Главная » 2011»Июнь»21 » Пусть рождается заново связь с той землей, где стоит коновязь…
Пусть рождается заново связь с той землей, где стоит коновязь…
07:20
В Кумжулу ведут две дороги: напрямик и окольная – одинаково труднопроходимые, словно сама природа охраняет эти места от людского нашествия. О происхождении названия села существует легенда, рассказанная Агафьей Васильевной Карамаевой, уроженкой Кумжулу. Как она гласит, в незапамятные времена в этих местах обитал божественный олень – Кушкулу, считавшийся священным животным. Убивать его считалось смертным грехом. В честь него и названо это селение. По данным переписи от 17 декабря 1926 года, оно основано в 1726 году на берегу одноименной речки. Число хозяйств в то время (на 1926 год) составляло 24 с населением в 102 человека: 48 мужчин, 54 женщины – все алтайцы. Здесь обосновались семьи Карамевых, Кокышевых, Сабашкиных, Тукеевых, Чендековых, Дедеевых, Тюнтешевых, Темдековых – что ни фамилия, то отдельная история села, района, области и республики. Много воды утекло с тех пор. Речка Кумжулу также говорливо бежит по камням, несет свои воды, чтобы слиться с Семой, все также вокруг шумят леса, но нет уже села, как нет большинства людей, которые жили здесь, растили детей, занимались хозяйством – о чем-то мечтали, к чему-то стремились. Село умирало медленно – люди цеплялись за родные места, но жизнь или обстоятельства заставляли их покидать родовые гнезда. Одних унесла война, других – болезни и страдания, третьих, обвинив в измене Родине, угоняли на Колыму и Магадан, где они сгинули, пропали без вести (вернувшихся, уцелевших единицы). А кто-то покидал село, чтобы открыть дорогу своим детям – те деревеньки, которые по разнарядке партии попадали в число неперспективных, были обречены на опустошение: их объединяли, разъединяли, укрупняли, пока они не исчезали с лица земли. Так было с Коркобы и Интегеш, так случилось и с селами Алтай Камлак и Кумжулу. Последнее официально снято с учета, как не существующее, в 1977 году. Но осталась память, осталось притяжение родной земли, которые заставляют людей приходить, приезжать на родину хотя бы раз в год, раз в десять-двадцать лет – кто как сможет. 15 июня в Кумжуле снова звучали человеческие голоса: слышались тихий говор, негромкий смех. Это были родные, близкие поэта Лазаря Васильевича Кокышева, его почитатели, которые приехали на открытие памятного знака на месте дома семьи Кокышевых. Разговор о том, чтобы обозначить его на карте района, возник давно – лет пять назад. Были разные предложения, разные сроки, но конкретных действий все это время никто не предпринимал – что на общественных началах, то у нас практически обречено на провал – сегодня все измеряется звоном монет, хрустом рубля. Дело сдвинулось с мертвой точки с избранием Семена Кымовича Делдошпоева Эл башчы алтайского народа Шебалинского района. Именно благодаря ему стали возможными и эта встреча кумжулинцев, и установление самого памятного знака. Людей собралось совсем немного – далеко немолоды те из оставшихся в живых, кто здесь родился, кто бегал с будущим поэтом босиком по окрестным полям и лугам. Это брат его Николай Васильевич Кокышев с супругой Зоей Васильевной Карамаевой, племянница Людмила Дмитриевна Кулакова – дочь старшей сестры Дарьи, которая пережила ссылку и репрессии, наперекор всему вернулась в родное село. Им дорога память о Лазаре Васильевиче, как о близком человеке. Семен Кымович и его помощник Михаил Балышевич Тюнтешев, тоже уроженец Кумжулу, совершили обряд почитания Алтая, после чего Николай Васильевич и Людмила Дмитриевна сняли с памятного знака полотняную завесу. Перед собравшимися предстала коновязь, основанием своим ушедшая в глубь земли, а остроконечной макушкой устремленная в небесную синь – своеобразный символ вечности, знак связи прошлого и настоящего, связи предков и потомков. На гранях ее навершия вырезан родовой знак (танма) Кокышевых – серьга. Буквально через несколько дней здесь появится информационный банер, а еще через какое-то время: через годи или два рядом с коновязью встанет шестигранный алтайский аил. Так задумано. В этот день в Кумжулу не было случайных людей. Только те, кто знал и помнил поэта, любил его творчество, кто вырос на книгах Лазаря Васильевич, кто мог наизусть прочитать «Тубу», процитировать строки из других поэм, стихи. И почти не было молодежи. Как сказал исполняющий обязанности первого заместителя главы районной администрации Эрчим Борисович Сарбашев, у каждого из нас свой Кокышев, свои воспоминания, свои любимые произведения. По словам Людмилы Дмитриевны Кулаковой, он просто не мог не родиться на этой земле певцов, острословов, шутников – вот где корни его метких, точных определений, ироничных высказываний и шаржей. С Кокышева началась современная алтайская литература, как она есть. Все, кто был до него: Чевалков, Мундус-Эдоков, Кучияк, Саруева - наши Тредиаковские, Державины, Карамзины, предвосхитившие появление Пушкина – проторили ему тропинку. Его жизнь трагически оборвалась 7 мая 1975 года, когда он едва перешагнул за сорок. И имеет ли значение то, что говорили прибывшие в этот июньский день в Кумжулу на открытие памятного знака? Не знаю. Может быть. На мой взгляд, важен сам факт. Если народ, помнит своего поэта, если он ставит на его родине памятник-коновязь, значит, остается надежда, что не будет забыт язык, на котором он писал свои произведения. Значит, когда-нибудь мы перестанем убеждать друг друга, что алтайский язык и алтайская литература достойны изучения в школах района на равных с другими предметами основаниях, а дети с малолетства будут знать в лицо своих писателей и поэтов, художников и композиторов, читать наизусть их стихи и прозу, напевать мелодии. И тогда у нас не будет постыдного факта – убийства поэта – ни из-за денег, ни из-за того, что у него другая речь и другой разрез глаз. У меня в памяти до сих пор образ поэта, лежащего в гробу, его лицо, ставшее неузнаваемым из-за кровоподтеков и ссадин… Пусть не будет заросших руин, почерневших столбов, что рассветной росой, умываются, словно слезами. Пусть рождается заново связь с той землей, где стоит коновязь. Заструится тепло очага, над которым не властны века. Н. Селекова На снимках: в Кумжулу – на родине поэта
Категория: Все новости |
Просмотров: 1665 |
Добавил: Людмила
| Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]