Как мы уже писали, в пятницу на прошлой неделе в районной администрации прошел «круглый стол» по итогам туристического сезона. В отличие от других мероприятий подобного рода в этот раз состоялся конструктивный разговор по заявленной теме. И судя по нему, в этот сектор экономики, пришли люди с серьезными намерениями и далеко идущими планами, которые решают возникающие проблемы грамотно, профессионально. Итоги туристического сезона подвел заместитель главы администрации района по экономике и финансам Э. Б. Сарбашев: Сезон был успешным Туристический сезон 2009 года для Шебалинского района был довольно сложным и неоднозначным. Прежде всего, из-за неблагоприятных внешних обстоятельств: финансово-экономический кризис, рост безработицы и цен в городах, снижение уровня доходов населения отразились на покупательской способности потенциальных туристов. Но, несмотря на перечисленные проблемы, прошедший сезон можно характеризовать как достаточно успешный. В апреле делегация Шебалинского района впервые приняла участие в туристической выставке Сибирского федерального округа «ТурСиб - 2009» (г. Новосибирск), где выставлялись т/б «Михайлово» и «Алтай-рафтинг-центр». Совместно с Горно-Алтайским государственным университетом и туристско-спортивным союзом Республики Алтай организован и проведен ежегодный слет водников и чемпионат Сибирского федерального окурга по рафтингу «Сема-2009». В рамках этого чемпионата впервые прошли соревнования на приз главы Шебалинского района (дистанция «Слалом» в классе судов рафт - 6). В чемпионате впервые приняла участие команда Шебалинского района. На территории района в сфере туризма зарегистрированы два индивидуальных предпринимателя (В. Щукин, Н. Трейго ) и одно муниципальное автономное учреждение, основной целью которого является предоставление туристско-образовательных и туристско-оздоровительных услуг, социально-педагогическая работа в области спорта и оздоровительного досуга с детьми, подростками и молодежью. Разработаны и зарегистрированы турмаршруты по территории района. Но данная ветка работы учреждения не реализована, из-за ошибок управленческого аппарата. Формирование турпродукта основывалось на ресурсах Шебалинского района. На сегодняшний день на территории района «Зеленным туризмом» занимаются восемь семей. На берегу «Катунских озерков» совместно с ИПБОЮЛ Н.И. Трейго организована туристическая стоянка «Амаду». На базе КФХ «Арчын» (Идубалин В.Н.) организована одноименная турстоянка, с которой предполагалось отправлять конные экскурсии и туры на Туйукские озера. Но этот проект снова не реализован из-за отсутствия рекламных и маркетинговых мероприятий, а также так называемого человеческого фактора (не соблюдение договоренностей – срыв артистами экскурсий, отсутствие коней и т.д.) Также запущена в эксплуатацию первая туристическая база в Шебалинском районе: спортивно-оздоровительный комплекс «Михайлово» на 28 мест. Для более активного привлечения туристов в район и повышения доходов населения вдоль Чуйского тракта построено 4 рынка (Камлак, Черга, Шебалино, Топучая) для реализации сувенирной, промысловой продукции, изготовленной мастерами района, а также реализации излишков сельхозпродукции с частных подворий. Но рынки в течение сезона пустовали из-за плохой погоды и малого количества туристов. Но основной причиной является отказ жителей выходить на рынки, заниматься торговой деятельностью. Для дополнительного привлечения туристов в район и развития народных промыслов открыт магазин «Сувениры Алтая», в котором предполагается собрать все изделия народного промысла и сувениры, изготовленные мастерами Шебалинского района. Но население трудно идет на контакт, отказываясь сдавать изделия на реализацию, объясняя тем, что работают на заказ и по предоплате или же устанавливает завышенные цены на свои изделия, тем самым затрудняют их реализацию. Туруслугами на территории района воспользовалось не менее одиннадцати тысяч человек. Из них с проживанием - не менее 3600 человек, более половины которых воспользовались услугами «Амаду». Экскурсионными услугами было охвачено 7500 гостей, 80 процентов которых посетили Ботанический сад. Здесь не учтено посещение Камышлинского водопада, т.к. данный поток достаточно сложно проследить, из-за того, что экскурсии организовываются туристическими фирмами из соседних районов. За 9 месяцев 2009г. от туристической деятельности района в бюджеты всех уровней поступило 296 т.р., по сравнению с прошлым годом произошло увеличение на 49 процентов. Все налоги поступили от шести хозяйствующих субъектов: «РЭМ+», «Юлмитурстрой», ИПБОЮЛ «Шаверин Н.Н.», ИПБОЮЛ «Земирова Л.М.», «Черуков Н.М.», ИПБОЮЛ «Гусельникова С.В.». При этом следует отметить, что в районе на сегодняшний день туристические услуги фактически оказывает не менее 20 субъектов малого предпринимательства. Проблемы, возникшие в турсезоне-2009г.: - снижение турпотока примерно на 15-20% по сравнению с 2008г.; - дождливая и холодная погода; - жесткий кадровый дефицит; - менталитет местного населения; - отсутствие позитивного туристско-информационного поля, а именно отсутствие единой имиджевой политики района, как территории с уникальным естественным туристско-рекреационным потенциалом, где активно развивается экологический, оздоровительный и активный туризм; - отсутствие комплексной информации о туристско-рекреационных ресурсах Шебалинского района доступных для туристов, как в регионе, так и за его пределами; - отсутствие досуговой наполняемости отдыха туристов во время пребывания на базах; - отсутствие массово-зрелищных мероприятий в районе, которые бы дополнительно привлекли туристов; - неофициальная предпринимательская деятельность; - нет нового уникального турпродукта, который бы «притягивал туристов»; - высокая себестоимость турпродукта. На сегодняшний день среди всех предпринимателей района, занятых в сфере туризма с турагентами и туроператорами городов напрямую работает только т/б «Михайлово». У остальных же нет как финансовых, так материально-технических возможностей работать с ними. Чтобы решить данную проблему, мы предлагаем в 2010г: -создать ассоциацию турпредпринимателей Шебалинского района, которая бы взяла на себя функции продвижения турпродукта района под единой маркой, и в тоже время представляла интересы каждого предпринимателя на всевозможных выставках, встречах, семинарах. Чтобы более продуктивно работала данная организация, необходимо собрать всю информацию о туристско-рекреационных ресурсах района, ее инфраструктуре и индустрии туризма и размесить ее на сайте района, или создать собственный сайт организации. Разработать и приготовить всевозможные буклеты, календари, блокноты, сувениры с информацией и логотипом района; -ассоциации турпредпринимателей Шебалинского района совместно с отделом культуры администрации МО «Шебалинский район», Министерством культуры РА, министерством туризма и предпринимательства организовать культурно-массовое мероприятие, направленное на привлечение туристов в район; -выйти с предложением в Министерство туризма и предпринимательства РА и Ассоциацию туроператоров РА совместно провести активную маркетинговую и рекламную кампанию как минимум в СФО, что позволит дополнительно привлечь туристов и укрепить имидж района и республики в целом. Чтобы выполнить все вышеуказанные мероприятия, необходимо их профинансировать. Для этого предлагается при создании ассоциации обсудить сумму вступительного взноса и регламентировать членам ассоциации выплачивать обязательный взнос при проведении какого-либо мероприятия, направленного на привлечение туристов в район. Также предлагается в бюджете района на 2010г. предусмотреть на развитие туризма не менее 1 млн. руб. (гранты, субсидирование, выставки, создание сайта, информационно-раздаточный материал, приобретение материально-технической базы и т.д.). Минтуризм готов помочь «Современная ситуация на туррынке региона и поддержка малого предпринимательства в сфере туризма» - с таким сообщением выступил перед собравшимися главный специалист Министерства туризма и предпринимательства РА Д. В. Гайсин. Так, по словам Дмитрия Владимировича, туристический поток в республику сопоставим с показателями прошлого года, то есть около 1 млн. туристов. он отметил и некоторые особенности прошедшего турсезона: -Примерно на 30 процентов увеличился поток неорганизованных туристов, то есть тех отдыхающих, которые не пользуются услугами туристических баз, а пользуются услугами так называемых "зеленых домов". Эти "зеленые дома" в большинстве своем занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. Если в прошлом году у нас туристов принимали порядка 300 домовладений, то сейчас - не менее 800. Сократилось и время пребывания на отдыхе, если в прошлом году этот показатель был 7,8 сутки, то в этом году - 3,5 сутки. То есть туризм стал иметь ярко выраженный характер отдыха выходного дня. Для этого есть объективные причины, вызванные кризисом: граждане начали дробить свой отпуск. Люди боятся потерять работу, экономят средства. Сократилось примерно на 40% число иностранных туристов, посещающих Республику Алтай. Плюс в этом году ужесточились правила пребывания в пограничных районах. Росту неорганизованного туризма способствовало и то обстоятельство, что существует диспропорция между качеством оказываемых услуг и их стоимостью, отсутствие гибкой ценовой политики у предприятий в сфере турбизнеса. Стоимость услуг по проживанию на некоторых туристических объектах возросла на 20-55 процентов, и на этих турбазах загрузка упала почти в два раза по сравнению с прошлым годом. У тех предприятий, которые сохранили цены на прошлогоднем уровне или повысили их незначительно, загрузка составила в летние месяцы порядка 80 процентов. В этом году участники турбизнеса отметили, что увеличилось количество туристов "выходного дня" из близлежащих регионов - Алтайского края, Кузбасса, Новосибирской и Томской областей. В целом прямые поступления от туризма в бюджеты разных уровней составили 36.7 миллиона рублей, в том числе до 40 процентов – в бюджеты муниципальных образований. В 2008 году они составляли 24.2 миллиона. В выступлении специалиста Министерства туризма и предпринимательства прозвучала любопытная деталь. Дмитрий Владимирович особо подчеркнул туристический потенциал района – значительное число памятников природы республики (20 процентов) находится именно на территории Шебалинского района. И этим потенциалом пользуются в лучшем случае туристические базы, находящиеся на прилегающих территориях. Он призвал сделать упор на активный туризм, разрабатывать маршруты, организовывать экскурсии. -Если в Шебалинском районе есть проблемы по продвижению трупродукта, то в Министерстве туризма и предпринимательства республики есть определенный опыт в этом плане, с которым оно готово поделиться при условии каких-либо движений со стороны муниципального образования, - закончил свое выступление Д. В. Гайсин. Лучшая политика - политика невмешательства Так считает глава Камлакского сельского поселения Александр Викторович Кадыдаков. И это правильно. -Камлак занимает выгодное географическое положение, к которой следует отнести наличие федеральной автомобильной дороги, соседство с Майминским и Чемальским районами, а также с Алтайским краем. Это дает предпосылки для развития познавательного и физкультурно-оздоровительного туризма. Наше село, как весь район обладает богатыми природными ресурсами и другими объектами, имеющими познавательную привлекательность для путешественников. Окрестности села сохранили красивые уголки природы, к которым можно отнести пещеры, провальные ямы, Камышлинский водопад, Шишкуларские озерки (солнечные ванны). На территории Ботанического сада собран практически весь спектр разнообразия растительного мира Республики Алтай и Сибирского региона. В последние годы мы наблюдаем устойчивый рост количества туристов и отдыхающих на территории нашего сельского поселения. Если раньше их интересовали гостиничные номера, кемпинги, то сейчас их интересует красота природы, достопримечательности. Природно-климатические условия предопределяют развитие многих видов туризма: пешеходного, водного, конного, спалеотуризма, автомобильных туров. Поэтому в плане социально-экономического развития Камлакского сельского поселения обозначены основные задачи, которые необходимо решить в ближайшие годы. Это: -создание придорожного сервиса; - вовлечение населения в туристический бизнес; -развитие «зеленого» туризма; -создание собственного туропреатора; -открытие дендрария; -строительство горнолыжной трассы; -развитие детского туризма. С учетом этого определяем свой вектор действия. Так, в ближайшее время планируем изготовить и установить баннер с указанием направления на Камышлу – родину двух знаменитых людей: Л. В. Кокышева и М. В. Карамева. Камышлинские пещеры, как и одноименный водопад, могли бы стать местом массовых экскурсий. Еще одна природная достопримечательность поселения – сосновый бор вдоль Семы. Мы должны заняться благоустройством этой территории и санитарной очисткой, содержать бор в порядке. Лучший вариант решения задачи – закрепить указанные земли за конкретным человеком. Практика показала, что мини туробъекты или «зеленые» дома пользуются устойчивым спросом у гостей республики. В нашем селе эти услуги готовы оказывать пять семей. В течение последних десяти лет некоторые жители оказывают услуги по организации конных экскурсий на Камышлинский водопад. Это А. А. Кириллов, Г. Н. Соколов, М. Ю. Горемыкин, А. Л. Галинов. Еще трое обслуживают туристов на Подсосновом и Шишкуларе. В этом году Н. Н. Трейго брала в аренду Шишкуларские озера, где в начале сезона обустроила территорию. Установила контейнеры для сбора мусора, места для костровищ, столы, скамейки, соорудила туалет, баню и навесы. (Реплика главного лесничего Т. Л. Шипилиной – Трейго пришла на готовое, территория уже была балгоустроена лесхозом). На так называемом школьном острове второй год действует спортивно-оздоровительный комплекс «Михайлово». Чтобы он полностью соответствовал своему спортивно-оздоровительному направлению, стадион необходимо оборудовать хорошим кортом для игры в теннис, бадминтон, волейбольной и футбольной площадками. Организовать прокат спортивного инвентаря. Еще одна турбаза – «Нина» рассчитана на 30 мест. Хозяйка базы оборудовала бассейн. Она оказала помощь поселению в благоустройстве родника, сделала полный анализ воды. В октябре о. Павел освятил родник. На месте, где планируется часовня, установлен крест. О взаимодействии администрации поселения с субъектами турбизнеса. На данном этапе взаимодействие получается односторонним: турбизнес помогает нам строить дороги, линии электропередач, в замене трансформатора, мостовых переходов, углублении русла рек, укреплении берегов, помощь в проведении мероприятий. Что может сделать администрация поселения? Наша основная задача – не мешать развиваться туризму на территории поселения, не чинить бюрократические препоны в решении возникающих вопросов. В поисках своего «лица» Михаилу Анатольевичу Еграшеву есть, что сказать начинающим коллегам. Не потому что он самый «продвинутый», а потому что уже есть опыт продвижения турпродукта. И к его мнению стоит прислушаться. В 2007 году в начале своего пути мы находились в поиске «лица», имиджа. Основополагающим моментом, на мой взгляд, для любого начинающего бизнеса, для его успешного роста и процветания является своя «изюминка». Это может быть местная достопримечательность или наличие ряда благоприятствующих факторов. С учетом географического расположения комплекса - относительно Новосибирска, Горно-Алтайска, Кош-Агача и Усть-Коксы, наличие сельского стадиона, в перспективе - горнолыжного комплекса и ряда других факторов было определено направление - как спортивно - оздоровительное. Разработали генплан и архитектурные решения. На мой взгляд, это очень важная составляющая в реализации проекта - насколько грамотно относительно местности будут расположены объекты, будет ли свой стиль, не допустить перенасыщенности застройкой и ряд других моментов - все это напрямую влияет на успешность бизнеса. На сегодняшний день запущена первая очередь комплекса: проживание на 30 мест, из них 16 благоустроенных, 14 полублагоустроенных, кафе сезонного типа на 30 мест, баня на 6 человек, массажная с фитобочкой. В зиму принимаем 14 человек. Из своего опыта я бы хотел, поделится следующим: Любой бизнес начинается с рекламы. В апреле месяце текущего года мы участвовали в ежегодной ярмарке туриндустрии в Новосибирске. Что это дает? Это общение с коллегами из других регионов и стран (Турсиб в уходящем году был представлен практически всеми регионами России, СНГ, Европа - Швейцария, Чехия, Италия Турция и др. страны). Изучение спроса и предложения в целом на туристическом рынке, ценовой политики предоставляемых услуг, требований и пожеланий туроператоров и потенциальных клиентов, замечаний в работе по нашему региону. Плюс позиционирование на рынке предоставляемых услуг, раскрутка брэнда, заключение договоров на поставку туристов. Посредством участия в ярмарке мы подписали несколько договоров на поставку, разместили свою рекламу в печатных изданиях Алтайского края, Новосибирской области, на общеизвестных сайтах рекламных агентств, что дало определенный эффект по наполняемости комплекса. У нас работает свой сайт, электронная почта, факс. Разработали буклеты и визитки с фирменным логотипом, установили четыре рекламных щита. Способы заполнения комплекса, турбазы Здесь нового ничего нет: это либо поставка через туроператора, либо по самостоятельной рекламе. Основными требованиями и пожеланиями туроператоров является следующие: - постоянная связь и четкая работа по бронированию, приему , заселению поставляемых к нам отдыхающих; - наличие организованных дополнительных услуг - какие-то занятия, прогулки, экскурсии, рыбалка и т.д.; - вознаграждение за поставку отдыхающих, туристов. Под постоянной связью и четкой работой понимается следующее: наличие, как правило, сотовой и электронной связи и закрепленного сотрудника за данным участком работы, который в режиме реального времени будет оперативно осуществлять загрузку комплекса, базы, информировать о системе скидок, свободных местах, работать с бронью и т.д. В отношении допуслуг следует сказать: лучше продаются и заполняются те базы, которые могут на сегодняшний день наряду с проживанием обеспечить досуг отдыхающего. Мы в это лето предоставляли пешие прогулки по окрестностям Камлака, договаривались на счет сплава на Катуни, по средством наших предпринимателей организовывали рыбалку и автоэкскурсии, фитнес-туры выходного дня, установили теннисный стол, выдавали два велосипеда, бадминтон, волейбольные и футбольные мячи, а также три мангала для приготовления мяса. Вознагражденье за поставку отдыхающих, туристов составляет от 10 до 20 процентов. Этот процент естественно оговаривается индивидуально с каждым туроператором в зависимости от раскрученности базы, месторасположения, доступности базы, системности поставок, количество мест проживания и др. факторов. О работе по рекламе. Для человека, находящегося в Москве или Томске, практически ничего не известно о Горном Алтае, а тем более о базе в Шебалинском районе. Поэтому и необходимо иметь свой сайт, размещать рекламу в печатных и электронных СМИ, а уже непосредственно на Алтае должны стоять указательные знаки. Из своего опыта могу сказать, что надо пользоваться всеми способами для обеспечения полной загрузки в течение всего сезона, несмотря на то, что придется отдать часть своего дохода туроператору. Для продвижения района как бренда совместно с муниципальным учреждением «Шебалино-тур» мы приглашали порядка 15 ведущих агентств Сибирского федерального округа. Кроме того на базе «Михайлово» провели несколько больших мероприятий, в том числе съезд социальных работников с участием гостей зарубежных стран, из-за пределов округа, Работа в данном направлении продолжится в новом сезоне. Организация работы непосредственно на базе, комплексе начинается с мелочей: чистота территории, наличие мусорных ящиков, убранность номеров, дружелюбное отношение персонала, начиная с администратора заканчивая горничной. Своевременность выполнения оплаченных или заказанных услуг. Чтобы соответствовать вышеперечисленному, нужны квалифицированные кадры, понимающие специфику данной отрасли, умеющие работать с людьми, сглаживать недочеты в работе, нестандартные ситуации или запросы клиента. Здесь открывается, на мой взгляд, большая проблема. Это отсутствие кадров, подготовленных специалистов. Приходилось приглашать учащихся ПУ-28 на практику. Проблемы, трудности в работе: - кадры;- - неразвитая сфера услуг: мы не сумели на должном уровне обеспечить фитнестуры, экскурсии, конные маршруты и т.д; - перебои с электроэнергией; - местное население не готово в полной мере к развитию туризма в районе; -не организован выпас скота, который мешает туристам. Что нужно сделать? Готовить местные кадры. Через СМИ постоянно вести разъяснительную работу о необходимости и важности развития туризма. Очень большим и серьезным шагом может стать решение проблемы расширения сферы услуг по новым маршрутам и экскурсиям. Дальнейшее оборудование стадиона. Михаил Анатольевич, что называется, разложил все по полчкам: с чего начинать и над чем работать в последующем. В этом смысле он выразил мнение всех, кто причастен к зарождающемуся в районе турбизнесу. В ходе работы «круглого стола» разработан проект решения, который позволит решить некоторые из озвученных проблем еще до начала нового турсезона.
Категория: Все новости |
Просмотров: 1514 |
Добавил: Людмила
| Рейтинг: 0.0/0 |
зараждайте турбизнес, через два года, он весь будет в руках у Москалей (вы сами им свой бизнес продадите независимо по доброй воли или нет, ну много у них денег, а вкладывать их нада!!!), ещё через год вы не сможете подойти к реке там где вы всю свою жизнь рыбачили , отдыхали ...и вы станете прислугой, рабами для них. Конечно вы будете получать чуть больше чем сейчас, но стоит ли это за лишения привычных мест существования. Примеров полно.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]