Наступила зима, пришли холода, а вместе с ними и множественные сезонные заболевания, в связи с этим резко увеличил ось количество обращений граждан за медицинской помощью. При этом многие наши граждане плохо ориентируются в правах предоставленных им действующим законом, в результате нередко возникают проблемные ситуации. В Аппарат Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай регулярно поступают звонки наших граждан с просьбой, разъяснить какими правами обладают граждане при обращении в медицинские учреждения и пациенты этих учреждений. В 1993 году был принят один из важнейших, как для граждан, так и для медицинских работников, закон - «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Впервые нормативный акт в сфере охраны здоровья населения обращен «лицом к человеку» - пациенту. Основные его положения изложены в контексте мировой цивилизованной практики, общепризнанных принципов и норм Международного права. Для врача знание прав пациента тем более важно, так как их строгое соблюдение не повлечет за собой негативных последствий для деятельности самого врача и привлечения его к юридической ответственности; наиболее полно права пациента раскрываются в ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; - выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; - обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно¬гигиеническим требованиям; - проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; - сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении; -информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство; - отказ от медицинского вмешательства; - получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; - получение медицинских и иных услуг в рамках про грамм добровольного медицинского страхования; - возмещение ущерба, в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи; - допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав; допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения. В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд. Эта сводка прав больных соответствует Декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе, принятой Европейским совещанием по правам пациента, которое состоялось в марте 1994 г. в Амстердаме в рамках Европейского регионального бюро ВОЗ.