Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения Григория Ивановича Гуркина. В связи с этой юбилейной датой в республике в течение всего года пройдет ряд мероприятий, посвященных жизни и творчеству художника. Районный краеведческий музей подготовил свою экспозицию, где посетители смогут ознакомиться не только с биографическими материалами, перепиской художника, протоколами его допросов, но и репродукциями картин, копиями графических рисунков. Среди последних вы увидите карандашный портрет бабушки преподавателя музыкальной школы Евгения Петровича Абраимова, узнать историю его создания и многое другое. А вниманию читателей газеты я представляю два материалы – краткую обзорную статью о жизни и творчестве художника и копию письма Григория Ивановича, с которым он обратился к властям в дни гонений, незадолго перед расстрелом. Григорий Иванович Гуркин родился в 1870 году в селе Улала (ныне Горно-Алтайск) в крещёной семье. В 1878 год у был отдан в класс иконописания школы при Алтайской духовной миссии. После окончания миссионерской школы некоторое время работал учителем, но, долго не выдержав, обратился к иконописи. В 1896 году Гуркин знакомится с собирателем алтайского фольклора А. В. Анохиным, который открывает молодому художнику мир современной живописи. Его первая картина, с которой он попытался попасть в Академию («Ночь жертвы»), полна таинственности и наивности. Православный по рождению и воспитанию, он весьма смутно представлял себе быт и религию алтайцев. Лишь позднее, в годы творческого рассвета, художник всерьёз занялся изучением алтайского быта, оставив тысячи рисунков, возможно, не столько художественной, сколько этнографической ценности. И. И. Шишкин и А. А. Киселев, в классе которого он был вольнослушателем Академии, открыли его истинное призвание: пейзаж. После недолгого периода подражания Шишкину художник встаёт на собственный путь. Уже в течение 1903—1905 годов он пишет ряд картин, характеризующих зрелого мастера. В 1903 году художник возвращается на Алтай, обосновывается в селе Анос, работает учителем и женится на русской женщине. Примерно с 1905 года начинается творческая зрелость художника. За десятилетие (1905—1915) Гуркиным были созданы такие значительные произведения, как «Катунь весной» (1903), «Озеро в Лаже» (1907), «Хан Алтай» (1907), «Река Ядыгем» (1909), «Каракол» (1909), «Ледоход» (1909), «Алтай. Горная долина» (1909), «Корона Катуни» (1910), Озеро горных духов (1910) и другие. В 1906—1907 годах в Томске, столице Томской губернии, куда входил и Горный Алтай, устраивается выставка художника. Это было время расцвета сибирской культуры. Томскому просветителю Г. И. Потанину удаётся собрать вокруг себя культурную интеллигенцию практически всей Западной Сибири: писателей, журналистов, артистов. Он неутомимо разыскивал и поддерживал всё мало-мальски талантливое вокруг. В такой атмосфере Гуркин быстро завоевал признание. В течение 1906—1915 годов художник объездил с выставками всю Сибирь и стал признанным классиком сибирской живописи. Начав свой творческий путь как ученик И. И. Шишкина и А. А. Киселева, алтайский художник от изображения конкретной натуры в ранних работах переходит к созданию большой композиционной картины с передачей характера алтайского пейзажа. Так возникает «Хан-Алтай» 1912 года картина, первый вариант которой относится к 1903 году, а последний создан незадолго до смерти. В лучших своих работах он стремится к созданию собирательного образа величавой природы Алтая. К другой, стержневой в его эволюции картине «Озеро горных духов» Гуркин шёл через длинный ряд работ, связанных общим мотивом. Мотив этот — реки и озёра, сбросившие оковы льда. Одной из первых по времени исполнения в этом ряду стоит картина «Озеро Лаже» с её ясной умиротворенностью и величавостью. Низко нависшие облака и свинцовые, доходящие местами до черноты воды озера создают образ сурового, безлюдного края (Горное озеро, Каракольское озеро). Параллельно с пейзажными художник работает и в других жанрах, но менее успешно. Последний период жизни и творчества Гуркина (1917—1937) связан с событиями революции, Гражданской войны и установления Советской власти в Сибири. В 1917 году на волне революции создаётся государственное образование алтайцев (Каракорум-Алтайская окружная управа), и художника как самого известного представителя коренной национальности уговаривают возглавить её. А уже в апреле 1919 года колчаковцы арестовывают неудачливого правителя «за сепаратизм и измену Родине». Выпущенный под залог (в его административной деятельности не нашли «практических действий»), художник поспешил уехать в Монголию, а в 1920 году он перебирается в Туву. В 1925 году художника уговаривают возвратиться в Советскую Россию. Приём поначалу был восторженным, художнику устраивают 2 выставки в Новосибирске (в те годы вместо Томска ставшего административным центром Западной Сибири), а в 1926 году в Москве, где к хору восторгов самобытным талантом присоединяет свой голос и Луначарский. Творческий путь художника в 20-30-е годы тесно связан с социалистической новью Алтая, это значит что его без конца эксплуатируют: ни один праздник в Горном Алтае, да и в Новосибирске не обходится без участия художника. Плакаты, разрисовки и другая подённая работа становятся неотвязной обязанностью художника. Он создаёт рисунки к алтайскому букварю, иллюстрирует народный эпос. И продолжает писать картины. Его живопись обретает новые качество: красочность, умиротворённость. Всё большую роль в его творчестве играет декоративность. В 1937 году художника обвинили в национализме. Погиб он в застенках НКВД. Обстоятельства смерти до сих пор остаются невыясненными. Реабилитирован в 1956 году. Ойратскому обкому ВКП, копии областному исполкому, комунотделу и отделу народного образования алтайца-художника Чорос-Гуркина Гр. Ив. ЗАЯВЛЕНИЕ При Колчаке мне пришлось сидеть в Бийской тюрьме два раза за автономию, свободу Алтайского народа и за свои протесты и несогласие со всеми действиями и насилием правительства Колчака, против действия Каракорумской уездной милиции, ставленников на Алтае полковника Соколова, в Онгудае, Кош-Агаче и др. местах, против обмана и набора темных, несознательных алтайцев в казачество Кайгородовым, Гордиенко. Я говорил открыто, что все эти действия сознательно и умышленно с известной целью проводятся, чтобы удержать за собой власть над революционным народом, и толкают темные несознательные массы алтайцев против русских и тем самым сделают нам, алтайцам, великое зло. За мои протесты в Караколе против похода отряда туяктинцев под командой онгудайского коменданта, и в Аносе, на пароме, против насильственных действий улалинской милиции я снова сидел в тюрьме. Там мне было сообщено тайно одним честным, сидящим в тюрьме, человеком, что мне на время с Алтая нужно уехать, и что меня могут убить. Я лично не боялся смерти. Но жаль было детей (которых на Алтае рубили, говорят, как капусту). Я не боялся той мести, которую могли бы ко мне применить озверевшие темные враги алтайской свободы и народа, которые, как ловкие и опытные в своем деле спекулянты, оспаривали власть - против свободы и самоопределения малой нации. Не смерть и не страх лично за себя заставили меня выехать в Монголию, а та мысль, что весь мой труд - искусство может быть расхищено и погибнуть во время переворота и неразберихи от темной народной массы. Задачей моей было сохранить во что бы то ни стало и каким бы то ни было путем весь мой труд, как культурное достояние всего алтайского народа. Из Бийска уже бежали казаки, забирая на пути у жителей все, что было можно. По алтайским юртам шныряли темныe грабительские шайки, грабя имущество алтайцев. В Онгудае уже был Кайгородов, Лукашевич и др. мнимые защитники свободы и прав алтайцев. Нужно было, лавируя через их их бдительность, во что бы то стало проехать в Кош-Агач и Монголию. я боялся, что по пути погибнет мой материал – достояние народа, на собирание которого я отдал все свои лучшие годы жизни, свои силы, свой труд и всю искреннюю сыновнюю любовь к своей родине и бесправному народу – своей нации. и задачу свою я сделал – все провез и сохранил почти целиком. Теперь могу утешиться тем, что все это могу передать в Народный музей ойратского народа. И что этот мой труд будет залогом и той малой частью крепкого фундамента того великолепного здания, который отныне будет созидаться великим гением свободного народа в своем беззаветном стремлении сбросить с себя цепи рабства и народной темноты. И я уверен крепко, что общим усилием всего народа Ойрат-области это будет сделано! В жизни своей я был кровным защитником всех интересов своей родины: самоопределения и автономии алтайского народа. Стоял за все его лучшее, национальное. За его законное право быть равным и свободным в семье великих народов. За сохранение его национальной культуры, языка и быта. За его новое создание и развитие в области cвoей экономической жизни, искусства и науки. Я, как неразрывная часть его национального духовного тела, чувствовал и знал и боролся против только насилия и несправедливости, про¬тив жестокой политики, угнетения пришлым и чуждым нашим национальным интересам грубого переселенческого кулаческого элемента, против иезуитского продажного действия духовной миссии - этих ложных «святых отцов» с белыми руками серебряными и золотыми крестами на груди, но зато с тeмной запекшeйся кровью на сердце. За свои милости и награды они про¬дали царю свое доброе имя и честь; делая всевозможное насилие над правом и свободой алтайцев они продали и его благополучие. Все это делали они, окрашиваясь во все цвета и пользуясь всевозможными лозунгами. Главная цель их была обманывать, преследовать и оттеснять безжалостно в глубь темных гор, в холодные и каменистые ущелья. Чтобы отнять и заселить наши родные теплые хлебородные долины и пастбища своими церквями, монастырями и поселками. Зная вперед, что мы, как нищие, обманутые ими чрез их вероломство и насилие, будем бесправны и брошены как негодная ветошь на жалкое существование и вымирание! И мы с болью и тоскою в сердце будем смотреть на те родные долины и пастбища, отнятые у нас чрез злое насилие! Мы это знали и ненавидели несмотря на их проповеди. Они сулили нам рай в небесах, нам же хотелось мирно и благополучно по своему жить здесь на земле, у себя на родине. Таковы мысли были при царизме, так мыслило кулачество и духовенство проводить свои тайные идеи на Алтае и после Февральской революции. Мы понимали их и слышали их угрозы на Алтае не один раз. Слышали их в Томске на губернском собрании. Сибирь тогда только что всколыхнулась революционной волной. Русский народ, задавленный рабством, почуял волю и свободу. Но светлые гуманные идеи великого вождя революции Влад. Ильича Ленина о равенстве, братстве народов, о защите и покровительстве малых наций еще не привыкли и большинство их не знало. И когда я в Tомске на на¬родном собрании сделал доклад (целиком напечатанный в газ. «Свободный Алтай») о нуждах, угнетениях и законных правах алтайского народа быть свободным и автономным, то уже тогда кулачество из «Союза русского народа», царского кабинетного чиновничества и даже некоторых ученых были не согласны с нуждами алтайцев (обвинили нас в большевизме). А над свободой и автономией смеялись. По их высокому мнению дать свободу русскому народу еще можно было, а «вшивым» и грязним алтайцам свобода еще не нужна. И как негодный элемент алтайцев можно вытеснить с Алтая и заселить его русскими. И думалось это определенно и законно, что если алтайцев прогнать, разгромить, убить, то если хотя и останется их малая часть, то они будут безопасные претeндeнты на свою землю, запутаны, безвольны. Так думало кулачество. Так, отчасти, оно и вышло. Посмотрите теперь на наших алтайцев, что в общем они из себя представляют. Они разгромлены. Часть их убита в гражданской войне, дети убиты, имущество их расхищено, часть бежала от войны за границу. Многие томятся и сейчас, изнывая, в глубокой безмолвной тоске по родине в чужих неприветливых краях. И не возвращаются лишь только потому, что боятся преследования. Некоторые, при попытках вы¬ехать обратно, на границе были обобраны, увезены куда-то, или бежали обратно. Этим они напуганы и не имеют веры в справедливость власти. Сами они неграмотны. Куда, к кому обратиться не знают. И я думаю, что на эти факты нужно обратить особенное внимание идейных руководителей власти и членов РКП Ойрот-области. Старые идеи царской политики были разгонять, разъединять, натравливать. То что же должны делать руководители великих идей Ш-го Интернационала? - Собирать, группировать, вселять в темные массы к себе крепкое доверие. И сплотив их в одну мощную революционную мощную массу из угнетенных и обездоленных, бить по буржуазии и капитализму. Поэтому я думаю, что Ойрат-области нужно принять горячие и осторожные меры, чтобы ликвидировать такие явления (ибо это создает ложное мнение, что где-то живут контрреволюционные белобандиты и проч). Нужно обставить всяческой заботой, защитой и охраной возврат беженцев-алтайцев. Здесь это дело могут провести сами алтайцы (укажу на Т. Бузыкаева). Если им Ойрат-область вышлет доверие и право провести это через местную власть или консульство СССР. Можно снабдить документами для безопасного и беспрепятственного возвращения их через границу, указав время, путь, и заранее предупредив о том пограничную страну. Или выслать алтайцам паспорта на временное проживание. Тогда бы напуганные и верящие во всякие ложные слухи беженцы-алтайцы знали, что о них родина и власти заботятся. О себе лично скажу, что живя здесь в Урянхае, собираю графический и художественный материал, изучаю край и его народ. Получил от Российской Академии Наук поручение собирать то же самое. Имею от нее документы. (желательно было бы иметь поручение и от своей Ойрат-области, от отдела народного образования) По окончании здесь работы думаю устраивать по Сибири выставки. Прошу вас помочь моей семье: больной жене и детям, не лишать их духовной и нравственной поддержки. Обращаюсь потому, что услышал, что все мое имущество, дома, пасека, мастерская конфискованы. Дети очень угнетены этим. Прошу власть, если я виновен перед ней, то преследовать меня, судить и наказывать. Но детей моих невинных не лишать их последней надежды иметь свое достояние, нажитое для них отцом честным и упорным трудом чрез искусство - многих лет. Жду вашего справедливого решения и ответа». Подготовила в печать С. Яжанкина, директор районного краеведческого музея
Категория: Все новости |
Просмотров: 817 |
Добавил: Людмила
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]