Мы, люди, быстро привыкаем к комфортным условиям работы, отдыха, жизни. И одной из составляющих этого комфорта является удобная и надежная мебель. Но только мебель, хранящая тепло рук мастера, может стать предметом искусства и иметь лицо и индивидуальность, считает мастер из Черги Евгений Тохтончинович Суразаков. Совсем недавно он открыл индивидуальное предприятие по изготовлению мебели. В его руках деревянные плашки превращаются в красивые, аккуратные столы, кресла, кровати и многие другие предметы интерьера. По мнению Евгения Тохтанчиновича, человек, когда приходит домой, должен сидеть не на простом стуле, каких сотни, а на таком, которое изготовлено специально для него. Когда дом наполнен любимыми вещами, там становится уютно и тепло. Мебель он делает самую разную – от самой простой, как он говорит «гоблинской» - нарочито грубой, стилизованной под «примитив» до изящной, «под старину», под «красное дерево». Евгений Тохтанчинович владеет различными технологиями, ему ведомы секреты опытных мастеров-мебельщиков. Дерево – природный, экологически чистый материал, поэтому мебель из него особенная, которая никогда не принесет вреда здоровью человека в отличие от мебели с использованием современных материалов. Есть старинные технологии окраски, с которыми мастер познакомился еще во время службы в армии, на Урале. «В одном из магазинов Маймы продается качественное покрытие для саун и бань. Когда мы внимательно просмотрели технологию изготовления этого покрытия, увидели, что составляющие его те же, что были триста лет назад. Но красящие пигменты сделаны из силикатов, то есть применяется и химия. У наших дедов эта же технология была экологически чистой. Так вот в моей работе стараюсь использовать только натуральные материалы и составляющие», - говорит Е. Т. Суразаков. - Мебель должна приносить радость и здоровье людям. Да и сам мастер производит впечатление человека увлеченного, доброжелательного, с которым приятно беседовать на самую близкую ему тему. - Когда пришла такая идея – заниматься именно изготовлением мебели? - Я занимаюсь этим давно, начал с детства и продолжаю всю жизнь. Еще в школьные годы делал свои первые работы, перенимал опыт, учился. Когда-то в Онгудае многому научился у столяра Айшаускаса из Прибалтики, он объяснял мне, как делают мореное дерево. С ним мы делали что-то для себя, для дома. Потом была служба в армии, на Урале. Там судьба свела с опытным мастером, дедом Валерием. Он строил дома, делал паркет, и я проработал с ним три года. После армии приехал сюда, занимался стройкой. Когда снова попал в Онгудай, работал в столярке. Занимался перетяжкой, ремонтом, реставрацией, то есть облагораживал и возвращал к новой жизни стулья, диваны, кресла и кровати. Какое-то время занимался и строительством, а с прошлого года решил все-таки заняться изготовлением мебели. Сам к этому давно стремился, да и знакомые посоветовали, приободрили, что со временем у меня все получится. И вот уже в течение года появились наработки. Пока то, что сделал, ушло за пределы Алтайского края – в Новосибирск, Барнаул, Томск, Омск. Люди передают друг другу мои телефоны, я пока сам широко не рекламировал свою продукцию, вхожу в колею. Практически всем своим друзьям, знакомым уже сделал что-то интересное. Особенность моей работы в том, что предварительные эскизы не делаю. Когда берусь делать какой то предмет для определенного человека, беру журналы, картинки, но не копирую готовую вещь, изображенную там. Просто даю возможность заказчику определиться, подумать, что именно он хочет. Я предполагаю, какая форма человеку нравится. Возникает собирательный образ будущего изделия. Иногда могу за один день определиться и понять, что именно человеку надо, а могу думать, мысленно выбирать варианты недели две. Каждый из заказчиков предлагает что-то свое, интересное, предлагает свое видение линий, форм. Бывает, иной раз проснешься в два часа ночи и начинаешь работать, потому что в голове появляется законченный образ. - Много времени уходит на изготовление изделия? - Это все зависит от того, знаю ли я точно, что хочет заказчик. Возьмем, к примеру, табурет. Я могу его изготовить за час, а бывает и так, что какому-то человеку я вообще его не могу сделать, хоть и соблюдаю все правила, технологию – не получается, и все. Конечно, я могу перебороть себя, заставить себя довести дело до конца. Это, я думаю оттого, что на самом деле эта вещь человеку не нужна. Он хочет ее получить, но на самом деле необходимости в ней для человека нет. В дальнейшем так и получается – ненужная вещь оказывается нефункциональной и не используется. Подобный пример могу привести и из опыта по строительству: если дом строят с руганью, спорами, скандалами, то потом и жизнь в этом доме мирной не будет. А если строят радостно, с хорошим настроем, то и жить в доме будет в радость. То есть все зависит от того, что вложишь в свое произведение. Оно может разрушать, а может и приносить доброту. - Вы любите эту работу – создание мебели? - Есть много, много вещей, которые я сделал просто ради удовольствия от работы, с вдохновением, не ради заработка. Просто потому, что они мне нравятся, потому что хотел выразить свои мысли, образы в дереве. Бывает, делаю человеку, к примеру, кровать и говорю: «Я не могу объяснить, какую я сделаю вам кровать, но она вам понравится». Я как бы угадываю то, что необходимо определенному человеку. И тогда я прошу их просто выделить деньги на материал и символическую плату за работу. По окончании двух недель работы я показываю им готовую кровать и слышу вздох изумления. Те, кто заказывали мебель, всегда были довольны работой. Я даю гарантию – если вещь сломается не по вине хозяев, исправлю. Часто работаю «по наитию», и всегда такая мебель получатся в итоге любимой у хозяев. Некоторые говорят, что дерево как будто мягкое и теплое на ощупь. А меня только радует, что я смог доставить людям радость. Важно еще соблюдать некоторые правила работы с деревом, так же, как и в строительстве, когда, например, пол укладывают по ходу, а не против, так же все и с мебелью. Мы ведь можем делать, чтобы сделанное твоим руками разрушало, а можем сделать так, что будет приносить радость и лечить. - Где вы берете материал для своих изделий? - Покупаю сосну в Бийске, бывает так, что беру у товарищей в Горно-Алтайске. Определенные доски выбираю сам, то, что именно нужно. Все зависит от цены и качества. Можно из одной и той же плахи сделать табурет, который будет стоить двести рублей, а можно сделать шедевр, который достоин музея. Вот и вся разница. Дерево само по себе – дорогой материал. Например, у нас в Горно-Алтайске сушеные плахи кедра стоят около восьми тысяч, а в Бийске – пять с половиной. Почему-то за пределами республики наше дерево стоит дешевле, чем у нас, поэтому приходится часто ездить в Бийск. Бывает и так, что я беру какие-то доски в Майме на ремзаводе, где есть пилорама. Если вижу какой то интересный материал, я его забираю, потому что вижу, что из нее может получиться что-то по моему замыслу. Доска определенное время сохнет, а потом попадает под определенный заказ. - Какое дерево применяете для работы и какое – ваше любимое? - Сосна, кедр, береза - лучший материал для работы. Я придерживаюсь мнения предков о том, что кедр – батюшка всей тайги, кормилец, береза – мать леса, а сосна – лечебное дерево. Каждое из этих деревьев любимо и почитаемо в народе, приносит пользу людям. Где растет сосновый бор, там нет болезней легких. Ее фитонциды обеззараживают воздух. Береза – вообще дерево моего рода, чапты. Но все-таки в работе легче с кедром. Когда работаешь с кедром, спокойнее себя чувствуешь. А если у тебя нет спокойствия души, ничего не сделаешь. И прежде чем приступить к созиданию изделия, прошу у кедра разрешения, чтобы из него сделать что-то, полезное людям. - У вас есть специальная мастерская, где вы работаете? - До сегодняшнего дня арендую помещение в Майме на ремзаводе, пытаюсь перебраться в Чергу, но пока там ничего нет. А живу в Черге со своей семьей – супругой Галиной Васильевной, племянником и бабушкой, на выходные приезжаю домой. В Шебалинском районе я пока человек новый, живу всего третий год, поэтому круг моих заказчиков только начинает формироваться. Знакомый по работе, чергинец В. В. Куранаков пригласил на строительство церкви. Со временем будут и другие заказы. Есть у меня мечта – сделать мастерскую, передавать опыт и учить молодежь. В жизни я много уже отработал, хочется поделиться с молодыми, могу показать, рассказать очень многое. Тому, кто хочет этим заниматься, обязательно надо знать правила обращения с деревом, с инструментом. В беседе с Евгением Тохтанчиновичем я поняла: любая работа, сделанная с душой, приносит добро и радость. И это касается не только мебели, дерева. Так же и во всем: в выращивании растений, в приготовлении пищи, во всех самых обыденных и привычных делах. Поэтому хочется пожелать мастеру побольше оптимизма, душевного спокойствия и новых заказчиков! Л. Тислицкая
На снимках: Е. Т. Суразаков; эта мебель сделана его руками