Если у ребенка возникла близорукость, нельзя допускать ее усиления. Осложненная близорукость - это следствие близорукости прогрессирующей. Она грозит осложнениями, приводящими к инвалидности. Одна из причин близорукости - раннее обучение письму и чтению в неправильных условиях, когда дети читают и пишут на более близком расстоянии, чем того требует еще не созревшая аккомодация (приспособление зрения к работе на близком расстоянии). Дети, много времени проводящие на свежем воздухе, активнее занимающиеся физическим трудом (и не меньше, кстати, читающие и смотрящие телевизор), имеют лучшее зрение. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Как приостановить возможный процесс близорукости? Основное направление профилактики близорукости - укрепление физического состояния. Доказано, что у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности. Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение. Занятия специальными упражнениями, рекомендуемыми близоруким, можно проводить самостоятельно (детям - под наблюдением взрослых) в домашних условиях, на природе, во время отдыха. Очень важно, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учетом возраста, пола, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера надо обязательно сочетать с гимнастикой для глаз. Близорукость у школьников возникает и развивается чаще после 3-го класса. Как правило, дети с невыявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Постепенно они становятся менее активными в учебе и играх. Если своевременно не показать ребенка окулисту, то могут наступить и такие явления, как утомляемость глаз, головные боли. Поэтому следует ежегодно проверять остроту зрения у школьников. В детском возрасте капсула глаза (склера и роговица) эластична и легко растяжима. Если ребенок мало бывает на свежем воздухе, подолгу сидит у телевизора, играет в мелкие и неяркие игрушки, неправильно питается, часто болеет, то склера под влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза. Обнаружив у дошкольника хотя бы малую степень близорукости, необходимо максимально ограничить его зрительную работу (чтение, кино, телевизор), увеличить длительность прогулок, игры на улице, заняться закаливанием. Полезны такому ребенку и занятия спортом. Соблюдение гигиенических условий работы - очень важный фактор в школьном возрасте. Книга или тетрадь должны отстоять от глаз не менее чем на 30 - 35 см - это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь. При правильной позе вся ступня должна стоять на полу, а бедро почти полностью находиться на стуле. Угол между туловищем и бедром, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, при этом тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится в основном на позвоночник. Дома место для занятий должно быть светлое, у окна. Не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Высота стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. Домашние занятия учащихся 1 - 2-х классов должны продолжаться не более 1,5 - 2 ч, учащихся 3 - 4-х классов - 2 ч, старших школьников - не более 3 - 4 ч. При этом через каждые 30 - 40 мин занятий делается 10-минутный перерыв. Детям вредно долго смотреть телепередачи. Для них достаточно специальных детских программ. При этом надо сидеть от экрана на расстоянии не менее 2,5 м. Комната в это время должна быть освещена. К сожалению, не все придерживаются этих рекомендаций, в результате зрение детей страдает. Наряду с оптическими средствами коррекции близорукости разработаны и успешно применяются специальные упражнения для улучшения состояния наружных и внутренних мышц глаз, которые особенно эффективны на начальном этапе развития близорукости. Эта своеобразная гимнастика для глаз проста и легко выполнима в домашних условиях. Упражнения для тренировки наружных мышц глаз 1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 -12 раз (голова неподвижна). 2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 - 10 раз. 3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 - 6 раз. 4. Частые моргания в течение 15-30 с. Упражнения «метка на стекле» Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 - 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3- 5 мм. Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 - 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 - 15 дней. Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня - 5 мин, а в остальные дни - 7 мин. В. Посеукова, помощник санитарного врача