. Контрольный срок – каждое двадцатое число месяца. Соответственно, достоверные данные должны поступить в управление экономики и финансов не позднее восемнадцатого числа месяца. Светлана Ивановна также ознакомила присутствующих с результатами оценки эффективности работы муниципального района за первое полугодие. Пока мы занимаем вторую строчку в рейтинге по выполнению планов социально-экономического развития. Эффективность оценивается по 150 показателям, включающим в себя, как говорилось выше, численность населения, рождаемость, младенческую смертность, поголовье скота, обеспеченность детскими садами, уровень медицинского обслуживания, ввод жилья и т. д. Кстати, по вводу жилья район идет в аутсайдерах, занимает десятое место – в текущем году введено только 180 квадратных метров жилья, против 1200 кв. м. в 2011-ом. Как объяснил главный архитектор района О. А. Дикова, БТИ несвоевременно подает документы в Росреестр. Кроме того, возросла стоимость работ по оформлению технических планов на объекты недвижимости. Всего по району выдано около 200 разрешений на строительство индивидуального жилья. Введены в строй всего четыре. И до конца года обстановка с их вводом и официальной регистрацией существенно не изменится. Вообще вопрос с оформлением прав на недвижимое имущество решается крайне неудовлетворительно. Только половина домов и квартир поставлены на учет, а земельных участков оформлено и того меньше. Район и сельские поселения теряют доходы. Население же не торопится с получением свидетельств о праве собственности: одни в силу финансовых проблем, другие просто не озабочены вопросами собственности. Что делать, как помочь людям оформить документы – эти вопросы в очередной раз остались открытыми. Главам сельских поселений рекомендовано организовать работу по выполнению приказа Минсельхоза, в частности активизировать работу специалистов совместно с ветеринарной службой по присвоению животным номеров; ежемесячно предоставлять информацию о движении скота и населения; вести муниципальную статистику по земельному и жилому фондам в электронном похозяйственном учете. О проекте бюджета района на следующий год доложила заместитель начальника управления экономики и финансов А. В. Рыспаева. Она озвучила цифры только по местным доходам и их распределению, а также субвенций на выравнивание. Основные показатели бюджета района станут известными, когда во втором чтении будет принят бюджет Республики Алтай. Не все главы сельских поселений остались довольными распределением субвенций на выравнивание бюджетной обеспеченности по новой методике. Но Александра Васильевна заверила, что в проекте бюджета в первом чтении отражена только часть средств – порядка семи миллионов рублей. Еще в пределах пяти миллионов будет распределено между сельскими поселениями ко второму чтению. Если говорить в целом, то финансовый 2013-ый год будет складываться весьма напряженно, Доходная часть бюджета района на треть должна быть сформирована за счет оптимизации расходов, т.е. сокращений, урезаний и других непопулярных мер. Так что крупных капвложений в ремонтно-строительные работы ожидать не приходится. В плане информирования глав сельских поселений выступила специалист управления экономики и финансов А. А. Филатова. Она подробно рассказала о поступлении налогов на имущество и землю в бюджеты поселений, отметила темпы роста. По сравнению с 2010 годом увеличились доходы в Шебалинском, Чергинском сельских поселениях, неплохо обстоят дела в Верх-Апшуяхте, Ильинке. Меньше всех имущественного налога поступило в казну Камлакского сельского поселения. По сбору земельного налога лидируют Каспинское и Беш-Озекское поселения. И только 15 процентов от плановых показателей получило Дьектиекское поселение. Но в этом поселении есть крупные должники – предприниматели Сапрыгин и Мултин, за которыми числится общая задолженность в сумме 600 тысяч рублей. Второй год идет судебная тяжба по уплате налога на землю, сколько она еще продлится - неизвестно. В ходе обсуждения этого вопроса было отмечено, что не все налогоплательщики получили уведомления. Самые добросовестные из них уже обращались в налоговую инспекцию, пока безрезультатно. По вопросам оформления недвижимости, а также уплаты налога на имущество и землю решено провести встречу с представителями Росреестра и налоговой инспекции. Анастасия Александровна напомнила главам, что главные источники пополнения местных бюджетов именно земля и жилье, поэтому нужно уделить этим вопросам достаточное внимание. Специалистам поселений необходимо взять данные в налоговой инспекции по недоимке и поработать с неплательщиками. Также сельским администрациям необходимо открыть специальные лицевые счета в отделении казначейства для перечисления госпошлины за нотариальные действия. Из-за того, что они не были своевременно открыты, платежи аккумулировались на невыясненных счетах. И если не принять меры, то они могут быть потеряны для бюджета поселений. В конце совета администрации перед собравшимися выступил депутат Республики Алтай С. Д. Коротенко, который рассказал о том, какая работа ведется с министерствами и ведомствами, на постоянных комиссиях Госсобрания. По словам Сергея Дмитриевича, в республиканском бюджете, принятом в первом чтении, 708 миллионов рублей выделено только на выполнение Указа президента страны – увеличение заработной платы учителям, культработникам, работникам детских садов. Но эти средства не поступят в бюджет региона из федерального центра. Их придется изыскивать на месте за счет сокращения расходов по другим статьям. Поэтому для привлечения средств в район нужно работать по имеющимся региональным и федеральным целевым программам. И делать это следует не только администрации района, но и руководителям отделов, главам сельских поселений – выходить напрямую на министерства и ведомства со своими программами, грамотно их обосновать и защищать. В целом нет причин для уныния. Денег никогда не было много, тем не менее заработную плату выплачивали вовремя, что-то строили, ремонтировали – жили. И эти трудности переживем, - резюмировал Сергей Дмитриевич. На этой позитивной ноте закончился совет администрации. А после обеденного перерыва главы поселений встретились с прокурором района Н. В. Сторчак.