В условиях осуществления реформы общеобразовательной школы при решении задачи повышения качества образования и воспитания немаловажное значение имеет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих проблем. Как показала многолетняя практика, одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи. Ежегодно количество так называемых «речевых» первоклассников, то есть нуждающихся в коррекции речи, возрастает в разы. В прошлом учебном году в первый класс нашей школы таких детей пришло 7, а в этом уже 13 человек. На следующий год, по нашим прогнозам, количество детей, нуждающихся в помощи специалистов, только вырастет. К сожалению, к логопеду такие дети попадают преимущественно или только перед школой, или в лучшем случае после пяти лет. В результате упускается самый значимый для речевого развития ребёнка возраст (сензитивный период), который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то проблемы у ребёнка нарастают как снежный ком. Причём, они затрагивают не только устную речь, но и отражаются на письменной, что особенно ярко проявляется в школе при обучении чтению и письму. Речь - сложная система навыков. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка к взрослой жизни. Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка, в связи с этим он является самым важным и ответственным, так как именно в этом возрасте закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Одним из важнейших приобретений дошкольного детства является речь, которая начинает формироваться в младенческом возрасте. В раннем детстве, с усложнением деятельности малыша и расширением доступных сфер деятельности, усложняется общение с взрослыми, и потребность в речи возрастает, что в свою очередь, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. Речь начинает приобретать коммуникативную функцию, а в дальнейшем обобщающую, планирующую, регулирующую и знаковую. Именно в дошкольном возрасте речь ребенка наиболее уязвима, и под воздействием ряда неблагоприятных факторов может нарушаться и в дальнейшем иметь патологическое развитие. В связи с выше сказанным очень важно наблюдать за развитием малыша, за его общением с взрослыми и сверстниками. При первых же тревожных симптомах, касающихся развития малыша, необходимо обратиться к специалистам (невропатологу, психиатру, логопеду, психологу). Важно не упустить момент и вовремя начать коррекционную терапию, так как в возрасте до 6 лет детский организм очень пластичен, что создает огромные возможности для воспитания, обучения и компенсации нарушенных функций с помощью других функций и систем организма. Н. Кергилова, учитель-логопед МОУ «Шебалинская СОШ им. Л.В.Кокышева»
Категория: Образование |
Просмотров: 723 |
Добавил: Людмила
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]