Главная » 2012»Июль»5 » Сельский туризм как фактор развития территорий
Сельский туризм как фактор развития территорий
10:05
Ежегодно в нашу республику приезжает свыше миллиона туристов. Поэтому туризм наряду с сельским хозяйством в нашем регионе воспринимается одной из основных отраслей экономики, а также важным источником дохода муниципальных образований, населения. Подтверждением тому развитие туристического бизнеса в соседнем Чемальском районе, где параллельно с большими туркомплексами успешно действует так называемый сельский туризм. Не случайно в начале мая этого года именно в Чемале состоялся выездной обучающий семинар "Туризм малых поселений - 2012", организованный для официальной делегации Омской области. Омичи приезжали к нашим соседям за опытом по развитию сельского туризма, получившего в последние годы широкое распространение. По мнению участников семинара, самое главное в этом деле то, что сельские жители имеют возможность зарабатывать, не уезжая из родного дома. Властям всех уровней надо помочь людям встать на ноги на первом этапе, к примеру, в плане создания и развития гостевых домов. Что такое сельский туризм и что мешает его развитию в нашем районе? С этим вопросом я обратилась к первому заместителю главы районной администрации Э. Б. Сарбашеву. -Сельский туризм - явление не новое, известное, по крайней мере в Европе уже с 1970-х годов прошлого столетия. В основе лежит желание жителей города провести несколько дней в естественных, часто лишённых всех удобств условиях деревни. Сельский туризм разнообразен и может иметь следующие направления: -агротуризм - возможность окунуться в сельскую жизнь, создание экологически чистых продуктов, ведение натурального хозяйства, участие в сельскохозяйственных работах; -экологический туризм (экологические тропы); -этнографический туризм (народные промыслы, народная традиционная куль¬тура, фольклор); -спортивно - оздоровительный туризм; -активный отдых (спортивные игры в условиях естественного ландшафта, охота и рыбалка). Сельский туризм - это такая отрасль, которая прямо и косвенно воздействует не только на экономику, но и на культуру, традиции, образ жизни, здоровье нации. Развитие сельского туризма опирается на выявление и эффективное использование местных ресурсов и способствует максимальному использованию существующей и новой инфраструктуры. Организованный на базе собственных ресурсов и создающий свою специфику, он может стать одним из элементов оживления местной экономики. Это рентабельный и доходный бизнес, стимулирующий развитие: -транспорта; -систем связи; -торговли; -сферы услуг; -сферы культуры, в том числе возрождение народных промыслов. Наряду с природными, экономическими ресурсами, богатейшим и практически неисчерпаемым резервом для развития сельского туризма, является культурное многообразие. Это традиционные сельские поселения и жилища, традиционная одежда и кухня, включающая музыкальную, песенную и танцевальную культуру, народные и фольклорные праздники, народное искусство. Это и культура сельскохозяйственного производства, местные промыслы. Именно в сельской местности, «в деревенской глубинке» сохраняются в уникальном первозданном виде народные сказки, песни, танцы, произведения декоративно - прикладного искусства и архитектуры. С этой точки зрения сельский туризм привлекателен, позволяет познакомиться с особенностями жизни народа, представляет большой познавательный и художественный интерес. В нашей республике сельский туризм получил активное развитие в 90-е годы прошлого века как форма альтернативной занятости взамен сельскохозяйственной, в связи с упадком последней. Развитие предпринимательства, частная собственность, рост потока туристов привели к тому, что в отдельных селах преимущественно Чемальского, Майминского и Турочакского районов количество сельских усадеб, предоставляющих услуги по приему туристов, возросло до 100. Но в большинстве районах, в том числе и в нашем, сельский туризм представлен как единичное явление. А в таких районах как Кош-Агачский, Улаганский, Усть-Канский сельские усадьбы, принимающие туристов, отсутствуют. -Развитие турбизнеса в целом и сельского туризма в частности – прерогатива только местных властей по принципу «спасение утопающего дело рук самого утопающего? -Нет, на государственном уровне с ним связывают устойчивое развитие сельских территорий. Сельский туризм должен стать действенным механизмом реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 2010 года. Одним из направлений развития сельской территории согласно этой Концепции является диверсификация сельской экономики. Туризм в сельской местности является эффективной формой альтернативной занятости местного населения и способен диверсифицировать развитие экономики села, независимо от его размера, местоположения, типа расселения. -Почему? -У сельского туризма, как фактора развития сельских территорий, есть одно важное преимущества - села изначально обладают ключевым фактором успеха, так называемым КФУ (определение которого является элементом стратегического менеджмента). Иначе говоря, города, ввиду процессов урбанизации со всеми вытекающими последствиями, не обладают и не могут обладать конкурентными преимуществами перед сельской местностью в организации этого вида туризма. Инвестор из города, даже если бы захотел получить доходы от развития сельского туризма, сможет это сделать только в том случае, если сам станет сельским жителем. Сельский туризм, став обычной практикой в конкретном селе, способен: повысить уровень дохода сельчан развить инфраструктуру села возродить интерес к национальной культуре, традициям, обычаям повысить социальную активность сельчан Логическая схема влияния сельского туризма на различные стороны жизни сельского поселения такова: оказывая услуги по проживанию, владелец волей неволей вынужден заниматься благоустройством и эстетическим оформлением усадьбы. У него появляется заинтересованность в продаже продуктов питания с личного подворья, изготовлении и реализации изделий прикладного творчества. Все это в конечном итоге оборачивается самозанятостью, увеличением доходов семьи. А это в свою очередь создает мотивацию к труду, здоровому и благополучному образу жизни. -Сколько может заработать человек, занимающийся, сельским туризмом? Наверное, это один из самых главных факторов, который может побудить наших земляков обратить свое внимание на этот вид деятельности. -Учитывая низкий уровень капиталовложений по сравнению со строительством турбаз, туркомплексов уровень рентабельности в сельском туризме достаточно высок. Среднегодовой доход наиболее успешных предпринимателей в этой сфере в нашей республике составляет до 600 тыс. руб. в год. В среднем его размер составляет 200-250 тысяч рублей. Однако считаю, что сравнивать сельский туризм с другими типами туризма по уровню дохода, рентабельности, собираемости налогов не стоит. Самое главное в сельском туризме - это использование конкурентных преимуществ села в данном виде туризма для возрождения села, повышения имиджа сельских территорий, развития человеческого капитала, сельского населения. -Все это звучит весьма заманчиво, но почему у нас не развивается этот бизнес. Что этому мешает? -В развитии сельского туризма есть свои проблемы. Думаю, что не ошибусь, если назову одной из основных - незнание отдельных слоев населения о возможности организации сельского туризма. Так как сельский туризм преимущественно развивается в трех муниципальных районах из 10, то в отдаленных селах, особенно с преимущественным проживанием алтайцев и казахов о такой форме самозанятости население не информировано. У большинства население сложился стереотип, что зарабатывать деньги в сфере туризма и рекреации возможно только в условиях кемпингов, караван-парков, турбаз, туркомплексов, гостиниц вдоль по берегу Катуни. Имеет место и психологический барьер, который основан на двух полярных точках зрения: первая заключается к невозможности проживания «чужака» на территории своей усадьбы, вторая состоит в том, что традиционное гостеприимство не может стать источником получения дохода. Существующая система налогообложения, на мой взгляд, также не отвечает требованиям развития сельского туризма. Так ЕНВД предполагает круглогодичную уплату налога, в то время как в рамках сельского туризма (сдача в аренду собственного помещения) получение дохода возможно лишь сезонно. Четвертая проблема - отсутствие первоначального капитала. Зачастую у населения отсутствует базовые средства, хотя потребность в нем невелика. Для начала необходимы средства для ремонта усадьбы, строительства отдельного туалета и бани для клиентов, покупка мебели, постельного белья, посуды, бытовой техники. Учитывая, что большинство зачинателей сельского туризма являются безработными гражданами, то получение кредита на эти нужды становится невозможным. -Насколько регламентирован сельский туризм в правовом отношении? - Законодательная определенность в отношении сельского туризма и хозяев «зеленых» домов также отсутствует. Из-за того, что его сложно отнести к тому или иному виду экономической деятельности согласно ОКВЭД, это может привести к казусам. Так сельский туризм можно отнести как виду деятельности по сдаче в аренду собственного жилья, либо прочим средствам размещения. Эти два ВЭД никак не обозначают сельский компонент в деятельности, что затрудняет получение льгот для владельцев сельских усадеб. При этом не до конца распределены полномочия между министерствами и ведомствами, курирующими данную сферу. Сельский туризм с одной стороны является элементом местного и регионального туризма и рекреации, с другой стороны является фактором развития именно сельской территории. -Каков выход из сложившейся ситуации? -Поскольку вышеназванные проблемы является комплексными, соответственно решать их надо программно-целевым методом. Целевая программа по развитию сельского туризма должна включать следующие элементы: -эффективное распределение полномочий между ведомствами трех направлений: туризм, сельское хозяйство, региональное развитие в отношении развития сельского туризма; -включение образовательного компонента в программу в форме «Школы агротуризма» для действующих или потенциальных владельцев сельских усадеб; -организационное содействие со стороны исполнительной власти органов местного самоуправления по продвижению этого специфического турпродукта на межрегиональном и национальном рынках; - программа финансовой поддержки «зеленых домов» в форме субсидий и льготных займов: -изменение в системе налогообложения. Включение такого режима, как налоговый патент. -Судя по сказанному вами, на развитии сельского туризма в нашем районе можно поставить крест… -Я настроен не столь пессимистично. Сегодня в предпринимательство приходят энергичные молодые люди, такие как Руслан Чунжеков и некоторые другие. Они быстро учатся, легко воспринимают все новое, мобильны и готовы осваивать новые экономические ниши, одной из которых является сельский туризм. Я надеюсь, у них все получится. А со временем по их примеру пойдут и другие. -Спасибо. Подготовила в печать Н. Петухова
Категория: Наши интервью |
Просмотров: 2893 |
Добавил: Людмила
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]