Герои сегодняшнего рассказа – сельские фермеры, за два с лишним года благодаря упорству, ежедневной работе, необыкновенному трудолюбию и вере в собственные силы поставившие на ноги крестьянское хозяйство и прилагающие все усилия к его дальнейшему развитию. Речь идет о КФХ «Удача» Марины Михайловны Егарминой из Дъектиека.
История этого хозяйства началась при развале печально известного ЗАО «Новый путь», когда банк по решению суда начал продавать залоговое имущество. Тогда в залоге были животные – лошади, маралы, техника. Большинство фермеров в то время предпочли выкупить лошадей – это животные не затратные. Маралов брать никто так и не решился – животные были в плачевном состоянии, погибали от голода, чтобы приобрести их и выкормить, требовались большие деньги. К тому же, маралы – животные, требующие постоянного ухода. Не выдержав нужный рацион, продукции с них получишь минимум. К тому же для работы с маралами нужен хороший опыт. Но, как говорится, риск – дело благородное. Взвесив все «за» и «против», получив поддержку руководства района, за дело взялась семья Марины Михайловны и Александра Ивановича Егарминых. Это было в феврале 2010 года. Получив в Сбербанке кредит на сумму 5 миллионов 385 тысяч рублей, приобрели маралов-рогачей, маралух, пресс-подборщик и трактор – то, что находилось в залоге у Сбербанка. Но для получения такой огромной суммы пришлось заложить все свое имущество. Поручились за начинающих фермеров и родственники, предприниматель С. Г. Егармин. Поголовье было застраховано, и работа началась «с чистого листа». Марина Михайловна рассказывает:
- Первое время было очень тяжело. Отбили тех маралов, что приобрели, в отдельный парк, на этой же территории находились и маралы ЗАО «Новый путь». В это время Сбербанк вел продажу животных. Все остальное поголовье – более пятисот голов - ушло под нож. Был и большой падеж животных. Покупателей, изъявивших желание приобрести маралов, не устраивала цена. Невыкупленное поголовье стояло здесь до декабря. Кормов для них не было. Получилось так, что мы на чистом энтузиазме и кормили совхозных, и грузили, и гоняли, и сдавали, и утилизировали павших. Спасибо тем, кто помог в это трудное время. Хороший знакомый – предприниматель из Новосибирска, дал 90 тысяч, выручили и Р. Н. Тодошева, Б. К. Ворошин, В. Н. Идубалин. Степан Григорьевич Егармин завозил корма в долг. Благодаря поддержке первое тяжелое время удалось преодолеть. В «Новом пути» тогда была невыплата зарплат, люди ушли, бросили работу. Тем, кто здесь работал, я выплатила зарплату по итогам года из собственных средств. А нам приходилось просто жить тут и работать без отдыха. Сама и на срезке была, и панты варила, и дома еще три коровы доила.
- Марина Михайловна, а технология работы – как ухаживать за маралами, как срезать, консервировать панты?
- Муж Александр Иванович, имеет большой стаж работы в мараловодстве, уже 31 год. Он в 1981 году закончил школу и пришел работать в хозяйство, а потом, после службы в армии. Вновь вернулся сюда. Поэтому мараловодство – это его жизнь. Да и те люди, которые у нас работают по договору, тоже не новички в этом деле. На базе оленесовхоза «Шебалинский» технология работы была глубоко изучена новосибирским НИИ, Валентином Семеновичем Галкиным, есть много литературы по уходу, рациону кормления, консервации пантов и так далее. То есть наработки есть, а мы оказались преемниками. На консервации нам помогает Евгений Васильевич Голотовский, он этим занимался еще в бытность хозяйства. Большой мараловодческий стаж у Виктора Фатиховича Амирова, Александра Григорьевича Стрелкова, Павла Валерьевича Сабашкина, Александра Анатольевича Ивакина. От них нам ощутимая помощь. Нынче пришел к нам на помощь Алексей Григорьевич Стрелков. Помогает в объезде парков Олег Григорьевич Вакурин. - Вы работаете на мараловодстве вместе с мужем, а дети помогают?
- Да. Коенчно. Младший, правда, еще шестиклассник, а старшие – Иван и Роман – работают наравне со всеми. Иван, старший, полностью занимается техникой. Средний, Роман, учится в ГАГУ на филфаке, летом приезжает и работает здесь. Во время посевной Рома – на Т-25, Ваня – на МТЗ. Без них было бы сложно, конечно.
- Какая техника сейчас есть в хозяйстве?
- Приобрели трактор в кредит, другой сами купили, купили новый пресс, грабли. Взяли и косилки, плуги – все это просто необходимо. В этом году разработали 18 га и ставим сено в парке. Конечно, сенокосных угодий не хватает, обращались к главе поселения, но ничего не получили. Есть еще у нас ГАЗ-66, потому что необходимо всегда что-то подвезти. Приобрели мобильный генератор, к которому можно присоединить сварку, если техника на ломается на поле. Для работы была необходима и пилорама – огораживание парков ветхое, надо все обновлять – столбы, кормушки, изгородь. Пилораму купили, установили. Тесно сотрудничаем с Эрменом Самыковым из Каспы по пиломатериалу. Со времени образования нашего хозяйства сделано много. Косметический ремонт мараловодческого комплекса, который был в плачевном состоянии. Запенили стены, подлили фундамент, побелили. В первый год я белила все сама - и снаружи, и внутри, и в варочном цехе. Переделали топку на варочном цехе, сделали бытовое помещение, чтобы людям было, где во время срезки покушать, отдохнуть. Держим и овец, и свиней, расчистили землю под огород, где выращиваем овощи. Чтобы соблюсти все нормы ветзаконодательства, в этом году приобрели печь-крематор. Благодарны за помощь руководителю ветстанции Юрию Владимировичу Борискину. Спасибо и Андрею Ивановичу Боброву. У него мы закупаем лекарства, он нас консультирует, в любой момент, если позвонишь, всегда отзывается. Сейчас мы падежа не допускаем. Рацион кормления выдерживаем полностью. Проблема - нет сочных кормов. Силосными культурами мы не занимаемся, нет для этого возможностей. В прошлом году покупали у Б. К. Ворошина в Арбайте. Силос мы заменяем свекольным жомом, который закупаем в Барнауле. Поедаемость его очень хорошая, маралы его замечательно усваивают, но плохо то, что очень дорого обходятся транспортные расходы на доставку – 13 тысяч один рейс, чтобы привезти 20 тонн. Хотя сам жом совсем недорогой. Сено тоже часть закупаем, часть ставим сами. Покупаем и овес, комбикорм. Комбикорм выдерживаем по 2-2,5 килограмма на рогача. На это уходят очень большие деньги. Приобрели дробилку для зерна. Дробленое зерно даем возрастному поголовью маралов и молодняку.
- Что еще делается для здоровья поголовья?
- Сегодня мы ставим прививки маралам – чтобы очистить животных от паразитов и дать им витамины для роста и здоровья. С нами работает Николай Федорович Ащепков, он ветврач отделения Дъектиекского сельского поселения, помогает ставить прививки. А перед срезной кампанией мы обязательно от каждого рогача берем кровь, сдаем ее на анализ, чтобы мы были уверены, что наша продукция получена от здоровых животных. Продукцию увозим в республику, там нам делают, радиационный контроль, да и здесь все прививки делаем. Ветстанция в любой момент может дать справку о здоровье нашего поголовья. Реализуем мы свою продукцию через АСОХРА В. М. Мещерякова. В первое время объем продукции в связи с состоянием маралов был невысок, а со временем, когда маралы выправились, он растет. Порядка на кило-кило двести на одну голову идет прибавка продукции, что нас очень радует. Срезная компания идет с начала июня и до числа десятого июля. Если у маралов появляется на месте срезанных пантов отава – острые рожки, не имеющие ценности, но которые могут повредить других животных, то сейчас мы срезаем ее. Это безболезненно для маралов. Вообще, если хочешь что-то получить, то с поголовьем нужно работать ежедневно. Мы размещаем маралов в зимники по возрастным группам. Если будет скученность, то телята не будут получать достаточно корма, они будут вытесняться взрослыми быками. Со стариками молодняк тоже не ставим. У Александра Ивановича опыт в этом большой, он на глаз сразу может определить возраст марала. Нынче мы таврили каждого марала. Хотелось сотрудничать с племобъединением, потому что ЗАО «Новый путь» был племрепродуктором, но, перечислив деньги в племцентр, до сих пор не дождались сотрудников на бонитировку. В будущем планируем увеличивать поголовье, хотелось бы разводить племенных маралов, в любом случае менять кровь. Чтобы животные были полноценными, не мельчали.
- Сколько животных сейчас в хозяйстве?
- У нас в хозяйстве 681 голова маралов. В этом году я проплатила уже миллион шестьсот шестьдесят тысяч рублей за кредит. Это, конечно, радует очень. Осталось еще три триста пять. Еще брала я краткосрочный кредит, потому что мы не выходили с кормами на зимовку в связи с пожаром, пришлось оформить краткосрочный кредит на пятьсот тысяч, мы полностью пустили его на корма.
- А что за история с пожаром?
- В прошлом году кто-то поджег сено, сгорело 1000 центнеров. Кому-то очень хочется нам навредить, и это не единичный случай. С поля воровали бороны, разгораживали парки, выпускали маралов, готовых к срезке, из-за этого мы потеряли большое количество продукции. - Не пожалели, взвалили на себя такую тяжелую «ношу»?
- Нет. Было трудно, и сейчас бывает трудно, но «взялся за гуж, не говори, что не дюж». А мое жизненное кредо – каждый хозяин своей жизни. Каков хозяин, такова и жизнь. Да и детей еще поднимать надо. А если сидеть, дышать злобой, и говорит, что вот этот хорошо живет, мы плохо, ничего не будет. Под лежачий камень вода не бежит. Пришлось выдержать уже 18 судов в районном суде, два - в Верховном суде, сейчас третье заседание будет в Арбитражном суде, - с людьми, которые разгораживали, пакостили тут. Много непонимания от местного населения. Непонятно, откуда столько злобы. На меня только писали – в Минсельхоз, даже в приемную Путина. Проверяли – прокуратура, следственный комитет при РА. Была у нас комиссия с проверкой. Людям кажется, что мы «хапнули». Это слово меня очень обижает. Я всегда смотрела людям честно в глаза, считаю, что мы живем своим трудом. Карабкались, как и все. Мы и руками сено косили, и на лошадях ездили, только через пятнадцать лет совместной жизни приобрели машину. Может, кому-то кажется, что мы якобы «жируем», но никто не видит - сколько затрат на хозяйство, сколько труда приложено. Сейчас наша главная задача - чтобы все не рассыпалось, а, наоборот, вложить в производство, а в дальнейшем вложить в развитие села. Потому что село пришло полностью в упадок. Ни дорог, ни освещения, ни каких-то мероприятий не проводится для населения. Мечта наша, моего мужа – чтобы в Дъектиеке был спортивный тренажерный зал. Чтобы молодежь не пьянствовала, а чем-то была увлечена. Сейчас молодежь у нас – как потерянное поколение, ничем не организовано. Со временем хочется и огородить кладбище, и дорогу в селе обновить в меру сил.
- Марина Михайловна, помимо работы с маралами, Вы строите еще и откормочную площадку?
- В этом направлении мы только-только начали развиваться. Благодаря государственной поддержке, нашему районному руководству и его вниманию к крестьянству, открываем откормочную площадку на 100 голов. Ведь на одном мараловодстве не выжить, продукция здесь бывает один раз в год, а хозяйственная деятельность не останавливается. Договорились в Амуре Усть-Коксинского района, чтобы закупить бычков. Во время беседы с Мариной Михайловной чувствуется ее искренняя заинтересованность своим делом, желание работать, развивать хозяйство дальше. В КФХ «Удача» есть и условия для приема гостей для принятия пантовых ванн, фитобочка. Бывают здесь для лечения гости из Кореи – самые знающие ценители пантовой продукции. А еще с недавних пор живут у Егарминых четыре ослика: Саид, Лейла, Зухра и Малышка. Их привезли с Казахстана – иметь осликов в своем хозяйстве было давней мечтой Александра Ивановича, который в свое время проходил службу в Афганистане. Сейчас животные на карантине, им поставлены прививки, и на них с интересом приходят посмотреть и гости, и местные жители, и ребятишки. Есть такая поговорка: «как назовешь лодку, так она и поплывет». Так пусть же крестьянское хозяйство «Удача» всегда соответствует своему названию!
Л. Тислицкая На снимках: в КФХ «Удача» М. М. Егарминой