14 июля прошла внеочередная сессия районного Совета депутатов. Ее созыв был продиктован необходимостью внесения изменений и дополнений в бюджет на текущий год. Главным образом связанных с ремонтными работами, а также с возложением полномочий муниципальной избирательной комиссии на территориальную для подготовки и проведения дополнительных выборов в районный Совет депутатов в октябре этого года – такое решение должно быть принято не позднее 90 дней до дня голосования. Повестку сессии одобрил президиум райсовета, и за два часа до ее начала состоялось заседание бюджетной комиссии. Депутаты приступили к обсуждению вынесенных вопросов с 9 утра. Предполагалось, что в течение часа-полутора они обговорят все проблемы, придут к консенсусу, и сессия начнет работу как всегда в 11-00. Однако, возникли споры и разногласия, которые продолжились и в ходе самой сессии. После утверждения повестки с включением дополнительного вопроса «Об отмене решения сессии № 7-5-р от 17 декабря 2008 года «Об утверждении порядка предоставления земельных участков на территории муниципального образования «Шебалинский район» и утверждении данного порядка в новой редакции, депутаты заслушали информацию начальника финансового отдела А. В. Рыспаевой по главному вопросу. Александра Васильевна доложила обо всех изменениях и дополнениях в бюджет текущего года. Прения начал депутат Е. Н. Каньшин, который поинтересовался, нельзя ли часть средств, выделяемых на пристройки к детским садам в Камлаке и Апшуяхте, направить на другие объекты. По его мнению, Шебалинской школе не уделяется должного внимания. В ходе встреч с коллективом учителей во время дня депутата, как он отметил, было высказано много пожеланий. Евгений Николаевич попросил выкроить из этих 800 тысяч энную сумму на обустройство площадки для уроков вождения. Реплика из зала: «Стоимость автодрома три миллиона рублей». А. В. Рыспаева объяснила, что наряду с пристройками предполагается одновременный ремонт старых зданий, чтобы привести их в надлежащий вид. И, возможно, этих средств на запланированный объем будет недостаточно. С разъяснениями выступил заместитель главы районной администрации А. С. Казаченко: средства добавляются не только на детские сады, но и на другие объекты: скважины, спортзалы, водопроводы – по всему району. В результате реестр увеличился на два миллиона рублей. Депутат Г. А. Тыдыков: «Не в полномочии ли сельского поселения ремонт водопровода в Актеле?» Реплика Е. Н. Каньшина: «Поселение не потянет капитальный ремонт водопровода». А. В. Рыспаева: «Актельское сельское поселение вкладывает в ремонт свою долю – 100 тысяч рублей». Депутат П. П. Мендешев: «Ремонт детского сада в Шаргайте не вошел в реестр. Нельзя ли его включить, чтобы при появлении дополнительных средств отремонтировать?» Депутат Г. А. Тыдыков: «Аналогичная ситуация с Мыютинским детским садом. Прошу отметить в протоколе». Он же поставил под сомнение необходимость ремонта водопровода в Актеле, следует ли тратить на него средства, выделяемые на объекты образования. А. С. Казаченко напомнил, что водопровод обеспечивает водой не только население, но и школу с детским садом. В случае если его не ремонтировать, то по предписанию Роспотребнадзора будет закрыт и все население, учреждения останутся без воды. Основные дебаты разгорелись вокруг восьмого пункта проекта решения по первому вопросу. На предварительном рассмотрении на бюджетной комиссии решено исключить его из проекта. Споры продолжились и на сессии. Противники восьмого пункта – депутаты, которые на майской сессии создали депутатскую группу «Независимые депутаты», настаивали на том, чтобы данный пункт обсудить на августовской сессии. Что это за восьмой пункт и почему он вызвал споры? Он касается порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности района в форме капитальных вложений. И согласно проекту решения устанавливается постановлением главы администрации района. А. С. Казаченко выступил с разъяснениями, что речь не об изменениях в бюджет, а только о порядке инвестиций в указанные объекты. И данное решение необходимо для того, чтобы приступить к строительству нового трехэтажного здания в Шебалино. Есть инвесторы, которые сейчас готовы приступить к работе, но для заключения договора с ними отсутствует нормативно-правовой акт, чем пока администрация района не располагает. Глава района А. Б. Соколов обратился к депутатам с просьбой утвердить данное решение, потому как время не терпит, август – это уже конец лета. Порядок позволит от согласительных процедур перейти к конкретным делам, заключению договора на строительство. Причем в последующем, с привлечением инвестиций будет осуществляться строительство нескольких других объектов в районе, в том числе Черге и других селах. Депутат Е. Н. Каньшин вновь вернулся к реестру, предложил внести в протокол сессии запись по детским садам в Шаргайте и Мыюте, а также водопроводу в Барагаше. Депутат А. С. Чумуев отметил, что они не против восьмого пункта, но хотят разобраться, поэтому предложил рассмотреть его на августовской сессии. А. Б. Соколов: «Разделились на две группы и друг друга подозреваем. Что вы имеете в виду? Что глава залезет в карман инвесторов, и будет распоряжаться их деньгами? Кто мне это позволит? Убедительно прошу решить вопрос сегодня». Депутат П. П. Мендешев предложил поставить вопрос на голосование. Р. Н. Тодошева сказала, что если это в интересах района, то не стоит дискутировать, а надо утверждать. Е. Н. Каньшин заметил, что не было бы вопросов, если бы были приложения, расшифровки, справки. По разъяснениям юриста администрации Д. В. Шиховцова, восьмой пункт нужен для того, чтобы разработать сам порядок инвестиций. Без этого пункта невозможно его подготовить, а значит, не будет и самих инвестиций. Депутат Л. Н. Цуркан отметила недостаточную работу юридического отдела, который должен был предоставить хотя бы черновой вариант. Она предложила работу юридической службы нужно поднять на соответствующий уровень. При необходимости подкрепить дополнительными кадрами. Председатель райсовета Н. А. Никитенко обратила внимание на то, что сессия внеочередная, поэтому документы подготовлены и разосланы депутатам за три дня до сессии, а не за десять. П. И. Ченчаев: «Мы привыкли одобрять, не вникая. Сейчас только начинаем вникать. Прокуратура дала месячный срок на разработку проекта изменений в устав района и регламент райсовета. Его до сих пор нет. Строительный сезон уходит, а мы только решаем вопрос финансирования. Надо решать все в апреле, марте, феврале. Это упущение депутатов. Вопрос надо готовить. В этом вина председателя, который должен организовать работу. Предлагаю восьмой пункт отложить до августа». Депутат Г. В. Беспалова: «У меня вопрос к Ченчаеву: Ваше выступление непонятно: или мы принимаем 8 пункт и начинаем строительство или не принимаем, соответственно откладывается и строительство под ответственность какого-то дяди». Депутат Г. А. Тыдыков: «Комиссия этот пункт исключила из повестки». Н. А. Никитенко: «Проект предложен по решению президиума райсовета». Б. Г. Берстенев: «Я долго молчал. Перед нами выступили депутат республики Ю. С. Земиров, заместитель главы районной администрации А. С. Казаченко, которые все разъяснили, аргументировали. Самое большое подозрение части депутатов – предложение о приеме решения постановлением главы. Но вы забыли, что все равно решения по бюджету принимаем мы - депутаты. Давайте примем умное решение в пользу района и проголосуем за то, чтобы оставить восьмой пункт в проекте решения. Видимо все аргументы и контраргументы исчерпались. Прошла процедура голосования по восьмому пункту. За то, чтобы оставить его проголосовали 11 депутатов, против – 4, один депутат воздержался. Процедура голосования за проект решения в целом. За – 11, против – 1, остальные воздержались. Предложение бюджетной комиссии об исключении восьмого пункта не прошло. Что касается остальных вопросов повестки, то они не стали предметом долгих обсуждений. Решения по ним приняты единогласно. С замечаниями и предложениями по ходу работы сессии выступил Е. Н. Каньшин. В первую очередь он отметил, что проголосовал за проект решения по изменениям и дополнениям в бюджет, чтобы не задерживать строительные работы. Но еще раз обратил внимание на то, чтобы все документы предоставлялись депутатам заблаговременно. Группа независимых депутатов из восьми человек – третья часть районного Совета и к их мнению нужно прислушиваться. На этом сессия закончила свою работу. Вместо послесловия Официальная хроника подготовлена в форме стенографии для того, чтобы исключить разговоры о недостаточном или необъективном освещении хода сессии. К тому же она позволяет увидеть, кто есть кто и за что ратует. Признаем, что по большому счету населению абсолютно все равно, что и как обсуждается. Для него важен конечный результат – будет ли от принятого решения польза району, жителям, конкретным семьям. И об этой пользе должна радеть власть, неважно какая – исполнительная в лице администрации района или законодательная в лице районного Совета депутатов, кому народ делегировал полномочия по защите своих интересов. Другими словами обществу нужно эффективное управление, когда все сферы жизнеобеспечения работают, как хорошо отлаженный механизм. Аксиома: лучше решаются вопросы, когда законодатели и исполнители помнят о своих обязанностях перед людьми и работают в конструктивном русле. Здесь не имеется в виду абсолютное соглашательство, когда говорят: рука руку моет, а именно конструктив, исключающий амбиции, обиды личностей, их стремление к реваншу, наконец, борьбу за власть. К сожалению, этого нет, и от сессии к сессии приходится наблюдать если не открытую конфронтацию, то явное противостояние – реальную угрозу намеченным планам. В результате срыва апрельской сессии, ремонтные работы в районе начались с опозданием на месяц – в первом полугодии нулевой показатель по освоению средств на капвложения. И завершение ремонта обозначенных объектов в срок сегодня остается под большим вопросом, особенно по ремонту учреждений образования. Уже после сессии я попыталась разобраться с пресловутым восьмым пунктом решения по бюджету района. Оказалось, он не имел реального отношения к конкретным изменениям и дополнениям, которые так бурно обсуждались депутатами на прошлой неделе. Все гораздо проще, даже прозаичнее. Законодатели района, ранее принимая всевозможные положения и порядки, регламентирующие работу отделов, действия исполнительной власти в тех или иных ситуациях, просто забыли разработать такой порядок в отношении инвестиций: любых – муниципальных, частных, долевых и прочих – обычное головотяпство. На практике не сталкивались с реальными инвестициями: больше боролись за то, чтобы строить хозспособом либо, за возможность включения в республиканский реестр с гарантированным финансированием. Потому и не разрабатывали соответствующие нормативно-правовые акты. А тут представилась возможность (в кои-то веки!) построить в Шебалино новое трехэтажное здание на месте пустующего сейчас Дома детского творчества за счет привлечения средств со стороны, в том числе федеральных структур. Хватились, а возможность инвестирования ни одним документом не регламентирована! Вот почему появился в решении этот восьмой пункт. Голосуя за него, депутаты лишь давали добро на то, чтобы юротдел разработал необходимый порядок. Что касается подписи главы, то она стоит подо всеми нормативно-правовыми актами. в том числе под решениями сессий районного Совета. Третий месяц по долгу службы приходится наблюдать противостояние в депутатском корпусе. Третья сессия проходит на грани фола и решения по ключевым для района вопросам встречают активное неприятие со стороны группы независимых депутатов. Их независимость от власти, превращается в конфронтацию. Давайте, наконец, в открытую признаем, что есть люди, претендующие на власть, на руководство районом, тонко вуалирующие свои действия под мнимую «защиту» интересов избирателей, манипулирующие другими. Возможно, я ошибаюсь? Власть – тот пирог, от которого хочется отщипнуть всем, но удается – не каждому. Н. Петухова