4 ноября наша страна празднует День народного единства, вспоминая освобождение в 1612 г.Москвы от захватчиков. Во многих городах и сёлах России в этот день пройдут торжества, молебны, крестные ходы, концерты и выставки, приуроченные к Дню народного единства. В православном церковном календаре день 22 октября/4 ноября посвящён Пресвятой Богородице в честь иконы Её Казанской. Трудно найти в России православный дом, где не было бы Казанской иконы Божией Матери. Множество храмов, посвящённых Казанской иконе Богородицы свидетельствует об особом почитании этой иконы православными христианами России. Именно через Казанскую икону Богородица явила Себя Заступницей государства Российского в один из самых страшных периодов русской истории - в Смутное время. В 1591 году со смертью царевича Димитрия прекратился царский род Рюриковичей. 3 сентября 1598 года Земский Собор поставил на царство государева шурина Бориса Годунова. После смерти царя Бориса в 1605 году началось междуцарствие. Русский престол оказался игрушкой в руках антигосударственных сил, что послужило толчком к началу гражданской войны, когда различные сословия пошли с оружием друг на друга. Каждое из них стремилось посадить на престол своего представителя. Самозванец Лжедмитрий I шел к Москве с польскими войсками, войну с Россией развязала Швеция. Воцарилось беззаконие и безвластие, усугубленные неурожаем и голодом; по всей России происходили грабежи и убийства, хозяйственная жизнь страны остановилась: земля не обрабатывалась, хлеб не сеялся, ремесла не производились, торговля прекратилась; истощились до предела духовные и физические силы народа, уступив место растерянности, отчаянию и равнодушию к судьбе Отечества. Некоторые русские области признали своим господином польского королевича, московское боярство подписало грамоту, что отдает себя “на волю” польского короля. К 1611 году Россия как православное государство и независимая держава стояла на краю гибели... И в этих отчаянных обстоятельствах нашлись люди, сумевшие поднять русский народ на защиту Отечества. В первую очередь это священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, готовый, как свидетельствуют о нем современники “душу свою положить за веру христианскую”. Святейший Патриарх Ермоген не подписал грамоту, с которой бояре отправились «на поклон» к полякам, а напротив, выступил с воззванием к русским людям подняться против захватчииков. Воззвания Святейшего Патриарха Ермогена, архимандрита Дионисия троицкого и истинных сынов Отечества - князя Димитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина зачитывались в церквях, передавались из уст в уста, распространялись по всей России. Между городами началась переписка: так ярославцы в письме к жителям Казани писали: “Ермоген стал за веру и Православие и нам всем велел до конца стоять. Ежели бы он не сделал сего досточудного дела, погибло бы все”. В городах собиралось народное ополчение, с каждого двора на ополчение зачастую отдавалось последнее имущество и пропитание. Народные дружины из разных мест двинулись к Москве и стали собираться около нее. По благословению Святейшего Патриарха Ермогена, которого поляки заточили в Чудовом монастыре и заморили голодом, в ополчение была принесена чудотворная Казанская икона Божией Матери. 26 мая 1611 года прибывшие со святой иконою к Москве дружины помощью Небесной Заступницы отбили у поляков Новодевичий монастырь и взяли много пленных поляков и немцев. Но между начальниками отрядов ополчения начались раздоры, буйство казаков и других ратников не имело границ. Зимой 1611 года в Ярославль вошло нижегородское ополчение князя Димитрия Пожарского. Прибывшие с князем Пожарским дружины встретили под Москвой препятствия, казалось, непреодолимые. Нужно было взять город, укрепленный и упорно защищаемый; отбить уже подошедшее к Москве свежее и многочисленное польское войско; усмирить своеволие и буйство русских же отрядов, стоявших под Москвой и выказавших вновь прибывшему ополчению вражду и измену. Кроме того, иссякло продовольствие и не хватало оружия. Мужество стало покидать войско. Но было решено сделать попытку к одолению врага, при этом полагать всю надежду не на свои силы, а на помощь Божию и на покров и заступничество Богоматери. Готовясь к штурму Москвы, три дня перед началом битвы русское войско провело в строгом посте и усердной молитве перед Казанской иконой Пречистой Девы. И Господь услышал наши молитвы: одному из пленников, томившемуся в плену у поляков, в видении явился преподобный Сергий Радонежский и объявил, что Господь, по молитвам Божией Матери и святых земли русской, в следующий день низложит врагов и первопрестольный град Российский возвратит православным христианам. Божественное видение скоро сделалось известным русскому воинству. Ободренные воины, неся пред собою образ Казанской Божией Матери, мужественно приступили к Москве, осадили столицу, и в октябре 1612 года очистили Москву от интервентов. Освободив Москву, народное ополчение совершило Крестный ход с Казанскою иконою Богоматери на Красную площадь. Навстречу из кремлевских ворот показался другой Крестный ход с чудотворной иконой Богоматери Владимирской и другими святынями, находившимися до тех пор в плену у интервентов. Тысячи верующих со слезами молились Небесной Заступнице и стремились приложиться к святыням. Царем Михаилом Феодоровичем ежегодно 22 октября положено было празднование с крестным ходом, в воспоминание о спасении Москвы от врагов заступлением Богоматери “ради Казанской иконы Ее”. С тех пор Казанская икона Божией Матери занимает особое место в ряду почитаемых русским народом чудотворных икон Богоматери – перед ней молятся как перед Заступницей и Покровительницей государства Российского и русского воинства в тяжелые военные годины, связанные с особой опасностью для Отечества. Накануне решающих боев перед ней молились русские цари, полководцы и все войско, испрашивая помощи и победы в ратном деле на спасение России. Так, царь Петр I с войском молился пред Казанской иконой накануне Полтавской битвы, а Михаил Илларионович Кутузов – в Казанском соборе Москвы пред чудотворной иконой, прежде чем решиться на Бородинское сражение; маршал Георгий Константинович Жуков всю Великую Отечественную войну возил Казанскую икону Богоматери под крышей своего автомобиля; знаменитая Сталинградская битва началась молебном перед Казанской иконой – и только после этого был дан сигнал к наступлению. Полуживые от голода ленинградцы совершили Крестный ход с Казанской иконой вокруг Ленинграда, после которого город выстоял блокаду, хотя держаться ему практически было нечем – то, что подвозили, было каплей в море. И Матерь Божия не оставила Своей помощью обращающимся к Ней с молитвой: Вспомним молебен во время штурма Кенигсберга и шествие с иконой на передовую, после чего чудесным образом была одержана победа в, казалось, безнадежной ситуации; вспомним, что освобождение Киева – матери русских городов нашими войсками состоялось 22 октября (ст. ст.), в день празднования Казанской иконы Божией Матери, а во время Сталинградской битвы Казанская икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали... Оглядываясь на уроки нашей истории и вспоминая примеры чудесной помощи Богоматери, не будем забывать, что все они зовут к одному: “Покайтесь, покайтесь, покайтесь!” Божия Матерь покровительствует только благонравным и богобоязненным христианам, о чем свидетельствует Церковь во дни празднования Казанской иконе Богоматери 8 июля и 22 октября, взывая к верующим: “Ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя”, по-русски: «Поспешим на молитву и потрудимся в покаянии: ибо Пречистая Богородица источает нам неоскудевающие милости, спешит на помощь и избавляет от всяких бед и зол людей святых и добросердечных». По материалам портала «1 сентября» подготовил священник Павел Тайченачев *** В воскресенье 4 ноября в 12 ч дня после Праздничной Божественной Литургии состоится торжественный Крестный ход от Успенской церкви с. Шебалино до часовни Казанской иконы Божией Матери при Центральной районной больнице с. Шебалино. Приглашаем крещёных шебалинцев принять участие в празднике. Порядок Богослужения 2-6 ноября: Успенская церковь с. Шебалино 3 ноября, суббота 16 ч – Всенощное бдение, исповедь 4 ноября, воскресенье, Казанской иконы Божией Матери 8.30 ч – Божественная Литургия, Св. Причастие, Крестный ход. Покровская церковь с. Черга 2 ноября, пятница, 16 ч – Вечерняя служба, исповедь 3 ноября, суббота, 8.30 ч – Божественная Литургия, Св. Причастие. Михайло-Архангельская церковь с. Мыюта 6 ноября, вторник, иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» 9 ч – Утренняя служба