15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, цель которого - способствовать повышению грамотности россиян в вопросах, касающихся потребления товаров и услуг. На сегодняшний день каждый человек на земле является потребителем различных товаров и услуг и, безусловно, при таком положении дел, защита прав потребителей является одним из важнейших направлений общественной деятельности. В 2011 г. в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Шебалинскому, Чемальскому районам поступило 81 обращение по Шебалинскому району и 106 обращений по Чемальскому району. По поступившим обращениям 75,9 % составляет по защите прав потребителей: из них 89,8 % связаны с торговлей, 6,4 % со сферой услуг, 3,7 % - иные вопросы. Обращения граждан по вопросам торговли связаны с приобретением технически сложных товаров бытового назначения, текстильных товаров и обуви, продовольственных товаров, мебели, транспорта. В структуре нарушений законодательства о защите прав потребителей преобладают факты отсутствия информации для потребителей о товаре, работе, услуге и лицах, их предоставляющих, а также нарушения в части безопасности и качества товара, работы и услуги. Потребности населения в различных услугах и товарах обеспечивают торговля, производители, исполнители работ и услуг. Однако в условиях нестабильной рыночной экономики последние часто навязывают выгодные только для себя условия. При этом нередки случаи, когда товары отличаются низким качеством, а порой и просто опасны для здоровья. Помочь человеку разобраться в сложившейся ситуации призвана деятельность, направленная на информирование и консультирование. В территориальном отделе для этого открыта общественная приемная, работает «горячая линия». Приведу несколько примеров по рассмотрению заявлений в Шебалинском районе. Так потребитель обратился с жалобой на то, что в магазине была приобретена новогодняя маска, после того, как ребенок надел эту маску на новогодней елке, ее лицо окрасилось в красный цвет (цвет маски). Смыть данную краску с лица не удавалось в течение нескольких дней. Специалистами по данному факту была проведена внеплановая проверка, по результатам которой было установлено, что информации об изготовителе на данную маску не было. Маска была отправлена на исследование в лабораторию, по результатам которой было установлено, что данный образец не соответствует требованиям санитарных правил. Другое обращение содержало жалобу на то, что после употребления в пищу продукта питания, приобретенного в магазине, у потребителей появилась тошнота и расстройство кишечника. После проведения контрольно-надзорных мероприятий было установлено, что в данном предприятии в реализацию допускаются продукты с истекшим сроком реализации, без сведений о дате выработке, нарушались правила хранения скоропортящихся продуктов. В следующем заявлении потребитель обратился с жалобой на то, что в предприятии общественного питания антисанитарное состояние и реализуются несвежие готовые блюда. После проведения контрольно-надзорных мероприятий было установлено, что в данном предприятии общественного питания некачественно проводится уборка в производственном помещении. Нарушаются правила хранения и обработка готовой продукции и сырых продуктов. На имеющиеся продукты и продовольственное сырье отсутствовали документы, подтверждающие качество и безопасность. Не проводится ежедневная оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий. Не проводится осмотр открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний. Не было личных медицинских книжек с прохождением медицинских осмотров. За данные нарушения индивидуальные предприниматели привлечены к административной ответственности в виде штрафов, им выданы предписания. Вместе с тем данные обращения позволили специалистам территориального отдела провести внеплановые проверки данных предпринимателей, принять меры по недопущению подобных фактов и своевременно защитить права других потребителей. Уважаемые потребители! О случаях нарушения ваших прав по оказанию услуг торговли продуктами питания, услуг, связанных с приобретением технически сложных товаров бытового назначения, текстильных товаров и обуви, жилищно-коммунальных и транспортных и других услуг сообщайте в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РА в Шебалинском, Чемальском районах по адресу: с.Шебалино ул.Советская,11, тел. (8-388-49)-21-2-67. Л. Фомкина