Очередная, 37-ая сессия районного Совета депутатов состоялась 6 июня. В ее работе приняли участие 16 депутатов из 19. За два с половиной часа районные законодатели рассмотрели все 14 вопросов, вынесенных на повестку дня. Первым делом они заслушали информацию заместителя начальника управления экономики и финансов А. В. Рыспаевой «Об исполнении бюджета МО «Шебалинский район». Примерно за неделю до этого проходили публичные слушания по данному вопросу. Такой формат работы практикуется с прошлого года. А в этом году впервые отчет об исполнении бюджета прошел «через сито» контрольно-счетного органа, который дал свое заключение. Предварительное обсуждение на заседаниях постоянных комиссий также имело место быть. Кроме того, изменения и дополнения в основной финансовый документ вносились в течение всего 2011 года, вплоть до последних чисел декабря. Так что многократное обсуждение бюджета позволило депутатам почти назубок запомнить все его статьи, источники финансирования и распределение. Они единогласно проголосовали за предложенное решение – утвердили отчет. Практически ни одна сессия не обходится без внесения очередных дополнений и изменений в бюджет текущего года. В большинстве случаев они продиктованы увеличением доходной части, соответственно - необходимостью распределения дополнительных денежных средств. Так было и в этот раз – поступили трансферты, которые не предусмотрены в бюджете текущего года. Сумма не очень большая, но даже незначительное финансовое вливание в экономику района не может не приветствоваться, Депутаты выслушали информацию А. В. Рыспаевой и практически без лишних вопросов проголосовали за предложенный проект решения: -На основании статьи 31 Устава МО «Шебалинский район» внести в Решение сессии Совета депутатов МО «Шебалинский район» от 21 декабря 2011 года № 32-1-р «Об утверждении бюджета МО «Шебалинский район» на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов» следующие изменения и дополнения: Часть 1 статьи 1. Основные характеристики местного бюджета МО «Шебалинский район» на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, изложить в следующей редакции: Утвердить основные характеристики бюджета муниципального образования «Шебалинский район» (далее – местный бюджет) на 2012 год: 1) прогнозируемый общий объем доходов местного бюджета в сумме 301463,01 тыс. рублей (старая редакция 293927,78 тыс. рублей), в том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 258822,16 тыс. рублей (старая редакция 251286,93 тыс. рублей) 2) общий объем расходов местного бюджета в сумме 306926,45 тыс. руб. (старая редакция 296419,78 тыс. рублей); 3) прогнозируемый дефицит местного бюджета в сумме 1134 тыс. рублей или 2,7 процентов от доходов без учета объема безвозмездных поступлений. Внести изменения и дополнения в Приложение № 6 «Объём поступления доходов по основным источникам на 2012 год» и принять в новой редакции, согласно приложению № 1 к настоящему Решению; Внести изменения и дополнения в приложение № 8 «Распределение расходов местного бюджета по разделам, подразделам расходов на 2012 год», принять приложение в новой редакции, согласно приложению № 2 к настоящему Решению; Внести изменения и дополнения в приложение № 10 «Ведомственная структура расходов бюджета МО "Шебалинский район" на 2012 год», и принять в новой редакции, согласно приложению № 3 к настоящему Решению. О состоянии системы здравоохранения района депутатам доложил главный врач районной больницы М. Н. Иванов. Он же дал ответ на поступившие вопросы. Так, Е. А. Петрешов, поинтересовался, будет ли работать стоматологический кабинет в школе. Да, будет, ответил главврач: если в район приедет врач-стоматолог, то обслуживание школьников будет организовано, как и прежде, если нет – то школьный стоматологический кабинет будет работать два-три раза в неделю. Тут же прозвучала реплика, что школьники остальных сел ничуть не хуже ребят из райцентра, и желательно бы организовать аналогичную службу при всех школах. Но это уже чисто риторический вопрос, не имея специалистов, соответствующего помещения и оборудования, невозможно открыть зубоврачебные кабинеты в школах. А. С. Чумуев поинтересовался, есть ли федеральные программы по поддержке молодых специалистов-врачей, на что поступил ответ: по миллиону рублей получили три молодых врача, которые могут на эти средства решить жилищный вопрос. Определились еще два кандидата на получение целевой субсидии. Третий вопрос к главврачу – прогнозы по ремонту и строительству учреждений здравоохранения района, в частности Мыютинского ФАП-а. Его озвучил депутат Г. А. Тыдыков. По ответу Михаила Николаевича, за счет финансирования из федерального и муниципального бюджетов, решился вопрос только по ремонту Актельского фельдшерско-акушерского пункта, который вошел в целевую программу по модернизации. На будущий год в планах ремонт Апшуяхтинского ФАПа. Пока нет никаких позитивных прогнозов относительно капитального ремонта районной поликлиники. Вопрос о мыютинском ФАПе будет поставлен перед Минздравом республики, как только будут оформлены все документы на учреждение и оно фактически перейдет в ведение Минздрава. Заслушав информацию о состоянии здравоохранения в Шебалинском районе, Совет депутатов решил: 1.Информацию главного врача БУЗ РА «Шебалинская ЦРБ» М.Н.Иванова принять к сведению. 2. Главному врачу БУЗ РА «Шебалинская ЦРБ» М.Н.Иванову рекомендовать обратить особое внимание на: - обеспечение кадрами врачей по имеющимся в учреждении вакансиям; - качество оказываемых медицинских услуг населению Шебалинского района; - устранение больших очередей при приеме больных отдельными специалистами; 3. Рекомендовать главе администрации МО «Шебалинский район» И.А.Кириллову: -обратиться в Правительство Республики Алтай о выделении финансовых средств на капитальный ремонт и реконструкцию поликлиники БУЗ РА «Шебалинская ЦРБ»; -для закрепления кадров врачей в районе решить вопрос о приоритетном обеспечении их жильем и выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. 3. Контроль за исполнением решения возложить на Совет депутатов МО «Шебалинский район» Судя по докладу прокурора района Н. В. Сторчак, не все благополучно обстоит у нас по соблюдению законности. Нарушения наблюдаются практически во всех сферах деятельности, начиная от соблюдения Бюджетного кодекса и заканчивая требований законодательства в сфере охраны труда, окружающей среды и т. п. При этом Наталья Владимировна отметила некоторое улучшение правовой культуры при подготовке и принятии нормативно-правовых актов. Выступление прокурора района на сессии будет опубликовано отдельным материалом, так что у читателей будет возможность ознакомиться с ним. Остановлюсь на тех вопросах, на которые даны ответы. Г. А. Тыдыков: -Прошу уточнить, о чем идет речь в части доклада, касающейся нарушений против судебной власти, а также какие сельские поселения допустили больше всего нарушений Бюджетного кодекса» Н. В. Сторчак: В первом случае речь идет о лжесвидетельстве. Нарушения бюджетного законодательства характерны для всех сельских поселений, т.к. все они пользовались одним и тем же документом – постановлением. Наибольшее их число приходится на Шебалинское и Чергинское поселения, как наиболее крупные. Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону, особенно в Чергинском сельском поселении. Л. Н. Цуркан: -К нам в Камлак на свалку вывозят мусор из Усть-Семы, Чепоша и Манжерока. Какие меры взаимодействия возможны в этом вопросе? Н. В. Сторчак: -Камлак – одно из самых чистых сел района. Здесь присутствует начальник отделения полиции, можно решить вопрос об организации дежурства для выявления тех, кто завозит бытовые отходы со стороны. Р. Н. Тодошева: -Травятся покосы. Скот частного сектора райцентра пасется на сельхозугодьях дьектиекцев. Какие меры воздействия предусмотрены в этом случае? Можно ли загонять бродячий скот? (Раису Николаевну поддержал депутат РА Ю. С. Земиров, так как потрава посевов ежегодно наблюдается и на полях АЭХ) Н. В. Сторчак: -Если знаете хозяина животного, можно привлечь его к административной ответственности. Можно предъявить иск о возмещении причиненного ущерба. Бродячий скот может быть загнан, если для этого оборудовано специальное место. Правила содержания домашних животных есть в каждом сельском поселении. пастьба должна быть организована. Но главы не могут или не хотят организовать пастьбу в силу ряда причин. Б. Г. Берстенев: -За вывоз мусора на свалку взимается плата. Законно это или нет? -Н. В. Сторчак: Мое мнение – незаконно. Считаю, что прежде чем брать деньги, сначала нужно организовать сбор и вывоз мусора, а затем обеспечить его хранение и утилизацию. У нас нет контейнеров, нерегулярно вывозится мусор от многоквартирных домов, а от частных домовладений вообще не вывозится. Но природоохранная прокуратура считает. Что если тарифы утверждены РЭК, то плата должна взиматься. Поскольку мнения в этом вопросе расходятся, мы обратились в суд, рассмотреть вопрос и вынести свое решение. Е. Н. Каньшин: -Больной вопрос вывоз отходов в лес. Скоро вся тайга будет в мусоре. Какие пути решения вопроса видите? Н. В. Сторчак: -Вопрос ваш риторический. За чистоту окружающей среды нужно бороться сообща. -У. У. Манинов: Какое решение принято по водобашне по ул. Энергетиков, решался вопрос об его закрытии? Н. В. Сторчак: -Предоставлена отсрочка до сентября месяца – для принятия мер. О работе комиссии по аграрной политике, природопользованию с отчетом выступила председатель Р. Н. Тодошева. По ее выступлению, члены этой комиссии- главы крестьянских хозяйств являются одними из самых активных участников работы Совета депутатов района. Они рассматривают все вопросы, касающиеся развития агропромышленного комплекса, поднимают вопросы субсидирования сельхозпроизводства, переработки продукции животноводства, а также участвуют в обсуждении и принятии бюджета района. После выступления Раисы Николаевны Г. А. Тыдыков заметил, что в отчете не отражена информация по сельхозпотребкооперативам. У. У. Манинов поинтересовался, на какой стадии находится строительство модуля по производству цельномолочной продукции. На него ответил глава района И. А. Кириллов, что на данный момент решен вопрос с земельным участком. Небольшой спор получился по вопросу субсидирования СПОКов за сдаваемое молоко. По своей организационно-правовой форме они являются некоммерческой организацией, предоставляющей услуги населению по сбору молока и его доставке на сырзавод. Но в свое время они в кредит взяли молоковозы. 30 процентов стоимости техники по целевой программе возмещены из федерального бюджета. Остальную сумму кооператоры выплачивали из собственных средств. Деятельность по сбору молока от населения не дает больших доходов, поэтому субсидия для кооперативов была бы нелишней, - считает глава района И. А. Кириллов. Он же рассказал о том, что в этом плане с Минсельхозом республики проведены переговоры, но пока безрезультатно. Г. А. Тыдыков считает, что СПОКи не должны получать субсидию, так как не занимаются производством молока, а только оказывают посредническую услугу в его реализации, соответственно должны выстраивать свою работу так, чтобы иметь определенную выгоду. У. У. Манинов спросил, каким образом можно исправить сложившуюся ситуацию. И. А. Кириллов ответил, что в соответствующем постановлении ни на уровне региона, ни на уровне федерации это не прописано. Е. Н. Каньшин предложил отразить в решении использование молоковозов. На этом прения по вопросу работы постоянной комиссии закончились. Сессия отметила положительные направления в работе постоянной комиссии по аграрной политике и природопользованию. Рекомендовала ей приоритетным направлением в работе комиссии считать: -контроль за закупочными ценами при закупе молока и мяса у населения Шебалинского района; -контроль за выделением и использованием целевых субсидий для поддержки крестьянско-фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств района. -поручить заместителю главы администрации района(аймака) МО «Шебалинский район» И.А.Егузекову провести анализ деятельности созданных в районе сельхозкооперативов по закупу молока у населения, использованию закупленных ими молоковозов и представить на ознакомление постоянной комиссии по аграрной политике и природопользованию . 4.Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию по аграрной политике и природопользованию. Дальнейшая работа сессии прошла в ускоренном темпе: оставшиеся девять вопросов носили организационный характер: в силу новшеств в федеральном законодательстве четыре ранее принятых решения признаны утратившими силу. В том числе по предоставлению платных услуг Чергинской, Шебалинской школами, районной больницей. По протесту прокурора отменено решение №32-5-р от 21.12.2011 г. Утверждена схема территориального планирования МО «Шебалинский район», приняты во втором чтении изменения, дополнения в устав района. Внесены изменения в решение «Об утверждении Положения о контрольно-счетном органе МО «Шебалинский район». Решения по всем вопросам сессии приняты единогласно. Исключение составил последний вопрос – «О признании утратившим силу решения сессии Совета депутатов от 18.05.2010 г. 18-5-р «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг населению Республики Алтай на 2010-2012 годы». Против признания утратившим силу решения №18-5-р голосовал Е. А. Петрешов. После сессии председатель райсовета Н. А. Никитенко объявила, что депутаты «уходят на каникулы» и следующая очередная сессия состоится только в сентябре. Если судить по практике прошлых лет, сессию райсовета не раз придется собирать в неплановом порядке для внесения очередных изменений в бюджет района. Н. Петухова