Среда, 13.11.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Разделы новостей
Все новости
Духовная миссия
Если хочешь быть
Малый бизнес
Из редакционной почты
Официальная хроника
За культуру наших сел
Наши интервью
Права человека
Образование
Абитуриенту на заметку
Объявления
Здоровье
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » 2011 » Июнь » 21 » Пусть рождается заново связь с той землей, где стоит коновязь…
Пусть рождается заново связь с той землей, где стоит коновязь…
07:20
В Кумжулу ведут две дороги: напрямик и окольная – одинаково труднопроходимые, словно сама природа охраняет эти места от людского нашествия. О происхождении названия села существует легенда, рассказанная Агафьей Васильевной Карамаевой, уроженкой Кумжулу. Как она гласит, в незапамятные времена в этих местах обитал божественный олень – Кушкулу, считавшийся священным животным. Убивать его считалось смертным грехом. В честь него и названо это селение. По данным переписи от 17 декабря 1926 года, оно основано в 1726 году на берегу одноименной речки. Число хозяйств в то время (на 1926 год) составляло 24 с населением в 102 человека: 48 мужчин, 54 женщины – все алтайцы. Здесь обосновались семьи Карамевых, Кокышевых, Сабашкиных, Тукеевых, Чендековых, Дедеевых, Тюнтешевых, Темдековых – что ни фамилия, то отдельная история села, района, области и республики.
Много воды утекло с тех пор. Речка Кумжулу также говорливо бежит по камням, несет свои воды, чтобы слиться с Семой, все также вокруг шумят леса, но нет уже села, как нет большинства людей, которые жили здесь, растили детей, занимались хозяйством – о чем-то мечтали, к чему-то стремились. Село умирало медленно – люди цеплялись за родные места, но жизнь или обстоятельства заставляли их покидать родовые гнезда. Одних унесла война, других – болезни и страдания, третьих, обвинив в измене Родине, угоняли на Колыму и Магадан, где они сгинули, пропали без вести (вернувшихся, уцелевших единицы). А кто-то покидал село, чтобы открыть дорогу своим детям – те деревеньки, которые по разнарядке партии попадали в число неперспективных, были обречены на опустошение: их объединяли, разъединяли, укрупняли, пока они не исчезали с лица земли. Так было с Коркобы и Интегеш, так случилось и с селами Алтай Камлак и Кумжулу. Последнее официально снято с учета, как не существующее, в 1977 году.
Но осталась память, осталось притяжение родной земли, которые заставляют людей приходить, приезжать на родину хотя бы раз в год, раз в десять-двадцать лет – кто как сможет. 15 июня в Кумжуле снова звучали человеческие голоса: слышались тихий говор, негромкий смех. Это были родные, близкие поэта Лазаря Васильевича Кокышева, его почитатели, которые приехали на открытие памятного знака на месте дома семьи Кокышевых. Разговор о том, чтобы обозначить его на карте района, возник давно – лет пять назад. Были разные предложения, разные сроки, но конкретных действий все это время никто не предпринимал – что на общественных началах, то у нас практически обречено на провал – сегодня все измеряется звоном монет, хрустом рубля. Дело сдвинулось с мертвой точки с избранием Семена Кымовича Делдошпоева Эл башчы алтайского народа Шебалинского района. Именно благодаря ему стали возможными и эта встреча кумжулинцев, и установление самого памятного знака. Людей собралось совсем немного – далеко немолоды те из оставшихся в живых, кто здесь родился, кто бегал с будущим поэтом босиком по окрестным полям и лугам. Это брат его Николай Васильевич Кокышев с супругой Зоей Васильевной Карамаевой, племянница Людмила Дмитриевна Кулакова – дочь старшей сестры Дарьи, которая пережила ссылку и репрессии, наперекор всему вернулась в родное село. Им дорога память о Лазаре Васильевиче, как о близком человеке. Семен Кымович и его помощник Михаил Балышевич Тюнтешев, тоже уроженец Кумжулу, совершили обряд почитания Алтая, после чего Николай Васильевич и Людмила Дмитриевна сняли с памятного знака полотняную завесу. Перед собравшимися предстала коновязь, основанием своим ушедшая в глубь земли, а остроконечной макушкой устремленная в небесную синь – своеобразный символ вечности, знак связи прошлого и настоящего, связи предков и потомков. На гранях ее навершия вырезан родовой знак (танма) Кокышевых – серьга. Буквально через несколько дней здесь появится информационный банер, а еще через какое-то время: через годи или два рядом с коновязью встанет шестигранный алтайский аил. Так задумано.
В этот день в Кумжулу не было случайных людей. Только те, кто знал и помнил поэта, любил его творчество, кто вырос на книгах Лазаря Васильевич, кто мог наизусть прочитать «Тубу», процитировать строки из других поэм, стихи. И почти не было молодежи. Как сказал исполняющий обязанности первого заместителя главы районной администрации Эрчим Борисович Сарбашев, у каждого из нас свой Кокышев, свои воспоминания, свои любимые произведения. По словам Людмилы Дмитриевны Кулаковой, он просто не мог не родиться на этой земле певцов, острословов, шутников – вот где корни его метких, точных определений, ироничных высказываний и шаржей.
С Кокышева началась современная алтайская литература, как она есть. Все, кто был до него: Чевалков, Мундус-Эдоков, Кучияк, Саруева - наши Тредиаковские, Державины, Карамзины, предвосхитившие появление Пушкина – проторили ему тропинку. Его жизнь трагически оборвалась 7 мая 1975 года, когда он едва перешагнул за сорок. И имеет ли значение то, что говорили прибывшие в этот июньский день в Кумжулу на открытие памятного знака? Не знаю. Может быть. На мой взгляд, важен сам факт. Если народ, помнит своего поэта, если он ставит на его родине памятник-коновязь, значит, остается надежда, что не будет забыт язык, на котором он писал свои произведения. Значит, когда-нибудь мы перестанем убеждать друг друга, что алтайский язык и алтайская литература достойны изучения в школах района на равных с другими предметами основаниях, а дети с малолетства будут знать в лицо своих писателей и поэтов, художников и композиторов, читать наизусть их стихи и прозу, напевать мелодии. И тогда у нас не будет постыдного факта – убийства поэта – ни из-за денег, ни из-за того, что у него другая речь и другой разрез глаз. У меня в памяти до сих пор образ поэта, лежащего в гробу, его лицо, ставшее неузнаваемым из-за кровоподтеков и ссадин…
Пусть не будет заросших руин, почерневших столбов, что рассветной росой, умываются, словно слезами. Пусть рождается заново связь с той землей, где стоит коновязь. Заструится тепло очага, над которым не властны века.
Н. Селекова
На снимках: в Кумжулу – на родине поэта




Категория: Все новости | Просмотров: 1665 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 43
Гостей: 43
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024
карта сайта