Подвести итоги последних лет, осветить основные направления новой образовательной стратегии России, а через них обозначить главные задачи, стоящие перед педагогическим сообществом нашего района – такова цель сегодняшнего интервью. Наш собеседник – начальник отдела образования Светлана Яковлевна Новикова. -Светлана Яковлевна, давайте подведем некоторые итоги реализации нацпроекта «Образование» в нашем районе. - Начну с того, что, несмотря на финансовые трудности, в районе сохранены школы во всех сельских поселениях, содержатся три интерната для обучающихся из сел, где нет средних школ. Дети в интернатах и детских садах обеспечены питанием в достаточной мере из средств районного бюджета. Во всех школах организовано горячее питание. С 2007 года вся российская школа, в том числе и мы, приступили к реализации приоритетного национального проекта «Образование» и в течение трех лет успешно его реализовали. Сегодня никого не удивишь возможностями Интернета, который широко вошел в образовательную систему. Это есть признак современного информационного общества. За три прошедших года пять школ района: Шебалинская, Чергинская, Барагашская,Шаргайтинская средние, Актельская и Камлакская основные, причем Камлакская –дважды и Верх-Апшуяхтинская выиграли гранты на федеральном, республиканском и муниципальных уровнях. Эти образовательные учреждения получили новое технологическое оборудование, мебель на сумму более пяти миллионов рублей, педагоги смогли повысить свою квалификацию в лучших учреждениях образования и переподготовки кадров России. В течение трех лет в школы района поступило несколько комплектов учебных кабинетов, интерактивных досок. Кабинеты, компьютерное оборудование и интерактивные доски приобретались вышеназванными призерами и самостоятельно. В рамках комплексной модернизации образования и не только ежегодно всеми уровнями власти вкладываются значительные финансовые средства на строительство, ремонт и реконструкцию образовательных учреждений. За это время капитально отремонтированы Мариинская, Ильинская школы, завершается ремонт Каспинской основной школы, интернат Чергинской средней школы, там же оснащен пищеблок современным технологическим оборудованием. Построены музей Верх-Апшуяхтинской школы, спортзал Мало-Чергинской основной школы, капитально отремонтированы котельные Барагашской, Беш-Озекской, Улус-Чергинской, Мыютинской, Мало-Чергинской, Камлакской и Актельской школ. Только за прошедший год около двух миллионов рублей направлено на устранение нарушений правил пожарной безопасности. Практически во всех школах заменены системы противопожарного оповещения, электропроводка. Однако на сегодняшний день не все еще сделано. На программу «Безопасная школа» в бюджете 2010 года заложено 450 тыс. рублей. В этом направлении нам предстоит еще много работы. В настоящее время из 14 средних и основных школ девять оснащены школьными автобусами. На переоборудование автобусов в соответствии с требованиями безопасности при перевозке людей вложено полмиллиона с лишком рублей из республиканского и районного бюджетов. В 2009 году впервые за последние пять лет в школы района поступили комплекты учебников на общую сумму 637 тысяч рублей, в том числе 173 тысячи - из местного бюджета. Звание «Лучший учитель России» за три года в районе получили 7 педагогов. Это Г. А. Максимова, О. П. Мосиевская из Шебалинской школы, Н.А. Борщева и Г. М. Плотникова, Н. П. Куранакова из Чергинской школы, Г. П. Галинова из Камлакской, Э. В. Полиев из Ильинской школ. На республиканском уровне подобные гранты и звания получили П.В. Чинарова из Актельской школы, Е.Б.Шемдышева и З. И. Анчищева из Беш-Озекской школы. По направлению ПНПО «Поддержка талантливой молодежи» в конкурсах на республиканском и муниципальном уровнях приняли участие несколько молодых людей. В большинстве своем это обучающиеся средних общеобразовательных школ района. Среди них Уразали Кавшинов и Анна Иванова из Шебалинской школы, Ольга Вторушина, Юлия Соколова и Галина Беспалова из Чергинской средней школы. В конкурсах «Профессиональное мастерство» и «Любительский спорт» номинантами стали Артем Пикин из Верх-Апшуяхтинской школы и Александр Чупрасов из Дьектиека. Оба –студенты учебных заведений республиканского центра. Они же стали в этом году стипендиатами республиканского уровня. Пять руководителей и заместителей руководителей школ района в течение года прошли заочное обучение по специализации менеджер образования. По географии названных школ, призеров во всех вышеперечисленных конкурсах в целом можно судить о работе школ района по участию в реализации приоритетного национального проекта «Образование» и по совершенствованию качества образования. - С годом учителя связывают реализацию образовательной инициативы «Наша новая школа». В чем ее суть? -21 января в г. Санкт-Петербурге в старейшем вузе страны - в Российском государственном педагогическом университете имени Герцена состоялась торжественная церемония открытия Года учителя в Российской Федерации. Президент России Дмитрий Медведев на заседании первой Педагогической ассамблеи утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Он отметил, что годом начала реализации национальной образовательной инициативы станет 2010 год. Суть концепции заключается в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни. Кроме того, образовательная инициатива должна способствовать подготовке детей к профессиям с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. Президент выделил пять основных направлений работы в области образования. В течение трёх лет во всех регионах должна быть введена новая система оплаты труда педагогов. Речь идёт не только об увеличении фонда оплаты труда, но и о целом комплексе стимулов для тех, кто добивается высоких результатов. Это должна быть современная, грамотная, разумная система, стимулирующая учителей к хорошей работе. Надо сказать, что для нас это не новость. Новую систему оплаты труда в рамках комплексного проекта модернизации образования в пилотном режиме отработали три школы: Шебалинская, Чергинская и Ильинская, а с сентября прошлого года на нее перевели все общеобразовательные школы. Об итогах говорить пока еще рано. Мы только учимся применять новые методы стимулирования труда учителя. Это, кстати сказать, ключевое направление модернизации образования. На уровне Федерации уже предложены конкретные меры, которые будут способствовать сохранению в школах лучших учителей, специалистов, которые имеют различное образование. Главное - чтобы тот, кто трудится в школе, обладал качественными и современными знаниями, - и, конечно, хотел просто работать с детьми. -Надо полагать, модернизация системы образования предполагает не только новую систему оплаты труда, а в первую очередь – повышение качества образования, обучения детей – определенный уровень государственных услуг в системе образования… -Основные направления реформы обозначены в президентской инициативе "Наша новая школа". Программа, утвержденная Дмитрием Медведевым, предусматривает постепенный переход на новые образовательные стандарты. Выступая перед ректорами вузов и учителями школ, глава государства рассказал об основных направлениях: будет продолжена работа по совершенствованию единого госэкзамена, система педагогических вузов претерпит изменения, а школьные учителя обязаны будут проходить аттестацию на право занимаемой должности. Впервые в этом году директора школ будут бороться и за звание лучшего руководителя. К лету 2010 года должны быть разработаны методические рекомендации по учёту внеучебных достижений в новых образовательных стандартах. -Давайте поговорим об ЕГЭ. Он – уже не новость, а скорее – досадная необходимость. Досадная – потому что обязывает выпускников прошлых лет проходить тестирование для поступления в специальные учебные заведения... -Система единого государственного экзамена прочно вошла в систему оценки качества обученности школьников. В течение двух лет в районе ведется эксперимент по государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов. Он стал одним из критериев оценки качества образования. При этом система ЕГЭ тоже претерпевает некоторые изменения, совершенствуется. До прошлого года тестирование по ЕГЭ при поступлении в учебные заведения было обязательным для всех выпускников школ, не зависимо от срока окончания школы. Что будет в этом году, посмотрим. Как отметил глава государства, он не может быть единственным способом аттестации школьников. Для модернизации ЕГЭ уже создана специальная комиссия. В качестве одного из изменений в Едином госэкзамене президент назвал предоставление права выпускникам прошлых лет поступать на очные отделения вузов без ЕГЭ, на основании вступительных экзаменов. -Не секрет, что молодежь неохотно остается работать в школе – большинство не устраивает уровень заработной платы, который по определению не может быть высоким у начинающего учителя. При этом именно сегодня школе нужны молодые, которые более восприимчивы всему новому, инновационному… -Согласна. Сегодня лишь каждый десятый выпускник педагогического вуза идет работать в школу. Привлечение молодых специалистов должно стать приоритетом в области образования. Поэтому в ходе реализации образовательной инновации «Наша новая школа» предполагается создание системы поиска и сопровождения молодёжи, которая обладает современным инновационным мышлением и способна в будущем развивать «умную» экономику, основанную на знаниях. По словам главы государства, приоритетом станет привлечение в школы молодых учителей и в целом повышение престижа этой важной профессии. Президент отметил, что на реализацию проекта выделено более 15 миллиардов бюджетных средств. Молодых учителей поддержат грантами. По словам Медведева, в ближайшие два года сотни выпускников вузов, выбравшие профессию учителя, получат по 500 тысяч рублей. Министр образования и науки России Андрей Фурсенко предложил выдавать гранты тем, кто успешно окончил вуз и пошел работать в школу. Так что за ближайшие два года материальную помощь от государства смогут получить около тысячи выпускников, ставших учителями. Гранты от государства получат те, кто захочет уехать работать в регионы, где особенно острая нехватка учителей. Президент также указал на необходимость расширения сети школ-интернатов при федеральных университетах, модели дополнительного (заочного и дистанционного) обучения при национальных исследовательских университетах. -Советская школа была тем и хороша, что она не только обучала, но и воспитывала. С начала девяностых, из уст педагогов все чаще стали звучать слова: «Мы даем определенную сумму знаний, а воспитанием пусть занимаются родители». Это при том, что добрую половину дня дети проводят в школе…. -Необходимость возрождения полноценной системы внеклассной работы уже очевидна. И нужно вовлекать в эту систему и учеников, и выпускников, и, конечно, родителей. Это отдельный большой пласт работы. Им надо заниматься, но делать это по-новому, чтобы ученикам было не скучно и чтобы это было в радость. Еще одна большая работа – здоровье учеников. О здоровьесберегающих программах мы говорим давно, что-то пытаемся делать, но реальных достижений у нас в этом направлении нет. А статистика удручающая. К выпускному классу ученики имеют целый букет болезней – от близорукости и сколиоза, до более серьезных. И этим вопросом мы должны всерьез озаботиться. Я назвала основные направления президентской инициативы «Наша новая школа» и задачи вытекающие отсюда. Думаю, каждый педагогический коллектив изучит программу модернизации системы образования и определит свое место в ее реализации. Беседовала Н. Петухова
Категория: Наши интервью |
Просмотров: 1401 |
Добавил: Людмила
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]