Как сообщалось ранее, 15 декабря состоялась очередная сессия районного Совета депутатов. Она не принесла сюрпризов, прошла в конструктивной, деловой атмосфере – все заявления, предложения, замечания высказывались депутатами по существу обсуждаемых вопросов. При утверждении повестки сессии по предложению председателя Н. А. Никитенко исключены из нее два вопроса. Для того, чтобы внести изменения и дополнения в устав МО «Шебалинский район» - не хватило кворума: из 21 депутата в работе прошедшей сессии приняли участие 13 – должно быть не менее двух третей от депкорпуса, т. е. не меньше 14 депутатов. Девятым вопросом должен был состояться отчет депутата С. Синкина – болезнь помешала депутату рассказать о работе в округе. Большинство отсутствующих имело на то уважительные причины: кто-то оказался на больничном, кто-то – в командировке. По неизвестным причинам отсутствовали только Н. Коружекова и В. Тадин. Первой заслушана информация начальника отдела образования П. И. Владимирова о состоянии и перспективах развития дошкольного образования в районе. В ней представлен подробный анализ состояния дел с дошкольным образованием. Отмечены как положительные моменты: такие, как расширение сети детсадов, оснащение необходимым оборудованием, так и проблемы, вызванные объективными факторами: часто меняющимися нормами санитарных требований, образовательных стандартов, низкой оплатой труда воспитателей и как следствие – нехваткой квалифицированных кадров и так далее. Из уст начальника отдела образования прозвучала и такая цифра: охват детей дошкольным образованием составляет 45 процентов. И над решением этой одной из самых актуальных социальных проблем администрация МО «Шебалинский район» работает на протяжении последних лет. Принимаются меры по увеличению сети детсадов. Проблема общедоступности дошкольного образования сегодня решается как за счет расширения существующих детских садов, так и за счет реконструкции и капитального ремонта не используемых по назначению зданий. Благодаря этому только в текущем году создано 85 дополнительных мест в детских садах. Поскольку вопрос обеспечения детей дошкольным образованием интересует в одинаковой степени и педагогов, и родителей, и бабушек с дедушками, есть смысл довести информацию начальника отдела образования до сведения всех наших читателей, что мы и сделаем в одном из следующих номеров. А сейчас перейдем непосредственно к обсуждению вопроса депутатами районного Совета. Первым выступил депутат Г. Тыдыков, который заметил, что в докладе не отражено состояние детского сада «Зоренька» в Мыюте. В игровой комнате детсада нет вторых рам, окно затягивается целлофановой пленкой, что совершенно неприемлемо. Будет ли детсад капитально отремонтирован, - поинтересовался депутат. Предложил вместо строительства школы в Камлаке решить вопрос с детсадом Мыюты. Ответ начальника отдела образования П. И. Владимирова: -По существующим требованиям детский сад должен находиться на расстоянии 50 метров от дороги. Мыютинский детсад расположен у самой дороги. Кроме того, здание старое, один из его углов опустился, поэтому вторые рамы для каждого окна нужно изготавливать индивидуально с учетом перекосов окна. При этом не исключается возможность, что на каждый новый сезон потребуются новые рамы. Можно вбухать миллионы и провести капитальный ремонт здания, а через полгода или год по требованию надзирающих органов придется переводить детский сад в другое помещение. Какой резон тогда ремонтировать? Нужно строить новый детсад или же искать другое помещение. Заместитель главы районной администрации по социальным вопросам А. Е. Телесов напомнил депутату Тыдыкову, о том, что они встречались по этому поводу, условились, встретиться с директором ООО «Семинский» В. М. Мещеряковы, переговорить на счет выкупа здания конторы Мыютинской фермы. Глава Шебалинского сельского поселения А. Я. Батурин сказал, что под детский сад готов передать здание сельской администрации, где в данный момент размещается почта. Его можно расширить и реконструировать. Контролирующие органы за год выписывают на каждый из имеющихся детских садов до пяти-шести предписаний, состоящих из нескольких пунктов. Расширение проемов дверей, обустройство запасных выходов, расширение имеющихся площадей – вот далеко неполный перечень всех их требований. К примеру, для того, чтобы удовлетворить претензии по площадям, нужно сократить число детей, посещающих детские сады, где кровати в спальных комнатах стоят на расстоянии вытянутой руки. И таковых наберется 140 малышей. Кто от этого выиграет? Почему родительская плата за посещение детей «Искорки» - не дифференцирована: одинакова для содержания детей в старом, неблагоустроенном здании и в новом со всеми удобствами? Ответ на этот вопрос П. И. Владимирова был лаконичен: -Плата установлена в соответствии с прошлогодними нормативами – затраты текущего года в нее не включены. Депутат У. У. Манинов поинтересовался, отвечают ли вновь вводимые детсады требованиям санитарных норм и пожарной безопасности? -Новые требования СанПина вступили в силу с 1 октября текущего года. Поэтому все ремонтно-строительные работы на детских садах корректировались с учетом этих требований, - ответил начальник отдела образования. Депутат РА А. Д. Ялбакова заметила, что дети, посещающие детские сады, каждый год проходят медосмотр. Тем не менее, нужно вводить ставку медработника во всех дошкольных учреждениях. Многие малыши попадают в больницу с заболеваниями желудочно-кишечного тракта – в большей степени из-за кариеса. В настоящий момент в районной больнице существует проблема с кадрами данного профиля. Начальнику отдела образования П. И. Владимирову нужно решать эти вопросы совместно с главным врачом М. Н. Ивановым. Мнение депутата М. Н. Иванова по данной проблеме такова: -Медсестра в детском саду – не тот человек, который будет отвечать за питание. Если ввести ставку медсестры, придется также вводить и ставку диетсестры. А проблему с кариесом можно решить путем открытия в поликлинике детского статмологического кабинета. По поводу проблем с логопедами, психологами для работы с дошкольниками свое мнение высказала депутат Г. В. Беспалова. Работа логопеда определяет грамотность учащихся, а психолог дает жизненные ориентиры и эти специалисты должны работать с детьми каждый день, а не эпизодически, отметила Галина Васильевна. Она считает, что нужно пересмотреть фонды оплаты труда и в школах вновь ввести ставку логопеда с обслуживанием детей из детсадов, так как у многих детей наблюдаются дефекты речи. С. А. Могулчина предложила свой вариант решения: организовать выездную психологическую и логопедическую службу. Какие последствия будут, если не обеспечить школы и детсады логопедами, психологами? - поинтересовался депутат У. У. Манинов. Ученики наших школ не будут отвечать новым образовательным стандартам, - ответил П. И. Владимиров. Одна существенная деталь, по нормативам на одного логопеда должно приходиться не менее 300 детей, на одного психолога – не менее 500. Если к решению вопроса походить по этому принципу, то все малокомплектные школы в районе придется закрыть, оставить 3-4 общеобразовательные учреждения. Тогда будут позволительны ставки логопедов и психологов. То есть с одной стороны Министерство образования России вводит новые образовательные стандарты, а Минфин того же уровня заинтересован в оптимизации расходов путем нормирования и лимитирования ставок. Получается некий конфликтный момент, который не поддается ни разумному объяснению, ни разрешению, по крайней мере, на районном уровне. Видимо поэтому депутаты не стали особо вникать в суть законодательных противоречий, породивших несоответствие норм и образовательных стандартов, ограничились принятием решения. Г. Тыдыков предложил дополнить его пунктом по изучению вопроса о переносе детского сада «Зоренька» в с. Мыюта в другое помещение. Резолютивная часть данного решения выглядит следующим образом: 1.Информацию начальника отдела образования П. И. Владимирова принять к сведению. 2. В течение 2011-2012 годов открыть детский сад в с. Малая-Черга; -отремонтировать свободное помещение в здании детинтерната в с. Черга под детский сад на 20 мест. -приступить к проектированию комплекса детский сад-школа (начальная школа на 80 мест и детский сад на 140 мест) в с. Шебалино. -найти возможность отремонтировать бывшее здание школы в с. Шыргайты под детский сад. Отделу образования района обеспечить максимальный охват детей системой дошкольного образования от 2 до 7 лет. В селах создавать новые виды дошкольных учреждений (групп кратковременного пребывания, организация разнообразных форм детсадов, в том числе и семейных.). 3. Выравнивать стартовые возможности дошкольников при поступлении в школу, охватить детей 5.5 лет подготовкой к обучению в начальных классах на 100 процентов. 4.Учитывать преемственность программ дошкольного и начального образования. 4. Предусмотреть изучение алтайского и иностранного языков во всех детских садах. 5. Решить вопрос о выделении ставок логопеда и психолога. Главному врачу районной больницы М. Н. Иванову: 1.Обеспечить стопроцентный охват детей дошкольного возраста медосмотром. По его результатам разработать методические рекомендации для родителей и педагогов по выбору оптимальных форм оздоровления. 2. Изучить вопрос о выделении ставок медицинских работников в детских садах. Добавлю, что в принятое решение включен и пункт по детскому саду в Мыюте – пока в плане изучения возможности переноса. Об итогах работы по реализации мероприятий, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, доложил заместитель главы районной администрации А. Е. Телесов. Обеспечение ветеранов войны и вдов ветеранов жильем по президентской программе, их диспансеризация, чествование фронтовиков и тружеников тыла в селах, вечера, встречи в честь юбилея Победы – эти темы нашли свое отражение в выступлении Александра Егоровича. В ходе обсуждения возник только один вопрос – от депутата РА С. Д. Коротенко – по подключению новых домов для ветеранов к электроснабжению. Дан ответ, что все 10 домов, официально принятых в эксплуатацию, электрифицированы, нет проблем с подключением и остальных новостроек, которые будут введены в ближайшее время. Сообщение А. Е. Телесова принято к сведению. Утверждено следующее решение: 1.Информацию принять к сведению. 2.Отделу социального развития администрации МО «Шебалинский район» (Чичканов М.Н.): • продолжить работу по реализации мер социальной защиты инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вдов и тружеников тыла; • продолжить работу по обеспечению жильем ветеранов по мере поступления финансовых средств; • в 2011 году особое внимание уделить ремонту жилья труженикам тыла за счет средств республиканского и районного бюджета выделяемых для данной цели. 3. Главам сельских поселений: • продолжить работу по содержанию памятников и обелисков, находящихся на территории поселений; -ежегодно организовывать праздничные оформления сел; -изучить вопрос об установлении бюстов Героев СССР-земляков на центральной площади с.Шебалино; • организовывать работу по решению насущных проблем ветеранов ВОВ и тружеников тыла (ремонт и благоустройство жилых помещений, обработка огородов, обеспечение продуктами питания, лекарственными средствами и т.д); 4. Отделу образования администрации МО «Шебалинский район» (Владимиров П.И.); • активизировать работу с учащимися школ по закреплению за участниками Великой Отечественной войны, вдовами, тружениками тыла, нуждающимся в помощи; • продолжить проведение уроков мужества с участием ветеранов, тружеников тыла. 5. отделу военного комиссариата РА по Шебалинскому району (Чирва О.И.), ежегодно организовывать горячую линию по оказанию помощи участникам войны, вдовам, труженикам тыла - круглосуточно. 6. МУЗ «Шебалинская ЦРБ» (Иванов М.Н.), ежегодно проводить полную диспансеризацию участников войны, тружеников тыла. 7. МУ «Шебалинский Центр культуры» (Колесник Н. Н.): • ежегодно организовывать большую концертную программу для участников войны и тружеников тыла. 8. Руководителям предприятий и организаций всех форм собственности организовать помощь ветеранам войны и труженикам тыла, проработавшим в данных организациях. 9. Контроль за выполнением данного решения возложить на заместителя главы администрации района А. Е. Телесова. Ключевой вопрос прошедшей сессии районного Совета депутатов – утверждение проекта бюджета района 2011 и плановый период 2012-2013 годов. Сразу отмечу, что данный документ подлежит обязательной публикации, что будет сделано в ближайшее время. И тогда каждый сможет ознакомиться с доходами района и с тем, на какие цели они будут потрачены. Остановлюсь лишь на прениях. Больших споров не возникло. Проект обсуждался на президиуме, каждая комиссия также рассматривала этот вопрос, последние разъяснения по нему начальник финансового отдела А. В. Рыспаева дала на депутатском часе в день сессии. Таким образом, было снято большинство спорных вопросов. И тем не менее. Депутат С. А. Чумуев отметил, что в проект не включены средства на перенос водонапорной башни в Шебалино возле стадиона. Как выяснилось, 13 декабря (за два дня до сессии) поступило ходатайство от главы Шебалинского сельского поселения А. Я. Батурина из нескольких пунктов. Он просит предусмотреть в бюджете района средства в порядке софинансирования на перенос указанной башни, на проведение ветки водопровода на Трактовую улицу с последующим демонтажем старой башни в этом микрорайоне, на ремонт водобашни в районе ПМК, на установку колонок по ул. Партизанской и на ремонт кровли Мыютинского клуба. Как объяснил сам Александр Яковлевич, данное ходатайство подготовлено с подачи некоторых депутатов районного Совета. Сам он встречался с заместителем председателя правительства РА Р. Р. Пальталлером по вопросу финансирования переноса башни, так как периодически возникает вопрос об ее закрытии. По его словам, Минрегион республики готов выделить поселению полтора миллиона рублей. А. В. Рыспаева заметила, что вовремя обсуждения плана социально-экономического развития района на ноябрьской сессии данный вопрос не поднимался. Не поступало предложений и во время публичных слушаний по бюджету и программе, поэтому средства не могут быть выделены. Н. А. Никитенко зачитала второе ходатайство – от директора коммунального хозяйства П. И. Ченчаева – о выделении средств на приобретение дополнительных источников питания для шести котельных. Цена вопроса два миллиона 803 тысячи рублей. Наталья Александровна объяснила, что есть решение суда первой инстанции о том, что котельные принадлежат коммунальному предприятию, соответственно бюджетные средства на приобретение дополнительных источников питания для них не могут быть потрачены. Решение суда обжаловано. И пока Верховный суд республики не вынесет свой вердикт, нецелесообразно принимать какое-то бы ни было решение по этому вопросу. Депутат У. У. Манинов сказал, что на бюджетной комиссии ходатайство главы Шебалинского сельского поселения рассмотрено, решение комиссии - поддержать поселение, а со строительством Камлакской школы повременить. Также Уткул Утуевич заметил, что начальник финансового отдела ссылается на программу социально-экономического развития района, а в проекте бюджета на ее реализацию не предусмотрено ни рубля. Н. А. Никитенко обратила его внимание на то, что Камлакской школы в бюджете нет, а реестр ремонтно-строительных работ еще не утвержден. Пока обозначены только общие цифры. А. В. Рыспаева напомнила, что если будут выделяться средства на перенос водобашни из республиканского бюджета, то обязательно встанет вопрос о софинансировании из бюджетов района и поселения. На сегодняшний день в проекте бюджета республики на 2011 год сумма в полтора миллиона на перенос башни в Шебалино не обозначена. Реестр не расписан. И, скорее всего, более предметно по этому вопросу можно будет говорить на февральской сессии. Депутат Г. В. Беспалова попросила выделить средства в сумме 100 тысяч рублей на подписку для отдела образования. Начальник милиции общественной безопасности райотдела И. В. Домашев указал на то, что в бюджете не предусмотрены средства на профилактику преступности. Председатель райсовета вновь указала на необходимость внесения предложений и пожеланий заранее, чтобы была возможность проработать их. После прений бюджет района был принят во втором чтении. Что еще можно сказать по этому поводу? Живем во времена перемен, в том числе и в финансово-экономической сфере, а влияние мирового кризиса ощущает чуть ли не каждый из нас. Потому рассчитывать на безоблачную жизнь не приходится. Первоочередные расходы районного бюджета – выплата заработной платы, выделение средств на питание детей в детсадах, больницах и школах, обеспечение лекарственными средствами. Коммунальные услуги, ремонтно-строительные работы уходят на второй план, хотя необходимость и в том, и в другом остается. Изменения в текущий бюджет вносятся постоянно. В течение всего периода происходит передвижение средств по мере поступления дополнительных доходов, а также настоятельной необходимости в силу объективных причин. Вот и в этот раз депутаты внесли новые коррективы в главный финансовый документ района. Александра Васильевна сразу предупредила, что не последние. После 20 числа депутатам нужно будет вновь собраться, чтобы узаконить очередные дополнения и изменения в текущий бюджет. Как правило, в конце года все республиканские ведомства, а также Минфин провизорно сводят баланс и часть неосвоенных или вновь полученных из федерального бюджета средств перераспределяет по районам. Так что приток дополнительных денег в район можно только приветствовать. Сессия утвердила структуру районного Совета депутатов, удовлетворила заявление В. Володина о снятии депутатских полномочий в связи с переездом на новое место жительства, а также возложила полномочия муниципальной избирательной комиссии по подготовке и проведению довыборов депутата районного Совета вместо выбывшего Володина на сформированную недавно территориальную избирательную комиссию. А это значит, что в марте будущего года нас ждут новые выборы. В конце работы сессии рассмотрены два депутатских запроса. В. И. Бадиков просил содействия в решении строительства автобусной остановки в с. Улус-Черга. Работа по запросу поручена депутату райсовета и руководителю дорожной службы Д. Н. Рыспаеву, главе Улус-Чергинского сельского поселения Н. Ф. Гуриной, а контроль возложен на комиссию по бюджету и экономике под председательством У. У. Манинова. Депутаты и глава Актельского сельского поселения обратились с просьбой по передаче части земель АЭХ СО РАН в муниципальную собственность. Обращение свое они аргументировали тем, что хозяйство рассчитывается не за все земли сельхозназначения, а жители двух сел: Актела и Камая, в большинстве своем безработные, не могут создать КФХ, расширить личное подсобное хозяйство, так как не являются владельцами земельных участков. Аренда земли оформляется только на 11 месяцев, что не дает гарантии на длительное использование. Первый заместитель главы района И. А. Кириллов дал разъяснения. В первую очередь он подчеркнул, что Экспериментальное хозяйство в полном объеме уплачивает земельный налог в бюджеты всех четырех сельских поселений, в том числе и Актельского. По выводу земель из федеральной собственности и передаче от академии наук в муниципальное ведение работа велась в течение последних трех лет. Согласие на вывод 7700 гектаров получено. В бюджете предусматривалось 1.7 миллиона рублей на межевание этих участков. Но… Для того, чтобы зарегистрировать на них право собственности, необходимо отмежевать не только эти 7700 га, но и те, что остаются за хозяйством – т. е. прилегающие земли. Цена вопроса 10 миллионов рублей. Таких средств в бюджете района нет. Так что пока этот вопрос остается открытым.