Среда, 13.11.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Разделы новостей
Все новости
Духовная миссия
Если хочешь быть
Малый бизнес
Из редакционной почты
Официальная хроника
За культуру наших сел
Наши интервью
Права человека
Образование
Абитуриенту на заметку
Объявления
Здоровье
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » 2012 » Март » 22 » О Шебалинском детском доме
О Шебалинском детском доме
12:18
Детям от своего «тысячелетья» никуда не деться. Не случайно говорят, что они больше похожи на своё время, чем на своих родителей. Вот почему детское счастье – самое настоящее.
В тяжёлые суровые годы Великой Отечественной войны в селе Шебалино функционировал детский дом. К сожалению, нам не удалось точно выяснить, в каком именно году он был открыт. Но, судя по рассказам бывших воспитанников и воспитателей, Шебалинский детский дом был открыт в 1938-1939 годах. Детей в детском доме было много - от 150 до 200.
Воспитанница детского дома - Мария Васильевна Бугуева (Елекова), родилась в 1927 году в селе Шыргайты, попала в детский дом в 1939 году вместе со своим родным братом Борисом Васильевичем Елековым. Они рано осиротели. Из родственников был только дядя, старший брат отца, который и привёз их семи-восьмилетних в детский дом. Разве так мог поступить с детьми единственный родной человек? Причина для этого была весьма веская на то время: у него было много детей. В детском доме же дети были бы и накормлены и одеты. Кормили детей три раза в день. До войны детей в детском доме кормили хорошо, а вот во время войны воспитанники питались картошкой, лизуном, съедобными кореньями и супом из крапивы.
Началась война, те дети, которые подрастали, уходили работать в колхозы, или в города на заводы. Когда Марии Васильевне исполнилось 15 лет, её отправили работать в колхозе в село Дьектиек. Брат остался в детском доме. Работала она наравне со взрослыми на уборке хлеба, молотьбе и пахоте. Рабочий день длился от зари до темна. Мария Васильевна хорошо помнит воспитателей, учителей и директора детского дома. Директором был Филипп Васильевич Лях, воспитателем Мария Евстафьевна Каломеец (Апёнышева).
Закончилась Великая Отечественная война. С фронта возвращались мужчины, которым выпало счастье остаться в живых. Мария Васильевна вышла замуж за фронтовика Василия Степановича Бугуева. Родила и воспитала десятерых детей. Сейчас у неё растёт много внуков и правнуков.
С душевной теплотой Мария Васильевна по сей день вспоминает детский дом, воспитателей, и благодарит сельский совет, государство за то, что в то тяжёлое время не были брошены на произвол судьбы многие дети-сироты. Они были накормлены, одеты и получили образование.
Нам удалось найти воспитателей Шебалинского детского дома, которые по сей день проживают в селе Шебалино.

Мария Евстафьевна Апёнышева в сентябре 1939 года закончила Славгородское педагогическое училище и по комсомольской путёвке с несколькими другими выпускниками была направлена на работу в Горный Алтай. В Шебалино приехала одна и устроилась на работу в Шебалинский детский дом. Ей очень близки были воспитанники детского дома, потому что сама она также как и они, очень рано осталась без родителей. Её мама умерла, когда она была ещё ученицей 6 класса, а отец погиб на фронте.
По рассказу Марии Евстафьевны мы узнали, что в детском доме было четыре группы. Она работала воспитателем в старшей группе. Дети с воспитателями в старшей группе работали в огородах, на уборке урожая, заготавливали дрова. В детском доме было четыре лошади, для которых заготавливали сено. Были и радостные моменты в жизни воспитателей и детей детского дома. С 1939 года в СССР официально было разрешено проводить новогодние ёлки. В детском доме тоже проводили новогодние ёлки, где воспитатели совместно с детьми изобретали самодельные игрушки, костюмы, поздравительные открытки. И, конечно же, все воспитатели жили жизнью детей-сирот, понимая, что каждый ребёнок ждёт от них доброго ласкового слова, заботы и нежности. С утра и до позднего вечера воспитатели были рядом с ними.
Долго проработать Марии Евстафьевне в детском доме не пришлось. Не хватало учителей начальных классов, и в 1940 году её перевели в Топучинскую начальную школу. В 1943 году последовал перевод в Барагашскую семилетнюю школу, где она стала работать директором. Мария Евстафьевна считает, что, несмотря на трудное время, в стране о детях-сиротах, живших в детских домах, заботились.
Труднее всего пришлось детям из Поволжья, Саратовской области, родители которых были репрессированы. Таких детей в детском доме тоже было много. В Шебалино живет Элия Александровна Ламберг (Теленгитова), родилась примерно в 1933 году. Родителей не помнит, но знает, что их репрессировали, как врагов народа, и они умерли в Поволжье. В 1930 году был в Поволжье страшный голод и мор. Оттуда детей увозили в товарных вагонах. Все документы маленькой Элии по дороге были утеряны. Пришлось также Элии Александровне в дороге перенести тяжёлую болезнь (какую, она точно не знает). В Шебалино детей привезли зимой 1941 года на санях. Голодных и больных, разместили в двухэтажном здании на территории ЧВТ. Больную Эллу положили в больницу, вылечили и снова отправили в детский дом. (Сейчас там растут ели и рядом построено кафе «Уч-Сумер»). По рассказу Элии Александровны, все дети всегда были заняты сельским трудом: сажали картофель, заготавливали сено, дрова. Самое главное – они не голодали. В детском доме Элия Александровна прожила 10 лет, до 1951 года. Семнадцатилетней девчонкой она стала выпускницей детского дома. Родственников не было, жить, оказалось, тоже негде. Ей повезло, она устроилась няней в одну семью. Элия Александровна закончила 5 классов, работала на лесоповале, на кирпичном заводе и с 1956 по 1993 год проработала в пимокатном цехе Шебалинского быткомбината.
Элия Александровна с большой душевной теплотой вспоминает всех воспитателей детского дома, особенно еще тогда молодую учительницу Наталью Григорьевну Беспалову, которая только приехала после окончания педагогического техникума в село Шебалино. Еще Элия Александровна помнит детей-немцев, живших вместе с ней в то время в детском доме: Наталию Давыдовну Гердт и Рангольда ?? (Варламова), который сейчас живёт в Дьектиеке.
Чумуев Александр Васильевич родился в 1931 году, родителей своих не помнит, потому что осиротели они с братом в раннем детстве. В 1934 году его с братом привезли в село Шебалино. Сначала они жили в детских яслях до 10 лет (ныне здание детского сада «Елочка»). Когда началась война, Александру Васильевичу исполнилось 10 лет, и он учился во 2 классе. В августе 1943 года Александра Васильевича вместе с группой мальчиков и девочек постарше отправили пешком в Горно-Алтайск. Ночевали в Доме Советов (ныне Дом Правительства РА). Девочек оставили работать в Горно-Алтайске на гардинно-тюлевой, ткацкой и швейной фабриках. А парней утром, на грузовой машине повезли в Бийск и Барнаул. Тридцать мальчиков от 12 до 15 лет разместили в бараке, который находился недалеко от военного завода. Завод производил патроны, которыми обеспечивался Ленинградский фронт. Проработал Александр Васильевич на военном заводе более одного года.
В 1945-1946 годах из города Кенигсберга был вывезен один из заводов, который решено было разместить около г. Новосибирска. (По решению Конференции «Большой тройки» - СССР, США и Великобритании в Ялте (февраль 1945 г.) и Потсдаме (июль – август 1945 г.) Германия обязывалась выплатить государствам, пострадавшим от фашистской агрессии, значительные репарации).
Тринадцатилетний Александр Васильевич был отправлен на восстановление этого завода. На стройке завода работали дети-рабочие со всей Сибири.
Условия жизни были тяжёлыё. В бараке была установлена железная печка-буржуйка, вокруг которой дети собирались тесным кружком и отогревали кое-как руки и ноги. Сушили ботинки, которые, так сжимались, что к утру с трудом их приходилось натягивать на завернутые в портянки ноги. Когда обувь изнашивалась и становилась совсем непригодной, детям выдавали деревянную обувь (сабо). От такой обуви раздавался сильный грохот, когда они бежали на завод или шли обратно. Дети спали на соломе из проса, не было ни одеял, ни подушек. Чтобы совсем не замерзнуть, дети зарывались в солому и прижимались друг к другу теснее. За месяц обычная солома превращалась в труху.
Александр Васильевич рассказывает, что на стройке работали и пленные немцы, чаще на земляных работах, или заливали фундаменты домов и выполняли другую тяжёлую работу. Жили немцы в отдельном бараке за колючей проволокой, а кормили их лучше, чем детей-рабочих. На стройке Александр Васильевич проработал до 1947 года, ему тогда уже исполнилось 14 лет.
Александр Васильевич Чумуев в детском доме учился вместе с Борисом Васильевичем Елековым, который сейчас проживает в Барагаше. Встречаясь, они вспоминали трудные годы своего детства. Александр Васильевич был очень благодарен директору, учителям и воспитателям детского дома, несмотря на то, что имена некоторых уже стёрлись из памяти. Филипп Васильевич Лях, Александра Семёновна Челтугашева всегда помогали в трудные минуты и чутко относились к детям-сиротам, согревая их своим вниманием и добротой.
Глафира Ивановна Беликова работала в детском доме в самые тяжёлые и трудные годы с 1941 по 1947 воспитателем малышковой (младшей) группы.

Как нам уже известно, директором во время войны был Филипп Васильевич Лях. Многие воспитатели были из эвакуированных. Они имели большой багаж знаний и опыта и давали детям эти хорошие прочные знания. Многие дети не помнили своих родителей, а также было много детей, у которых родители были репрессированы, и дети о судьбе своих родителей ничего не знали.
Сентябрь был месяцем отнюдь не учебным. В этом месяце дети много трудились. Собирали на полях колоски. В селе Актёл выращивали лен, который также тщательно собирали вручную. Рвали коноплю, сушили, мяли, драли в волокно и плели веревки. Валили лес на дрова, обрубали сучья, пилили и кололи чурки. Дрова нужно было заготовить на отопление печей в спальнях, для бани, кухни, прачечной.
В районном архиве хранятся личные дела воспитанников детского дома, книги приказов с 1948 по 1953 годы.
Приказ № 9 по Шебалинскому детскому дому от 03. 02. 1948 г. гласит:
П.2. Запрещаю спать на детских кроватях в дневное время.
П.3. остричь всех девочек и мальчиков до 4 класса к 05.02 1948 г., которые не следят за собой.
П.4. Фельдшеру Чичиековой проводить тщательно 1 раз в неделю осмотр жилых корпусов с санитарной комиссией и проводить санитарную обработку.
Приказ № 34 по Шебалинскому детскому дому от 05. 05. 1949 г. гласит:
Начать заготовку дров с 09.05, распиловку, раскалывая на 4 части и складывать в поленницу объёмом не менее двух кубометров.
Ежедневно проводить с воспитанниками физзарядку на улице. Форма – без головных уборов, без нательных рубашек.
С 20 мая 1949 года появляются приказы о зачислении в список Шебалинского детского дома детей, прибывших из Ороктойского детского дома, в 1951 году из Нижне-Уймонского, Онгудайского, Салгандинского детских домов. После войны детские дома объединены в связи с сокращением на то время числа детей-сирот.
В папке № 10 от 25 апреля 1951 года перечисляется личный состав Нижне-Уймонского детского дома: директор, завуч, бухгалтер, четыре воспитателя, пионервожатая, два инструктора, кастелянша, повар и помощник повара, уборщица, прачка, скотник, сторож.
Работников детского дома за хорошую работу в годовщину Великой Октябрьской революции поощряли благодарностями премиями в размере 125-200 рублей. Молодые специалисты получали подъёмные в размере 100 рублей. Учителя и воспитатели проходили курсы повышения квалификации в течение 1 месяца. В г. Горно-Алтайске находился детский приёмник, который распределял детей по детским домам детей-сирот, детей из неполных семей.
В 1952 году в тарификационном списке Шебалинского детского дома директором назначается Алексей Никанорович Микрюков, завучем – Василий Фёдорович Гаврилин, ветеран войны, до самой пенсии проработал в Шебалинском детском доме. Работал в Шебалинской школе учителем географии, воспитателем в детском интернате. Василий Фёдорович в сердцах воспитанников детского интерната оставил о себе самую добрую память.
Шебалинский детский дом был расформирован в начале 60-х годов. На его основе был создан детский интернат в том же двухэтажном доме, который размещался там до 1992 года.

Информация подготовлена учителем истории Шебалинской школы С. П. Приленской по исторически достоверным материалам районного архива.
На снимках: в этом здании (Шебалинского детинтерната) находился в 30-50-е годы Шебалинский детский дом; Г. И. Белкова – воспитатель детского дома в самые трудные годы 1941-47 гг., М. Е. Апенышева – воспитатель детского дома в 1939-43 гг.
Категория: Из редакционной почты | Просмотров: 2391 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024
карта сайта