«Память – основа совести и нравственности. Память – основа культуры. Беспамятный - это, прежде всего человек неблагодарный, безответственный. А, следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки» Д. С. Лихачев Эти слова явились своеобразным вступлением к экскурсии, которую провел священник Успенского прихода Божией Матери с. Шебалино отец Павел Тайченачев для воспитанников воскресной школы и на которой посчастливилось побывать и мне. Выставка в недавно созданном музее «Свет веры в горах Алтая» при храме оформлена на основе работ участников районного историко-краеведческого конкурса «Родной земли святые алтари», который проводился в прошлом году по трем номинациям: «Летопись сельской церкви» - очерк о жизни одного из церковных приходов, «Ищите к Господу дорогу» - о христианских семейных традициях и «Созвучие времен» - образцы религиозного духовного фольклора, которые бытуют в народе. В конкурсе приняли участие десять авторов из Шебалино, Черги, Камлака, Мыюты, Актела, Ильинки и Новосибирска. В числе участников школьники, студенты, педагоги, библиотекари, сотрудники школьных музеев и даже один пенсионер. Исследования участников конкурса послужили восстановлению исторической картины жизни нашего района, а также содержательной основой для оформления выставки. Здесь представлены в фотографиях, воспоминаниях, материальных источниках, документах церковная история нашего края, республики, района. Последними словами, которые сказал Господь Иисус Христос своим ученикам, были такие: «Идите, научите народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святаго духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». И действительно, ученики Христовы разошлись по всей земле. Сначала их было только двенадцать, потом все больше и больше, и такие великие культуры, как европейская, византийская, русская в своих корнях, истоках имеют именно христианскую культуру. На Алтае проповедь Слова Божия началась с прибытия сюда преподобного Макария Глухарева. Это ученый, монах, который знал девять языков, прибыл сюда в 1830 году. Каким был Горный Алтай в то время? В своем исследовании учитель алтайского языка и литературы школы с. Актел Полина Васильевна Чинарова размышляет: «Большая отдаленность от центра, отдаленные друг от друга урочища из пяти-шести семей, вместо дорог лишь горные тропы, крутые перевалы, бурные горные реки, язык с чуждыми корнями, бедность основной части населения, безграмотность. И вот находились люди, которые, бросая удобства цивилизованной жизни, шли навстречу иной культуре, новому языку, неизвестным традициям, обычаям, вообще – иной неизвестной жизни, наполненной всякими трудностями. Этого человека называли миссионером, а Макарий Глухарев был одним из них. Первой задачей, которую преподобный Макарий поставил перед собой, была помощь людям в лечении больных, обустройстве быта. Он прививал основы гигиены, знакомил местное население с огородничеством и так далее. И, конечно, очень важно было научить языку. В 1830 году архимандрит Макарий работал на основе русско-алтайского алфавита, сделал первый перевод некоторых текстов из Библии и молитв. Помогал ему в этом протоирей Михаил Васильевич Чевалков, первый алтайский писатель, священник, без чьей помощи это все было бы невозможно. Значителен вклад миссионеров в обучении коренного населения грамоте. На Алтае создавались миссионерские школы. Среди миссионеров были первые ученые-этнографы, один из них - протоирей Василий Вербицкий, написавший книгу «Алтайские инородцы», в которой полностью описывал обычаи, нравы, фольклор местного населения. Какую же роль сыграла духовная миссия в жизни алтайцев? П. В. Чинарова в своей работе пишет: «Существуют несколько точек зрения на деятельность миссии. Некоторые авторы отмечают только отрицательное влияние миссии. Но в то же время христианство способствовало повышению жизненного уровня алтайцев, огромно значение создания членами духовной миссии алтайской письменности. Деятельность духовной миссии являла собой дыхание нового времени, перспективу духовного развития, путь алтайского народа к цивилизованной семье народов мира». Второй стенд выставки называется «И даже до последних земли». Каким стал Горный Алтай через несколько десятилетий после появления участников Алтайской духовной миссии? На картах наглядно отмечены храмы и школы, которые появились в Горном Алтае к началу 20 века. Не только в центральной части Алтая, но и в отдаленных районах – Кош-Агачском, Усть-Коксинском, Улаганском есть храмы. Сейчас, в начале 21 века, спустя сто лет, приходов, оставшихся на территории Горного Алтая, намного меньше. Со временем разрушены храмы в Актеле, Камлаке, Черге, Мыюте, Шебалино, Топучей, Мариинске, Верх-Черге, Малой Черге, Ильинке, Могуте… Количество школ Алтайской духовной миссии в 1916 году было 84. Большинство школ, которые существуют сегодня в районах, имеют начало как миссионерские. На карте Шебалинского района тоже отмечены храмы и школы начала 20 и 21 века в сравнении. В прошлом веке здесь было 12 приходов, при каждом работала школа. А сейчас приход всего один. Следующий стенд выставки посвящен святителю Макарию Невскому. Он прибыл сюда юношей в 1855 году. Начал, как простой миссионер, занимался с ребятишками в школе, делал переводы с толмачами, копал картошку для миссионеров, трудился вместе со всеми. Позже он был пострижен в монашество, трудился в Чулышманском, Чемальском станах миссии, а в конце своей жизни он стал митрополитом Московским. В разные годы жизни святителя Макария вместе с сотрудниками миссии подготовлены и изданы первая алтайская азбука, первая грамматика алтайского языка. Переведены на алтайский язык Богослужения, Литургии Святого Иоанна Златоуста и Всенощное Бдение, Священные истории Нового Завета, Требник с дополнением, Молитвослов и другие книги. Первая книга, которая была напечатана на алтайском языке – Евангелие. Митрополит Макарий отошел ко Господу в 1926 году. Он был похоронен под Москвой. Через тридцать лет, в 1957 году было решено его останки перезахоронить в Троице-Сергиевой лавре. Очень удивительно то, что когда эта могила была открыта, увидели, что его облачение, его тело остались абсолютно нетленными. Сейчас Митрополит Макарий прославлен в лике Святых. На стенде «Первые уроки» - история возникновения школ на Алтае. В миссионерских школах могли учиться все, несмотря на вероисповедание. Первая волна русской интеллигенции, такие как Г. И. Чорос-Гуркин, М. В. Мундус-Эдоков, множество артистов, учителей в большинстве своем выходцы из миссионерских школ. Очень интересная страница выставки – «Мыютинский стан». Какое сейчас имеет значение село Шебалино, такое значение раньше имела Мыюта. Это было центральное село в нашем районе в дореволюционное время. Здесь был второй по времени стан Алтайской духовной миссии. Здесь, начиная с 1845 года, трудились миссионеры. Из воспоминаний матушки Елизаветы Ивановской, супруги отца Арсения Ивановского и проживающей в Мыюте с 1856 по 1868 годы: «Я занималась в школе с новокрещенными мальчиками и девочками, которых было иногда до тридцати человек, шила все нужное для церкви и для новокрещенных – рубашки из толстого холста, пекла просфоры, учила молитвам женщин, приготовляемых ко Крещению, накладывала оспу, лечила гомеопатией, мыла, расчесывала детей… Все это приходилось делать мне одной, муж был в разъездах по службе, а я управлялась со всем одна». Что касается самих миссионеров, то они работали не меньше. В 1897 году в Мыютинском отделении состояли деревни и аилы Онгурля, Актел, Малая Черга, Большая Черга, Узунмес, Шебалина, Топучая, Апшуяхта, Черга, Камлак, Калагош, Могута, Уруктогой, Каянча и Эдиган. Это были села, в которые миссионеры ездили для богослужения, обучения, службы и так далее. За один 1896 год на лошадях по нашему району они проехали 6970 верст, эта цифра равна расстоянию от Горно-Алтайска до Парижа. А за восемь лет – сорок тысяч верст. А это уже - длина земного экватора. На стенде – фотография Мыютинского миссионера Василия Постникова, который прослужил в Мыюте сорок лет. Сын его, Владимир Постников, служил здесь же в течение 25 лет. Храм в селе Мыюта был длиной 23 метра, колокол весил 1200 кг. У стенда находится экспонат, который был найден на свалке среди металлолома. Это чугунная плита с надписью: «Во Имя Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь. Здесь покоится прах священноиерея Отца Владимира Васильевича Постникова, умершего 31 марта 1910 года в 43 году от рождения. Мир праху твоему» (на снимке). Следующий стенд посвящен советскому периоду в истории церкви. Тотальному уничтожению в 20 веке подвергались не только верующие христиане, но и христианский уклад жизни, христианская семья, христианская культура. Изолировалось в лагерях и далеких ссылках духовенство, монашество, верующие люди. Разрушалась христианская мораль, семья, культура и воспитывались поколения молодежи, верные пролетарско-марксистской идеологии. В результате гонений погибли три поколения православных людей. Оставшиеся в живых православные священники были редчайшим исключением. Русская церковь превратилась в «церковь за решеткой», в «церковь молчания». На фотографиях храмов в числе других церковь Святаго Духа Сошествия в с. Топучая. Это самая последняя церковь, оставшаяся не переданной под клуб по всему Шебалинскому аймаку. Т. А. Горемыкин рассказывает: «Мне 82 года. Я вспоминаю 1936 год. Стоит теплый день, какой месяц – не помню. Много людей стоят около церкви. Пожилые плачут. Незнакомые мужчины ломают церковь. Стая голубей, в основном белых, кружат над церковью. Через много лет я узнал, что ни один житель Камлака не стал разбирать здание церкви. А голуби еще несколько лет кружились там. А потом улетели, больше их никто не видел. Церковь перенесли в центр села, и построили клуб. А в 1976 году он сгорел». Последний стенд называется «Тропою миссионеров». Он посвящен теме возрождения церковной жизни в Республике Алтай и в частности, в нашем районе. Возрождение нашего прихода началось с 1993 года, первым настоятелем был Георгий Балакин, ныне Благочинный округа Республики Алтай. Для верующих было отдано здание детского сада и в числе тех людей, которые потрудились здесь, на восстановлении прихода, А. С. Челтугашева, М. Н. Чебаевская, Е. С. Наумова, Л. М. Бондарева, Н. П. Кузьмина, А. А. Герасимова, Александр и Валентина Помеловы, Любовь Евгеньевна и Евгений Кайгородовы и другие труженики на ниве Божией. Стенд этот незавершен, потому что эта страница истории еще не дописана. Есть на выставке и стенд, посвященный материальным свидетельствам, источникам о жизни православных в нашем районе. Здесь книги на церковно-славянском языке, издания 19 века, начала 20 века. Есть книга и на алтайском языке – Требник издания 19 века. На этом же стенде старообрядческие иконы, отличающиеся от православных тем, что они литые. Некоторые иконы принесли верующие. Представлены на выставке и книги, литература, которые можно почитать тем, кто заинтересуется историей Алтайской Духовной миссии. Вот отзывы некоторых посетителей выставки: «Свет православия на Алтае, воззженный первыми миссионерами, не затухал совсем даже в годы самого темного лихолетья. Сила их духа, сила их учений превозмогла десятилетия жестоких гонений и явилась теперь нам в начале 21 века надежным фундаментом возрождения православия в самых, казалось бы, отдаленных уголках Алтая, освященного подвигом их жизни. Такие мысли и такую молитву вызывает этот небольшой, но такой уютный музей в храме Успения Пресвятой Богородицы Шебалино. Здесь все пронизано любовью к нашей истории, трудным судьбам православия на земле алтайской. Здесь, кажется, оживает, понемногу наша православная культура…» (Олег Гармс, Барнаул) Спасибо создателям музея – прихожанам храма Успения Божией Матери. Среди них есть и молодежь – Андрей Тройнин, Анна Иванова, Геннадий Гроссман. Этот музей является и воскресной школой, где проходят занятия с детьми. Очень важно, что когда ребята занимаются, со стен на них взирают те, кто немало потрудился для нашей земли. Священник Павел Тайченачев приглашает посетить выставку: «Выставка в музее открыта для всех. Эту выставку можно посетить в дни Богослужений – воскресенье, субботу и среду. Если кто-то пожелает послушать при этом рассказ экскурсовода, можно позвонить заранее по телефону прихода 22686 или 89139992955. Двери храма всегда будут открыты в летнее время. Мы знаем, что у нас много туристов, среди которых есть и те, кто желает узнать что-то и об истории нашего края. Мы приглашаем классных руководителей, учителей истории, обществоведения, музейных работников и всех желающих для посещения нашего музея. При посещении выставки вы расширите свои познания по истории нашего края. Будем также благодарны, если вы дополните экспозицию неизвестными фактами, церковными предметами – иконами, книгами, фотографиями, документами, связанными с историей православия в Горном Алтае. Свет Христов просвещает всех!» Л. Тислицкая
На снимках: экскурсию проводит отец Павел Тайченачев; ценный экспонат выставки