18 ноября состоялась очередная, двадцать первая, сессия районного Совета депутатов, которая впервые за последние полгода проходила в конструктивном режиме без особых дебатов и споров. Депутаты одобрили повестку дня, по просьбе председателя Совета включили два дополнительных вопроса и перешли непосредственно к их рассмотрению. Старейший депутат райсовета Г. В. Беспалова сделала информацию от имени мандатной комиссии о результатах проверки полномочий депутата Совета депутатов района второго созыва, избранного на дополнительных выборах 10 октября 2010 года по избирательному округу № 17. Мандатная комиссия признала, что выборы состоялись и проходили в соответствии с Законом Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» и предложила сессии признать полномочия депутата Михаила Николаевича Иванова. Сообщение комиссии принято к сведению. Полномочия депутата М. Н. Иванова признаны. Наталья Александровна поздравила Михаила Николаевича с избранием и пожелала ему плодотворной работы в составе депутатского корпуса. Вторым вопросом депутаты рассмотрели заявление вновь избранного коллеги об его включении в состав постоянной комиссии по медицине, культуре, образованию и общественным объединениям. С докладом о плане социально-экономического развития МО «Шебалинский район» на 2011 год выступил на сессии заместитель главы районной администрации по вопросам экономики и финансов Э. Б. Сарбашев. Он остановился на ключевых вопросах данного документа, акцентировал внимание депутатов на приоритетных направлениях социально-экономического развития района. Предложенный депутатам материал по данному вопросу представляет собой достаточно объемный документ. Нет смысла приводить его полностью. Предлагаем вашему вниманию обзорную информацию Эрчима Борисовича. Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 5-6% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8%. В связи, с чем в районе прогнозируется рост производства товаров на 3%, продукции сельского хозяйства на 4%. Розничный товарооборот возрастет на 5%, Объем платных услуг на- 4%. Ожидается снижение численности зарегистрированных безработных на 5%. Прогнозируется рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на 2%. По мере реализации проведенных мероприятий запланированных в социальной сфере, обеспеченность детей в возрасте 3-7 лет, местами в дошкольных образовательных учреждениях, должна достичь уровня 89% от общей численности детей в данном возрасте. Уровень 2009 года составляет 62%. Жилищный фонд должен возрасти на 1%, среднюю обеспеченность населения жильем прогнозируется довести до 10 кв. метров. За счет естественного прироста численность постоянного населения увеличится на 2%. При благоприятной реализации всех намеченных мероприятий расходы бюджета на органы местного самоуправления снизится на 2%. Задачи, поставленные комплексной программой, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, что будет способствовать созданию условий роста сельского хозяйства, субъектов малого и среднего бизнеса, привлечения частных инвестиций в процесс модернизации. Политика администрации на 2011-2013 годы будет направлена с одной стороны на восстановление стабильного функционирования экономики и решение важнейших социальных задач, а с другой - на формирование инновационной экономики. Основными целями плана на 2011 год являются: - развитие перерабатывающей отрасли; - развитие сферы услуг во всех направлениях; - развитие туризма; - повышение качества человеческого капитала ; - повышение доступности и качества муниципальных услуг; Для развития экономики планируется осуществлять муниципальную поддержку проектов, стимулирующих создание условий роста реального сектора экономики. Планом социально-экономического развития на 2011 год в силу сложившихся экономических и социальных аспектов в Шебалинском районе приоритетным направлением признано развитие агропромышленного комплекса. На развитие данной отрасли направлено 69 процентов финансовых средств от общей суммы, направленных на программные мероприятия. В этом направлении одной из основных точек экономического роста обозначено развитие перерабатывающей отрасли. Это - строительство мини-завода и организация переработки мяса, молока в с. Шебалино. Организация по производству мясных полуфабрикатов в с. Дьектиек. На реализацию данного проекта будет вложено 48 миллионов рублей, из них республиканских - 16 млн. руб, средств инвесторов - 32 млн. рублей. Для стимулирования роста поголовья, обеспечения сырьевой базы предусмотрено субсидирование деятельности сельхозтоваропроизводителей на увеличение поголовья скота. Эти серьезные вложения повлекут за собой не только создание рабочих мест и пополнения бюджета района, но и повышение доходов населения. На развитие предпринимательской деятельности направлено 10 миллионов рублей или 3% от суммы всех уровней бюджетного обеспечения программных мероприятий. В этом направлении предусмотрено стимулирование развития субъектов малого бизнеса. Такие мероприятия, как кредитование субъектов через фонд по поддержке малого бизнеса, грантовая поддержка, возмещения части расходов, субсидирование деятельности, бюджетная гарантия и гарантия фонда при получении кредитов в банках. Задачей администрации района является не только поддержка развития сельского хозяйства и реального сектора экономики, но и развитие инфраструктуры в районе. Это развитие дорожного хозяйства, энергетики, связи, транспортного комплекса, ЖКХ, жилищного строительства. На развитие инфраструктуры планом предусмотрено 43 % финансовых средств или 167 млн. рублей. В том числе на развитие дорожного хозяйства - 35 млн. рублей - 9%, на развитие ЖКХ - 40 млн. рублей - 10%, на развитие жилищного строительства - 92 млн. рублей - 24% от общей суммы финансового обеспечения всех уровней бюджета. Основные направления развития в данных отраслях - ремонт и содержание дорог, реализация программы «Энергосбережение», подготовка ПИР-ов и строительство водопроводов в с. Барагаш, Беш-Озек, Топучая, Мариинск, Малая-Черга, а также реализация программ «Социальное развитие села», «Капитальный ремонт многоквартирных домов», «Переселение из аварийного жилого фонда». Сохраняется особое значение ассигнований на социальные цели: планом на развитие социальной сферы направлено 31% финансового обеспечения. В этом направлении приоритетом политики администрации, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Предусмотрено на развитие физкультуры и спорта - 1,6 млн. рублей, на молодежную политику - 2,6 млн. рублей, на развитие культуры и искусства- 1 млн. руб. Предусмотрено строительство зданий ФАП –ов в с. Верх-Апшуяхта, Актел, Шаргайта. Важнейшим приоритетом является поддержка образования как основы инновационной экономики. Политика в данной сфере будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования. Объемы финансирования образования позволят, обеспечит переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики; решение проблем, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений на всех уровнях; разработку стимулов для привлечения частного сектора в отрасль и увязку программ подготовки специалистов с современными требованиями рынка. На развитие системы образования будет направлено 74 млн. рублей, из них на строительство Беш-Озекской школы 69 млн. рублей. Общий объем финансовых средств на поддержку культуры планируется поддерживать на уровне 2009 - 2010 годов. Это позволит обеспечить проведение мероприятий по сохранности и доступности объектов культурного наследия района; по развитию библиотек и музеев. Важнейшей задачей администрации в области социального обеспечения является создание условий для выполнения социальных обязательств с одновременным повышением адресной предоставления социальной помощи. В 2011 году предусмотрено на эти цели 3350 тысяч рублей, из них на капитальный ремонт здания Центра семьи и детей 3 миллиона за счет средств республиканского бюджета, 350 тысяч рублей на оказание материальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию за счет средств района. В 2011 году, будет продолжена работа по снижению напряженности на рынке труда. На реализацию мероприятий планируется направить 6 миллионов рублей. Реализация политики содействия занятости населения будет осуществляться в рамках действующего законодательства за счет федерального бюджета. Реализация целевых программ будет осуществляться исходя из приоритетов экономического развития и с учетом бюджетных ограничений. В 2011 году планируется реализация 10 действующих целевых программ. Объем финансирования на эти цели увеличится на 15% к текущему году. Экономика района пока менее эффективна и требует реализации структурных мер. Модернизация экономики, повышение производительности, в первую очередь будут опираться на частные инвестиции. Главная задача администрации - создавать для этого необходимые условия. План не вызвал особых прений отчасти потому, что предварительно обсуждался на депутатских комиссиях. А также потому, что он, как и проект бюджета района, рассмотренный следующим вопросом, претерпит изменения и дополнения по конкретным объектам и направлениям с учетом реальных финансовых возможностей района уже в ближайшее время. Депутаты большинством голосов утвердили данные документы. Основные параметры районного бюджета, принятого в первом чтении таковы: общий объем прогнозируемых доходов на 2011 год - 277426.3 тысячи рублей, на 2012 год – 280671.3 тысячи и на 2013 год – 319010.4 тысячи. Расходы бюджета муниципального образования «Шебалинский район» на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов предусмотрены соответственно в объёме 278743,3 тыс. рублей, 280942,7 тыс. рублей, 282001,2 тыс. рублей. Основные приоритеты расходов бюджета на 2011-2013 годы, которые ставились на 2010-2012 годы, сохраняют свою актуальность и в плановом периоде. К их числу относятся: - выполнение принятых расходных обязательств (обязательных платежей по заработной плате, коммунальным услугам, выплате электроэнергии, при обретение угля и дров и пр.); - повышение качества муниципальных услуг (прежде всего путём продолжения применения методов бюджетного планирования, ориентированного на результат, применение программно-ориентированного метода планирования расходов; - реализация мер, запланированных планом социально-экономического развития МО «Шебалинский район» на 2011 год. Добавлю, что завтра в большом зале районной администрации состоятся публичные слушания по проекту бюджета. В них могут принять участие все желающие. Информацию об установлении родительской платы за содержание детей, проживающих в интернате, предоставила вниманию сессии заместитель начальника отдела образования по экономическим вопросам И. В. Чернова. Плата по Шебалинскому интернату составляет 934 рубля, по Чергинскому – 980, по Ильинскому – 957 рублей. Стоимость проживания одного ребенка составляет 20 процентов от фактических расходов. Депутат Г. В. Беспалова предложила утвердить усредненную сумму, чтобы не было вопросов у родителей. По данному вопросу выступил депутат Республики Алтай Ю. С. Земиров, который отметил, что родительская плата составляет лишь 20 процентов от фактических расходов на содержание детей, остальные 80 процентов доплачиваются из местного бюджета. Со временем может оказаться так, что родителям придется оплачивать полную стоимость проживания ребенка. Чтобы они не оказались перед неожиданным фактом, как случилось с оплатой коммунальных услуг, нужно уже сегодня постепенно повышать уровень родительской платы, - сказал Юрий Семенович. Депутат Г. А. Тыдыков указал, что цена вопроса от силы 50 рублей, поэтому нет смысла дискутировать по данному поводу. Депутаты утвердили предложенные отделом образования расчеты по родительской плате за интернат. Все остальные вопросы повестки сессии касаются работы депутатского корпуса. Это Регламент, Положение о Совете депутатов, Положение о правилах депутатской этики, Положение о постоянной комиссии по депутатской этике, создание комиссии по депутатской этике, Положение о депутатских объединениях. Все предложенные проекты решений утверждены. Дополнительными вопросами сессия рассмотрела представление о руководителе фракции «Единая Россия» в Совете депутатов. Им предложена кандидатура П. П. Мендешева. Данная информация принята к сведению, также как заявления трех депутатов о вступлении в указанную фракцию. На этом 21-ая сессия районного Совета депутатов завершила свою работу. Н. Петухова