Во всех странах и любой группе общества есть дети с ограниченными возможностями здоровья, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Такие дети наравне с другими должны получать образование и развиваться. Конечно, процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться в школе под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение наиболее эффективно – действуют множество факторов: социальный, здоровой конкуренции и прочие. Другое дело – обучение детей-инвалидов. Здесь могут возникнуть осложнения, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка: стеснение сверстников, чувство психологического дискомфорта, трудности с физическим перемещением из кабинета в кабинет. Чтобы ребенок получил качественное образование, подходит дистанционная форма обучения, которая позволяет ребенку с ограниченными возможностями найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. По словам методиста районного отдела образования Н. И. Пестеревой, «Дистанционное образование детей-инвалидов» является составной частью приоритетного национального проекта «Образование». В данный проект в нашем районе включены пятеро детей, находящихся на домашнем обучении: обучающаяся 3 класса Альбина Тайтакова из Шаргайты, девятиклассница Карлагаш Чанчина из Беш-Озека, обучающийся 4 класса Апшуяхтинской школы им. В.И. Чаптынова Алан Арыктайев, Ксения Майманова и Надежда Павлова, обучающиеся Шебалинской школы им. Л.В. Кокышева. В следующем учебном году планируется включить еще двух учеников: Шебалинской и Чергинской школ. -Дистанционное образование - это модель обучения будущего, когда учитель работает непосредственно с одним ребенком, - считает Н. И. Пестерева. – Каким бы уровнем подготовки он ни отличался, какое бы заболевание у него ни было, на занятиях он может почувствовать успех, собственную значимость. Для детей-инвалидов дистанционное образование - это окошко в мир». По предложению специалистов райОО мне удалось побывать в гостях у двух обучающихся дистанционно – в Беш-Озеке у Карлагаш Чанчиной и в Шаргайте у Альбины Тайтаковой. Приятно удивила та атмосфера, в которой живут и учатся девочки. Дома чисто, у девочек есть свои комнаты, уголки, где находится их рабочее место, чувствуется их заинтересованность учебой, ответственное отношение к урокам, заметно хорошее настроение. У ребят, обучающихся дистанционно, дома бесплатно установлены комплекты оборудования, куда входят системный блок, монитор, клавиатура, наушники, web-камера, сканер, принтер, колонки, подключен Интернет. Учителя и ученики могут в режиме реального времени обмениваться текстовыми сообщениями и видеозвонками. Компьютеры детей настроены так, что учитель может на расстоянии ими управлять. У каждого есть индивидуальное расписание, по которому ребенок выходит на связь с учителем через скайп. Ученик работает один на один с учителем. В этом - большой плюс: все дети разные и требуют разных подходов, кто-то быстро схватывает материал, а с кем-то надо подольше пообщаться, вернуться к пройденному материалу, что не всегда получается в классе. Ученики выполняют упражнения, решают примеры, сразу пересылают ответ учителю, и он проверяет задание. Все направлено на то, чтобы ребенок получил хорошие знания. Рассказывают девочки: Карлагаш Чанчина: То, что я не понимаю с первого раза, объясняют еще раз, очень внимательно ко мне относятся. Если я что-то не понимаю на уроке, учителя стараются так объяснить, чтобы мне стало понятно, повторяем на следующем уроке, интересуются, как я поняла тему. Сегодня у меня уроков нет, кроме истории. А завтра – мировая история и консультация по русскому языку в 4 часа. У других ребят – свое расписание. Один урок идет 45 минут. Учиться так мне интересно. Раньше ко мне приходила учительница на дом. А здесь учителя разные, и преподают по-разному, так интересней. Относятся очень хорошо, хвалят за успеваемость, мы общаемся с ними в свободное время по-дружески. Все добрые, даже не могу выделить кого-то одного. Многое в учебе еще зависит от настроения. Иногда бывает трудновато, но я справляюсь. Если вдруг заболею, то предупреждаю учительницу заранее, пишу в скайп и отправляю. А пользоваться всей техникой я научилась сама при помощи старшей сестры. Общаюсь с ребятами из Усть-Кана, Горно-Алтайска. У нас находятся общие темы, разговоры. Подсказываем друг другу. Есть у меня и в селе подруга, она ко мне приходит, или по телефону общаемся. Рассказывает, как дела в школе. Вообще я большее время нахожусь дома. Кроме уроков, читаю книги. Люблю фантастику, приключения. Нужную информацию нахожу в Интернете. Так я занимаюсь только с апреля этого года. Дистанционное образование лучше домашнего. А в свободное время я люблю рисовать, делать поделки из картона, пластилина. Альбина Тайтакова: я учусь в третьем классе, и этой весной начала учиться через компьютер. Сегодня у меня по расписанию консультации по математике и русскому языку, а еще я изучаю окружающий мир, труд, музыку. Мне нравится заниматься ручным трудом – лепить, делать поделки. Любимые учителя – Светлана Константиновна, Любовь Николаевна, Татьяна Валерьевна. У этих девочек разные мечты, но одна для них общая: чтобы сверстники чаще приходили к ним в гости и окружающие люди воспринимали их равными себе. После общения с Карлагаш и Альбиной, остались приятные впечатления от их искренности, открытости, доброжелательности. У детей, посещающих школу, дальнейшая жизнь, в общем-то, определена: они могут получить среднее или высшее профессиональное образование, устроиться на работу. У детей-инвалидов после обучения на дому перспектив особых не было. В настоящее время многие высшие учебные заведения также вводят дистанционное образование, и у ребят появляется возможность после школы получить профессию. Даже такие навыки работы с компьютером, как набор текста, сканирование, использование электронной почты, Интернета, создание презентаций, которыми овладевают ребята в процессе обучения, дают им возможность освоить профессию оператора ЭВМ. Родители понимают значимость дистанционного образования и очень довольны его результатами, многие присутствуют на уроках своих чад. Они заинтересованы в успехе обучения детей. Проект только начался, но хочется надеяться, что ученики к концу учебного года выйдут на уровень знаний своих сверстников, обучающихся по традиционной системе. Л. Тимохина На снимках: К. Чанчина, А. Тайтакова
Категория: Образование |
Просмотров: 942 |
Добавил: Людмила
| Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]