Воскресенье, 22.12.2024

Шебалинская районная газета "Сельская Новь"

Меню сайта
Разделы новостей
Все новости
Духовная миссия
Если хочешь быть
Малый бизнес
Из редакционной почты
Официальная хроника
За культуру наших сел
Наши интервью
Права человека
Образование
Абитуриенту на заметку
Объявления
Здоровье
Друзья сайта
Наш опрос
Каким интернетом вы пользуетесь?
Всего ответов: 269
Главная » 2012 » Ноябрь » 7 » Водитель по призванию
Водитель по призванию
13:58

Главная мечта с детских лет у героини нашего материала была, на первый взгляд, необычная для женщины – стать водителем. Да не просто водителем-любителем, каких сейчас полно, а профессионалом. Ефросинья Николаевна Мельникова (Черукова) недавно отпраздновала свой профессиональный праздник – День автомобилиста. В течение пятнадцати лет своей жизни она работала водителем грузовиков – возила сельскохозяйственные грузы, хлеб, бензин, промышленные товары и продукты. Наравне с мужчинами выходила в дальние рейсы, и порой на дорогах случались поломки, но, как и всякий профессионал, Ефросинья Николаевна никогда не паниковала. Потому что работу свою любила всем сердцем, и никогда не пожалела, что стала шофером.
Сейчас Ефросинья Николаевна трудится в районной администрации. Она поделилась своими воспоминаниями, рассказала о том, как сложилась ее судьба, почему она выбрала профессию водителя.
- Родилась я в 1959 году в селе Верх-Анос Шебалинского района. Училась там же – в начальной школе до четырех классов. Тогда в этом селе была только начальная школа, а после нее до восьмого класса учились в Аносе. Шофером стать я мечтала с детства. Брат мой был трактористом, я смотрела на него и тоже мечтала сесть за руль. Даже в школе я писала сочинение, что мечтаю быть шофером. Закончила восемь классов, и директор школы, зная о моей мечте, помог мне увезти и сдать документы в Майминское училище. А мои братья, когда узнали, что я решила учиться на шофера, забрали мои документы обратно. Заставили меня заканчивать 9, 10 классы. Пришлось учиться дальше в школе. А после ее окончания пошла работать дояркой в Эликманарский совхоз. Вышла замуж, родила ребенка, а мечту свою все не бросала.
Когда сыну было три года, семейная жизнь не заладилась. В это время я все-таки поехала учиться от совхоза в автошколу. Тогда я была единственной девушкой в мужском коллективе обучающихся. Там был замечательный директор - Дмитрий Ефимович Плетенецкий, человечный, понимающий педагог. Спасибо ему за помощь, добрые советы. Когда я выучилась, Дмитрий Ефимович сказал: приедешь – работа всегда будет. А во время учебы мне посчастливилось съездить в Москву, поработать полтора месяца на заводе «ЗИЛ» - нас отправляли от автошколы. Мы обрабатывали гильзы на специальных станках. 1981 год я встретила в Москве.
По окончании автошколы я имела категории А, В, С. Конечно, в то время еще и опыта не было, и водить, как следует, не умела. Когда после учебы я вернулась в совхоз «Элекмонарский», директор выделил старую списанную машину и сказал: «Вот эту можешь добивать смело!» А когда он сел со мной, проехался немного, то сказал: «Ну, дочка, больше, чем на третьей передаче, ты не езди!» На этом первом моем «Газ-51» я научилась ездить. Первое время приходилось трудно, помучилась хорошо. Думала – не смогу. Но со временем пришло умение управлять грузовиком.
Через некоторое время я поехала в Онгудай. Там я работала и на молоковозе, и на хлебовозке, и на бензовозе, на автолавке. Когда я перешла в колхоз имени Калинина Онгудайского района, там уже села на рейсовые машины. У нас в колхозе было 15 машин, и мы вместе с мужчинами-шоферами ездили в рейс - в Бийск, в Кош-Агач. Нас выезжало по пятнадцать машин. Приезжали домой поздно, разгружались, а домашнюю работу приходилось делать уже ночью. В то время я уже была второй раз замужем, муж оставался дома с сыном. Тогда была молодая, и усталости не чувствовала. Надо – значит надо.
- Случались ли поломки на дороге, в рейсе?
- Конечно, бывало. По мелочам сама неисправности устраняла, а вообще тогда шофера были очень дружелюбные, не то, что сейчас. Поднял руку – они останавливаются. Хоть КАМАЗы, хоть легковые, все помогали, никогда не обижали друг друга. Остановятся, если можно сделать – сделают. Если нет – зацепят, отбуксируют машину до места ремонта. Никогда не спрашивали за это денег.
- А кто в колхозе осуществлял технический уход за машинами?
- В колхозах были слесари, которые хорошо свою работу знали. Сама я тоже могла – при необходимости и колеса поменять. Но мне везло – на плохих машинах я не работала. Когда появились новые «ГАЗики», я на работала на них.
- Как мужчины-водители относились к тому, что наравне с ними работает, ездит в рейсы женщина-шофер?
- Все ко мне относились уважительно. И председатель, и механики, водители. Спасибо им, что приняли, давали советы, помогали во всем. Иногда, правда, ругались, ворчали, потому что я всегда требовала новые запчасти. Приходилось ездить, искать. Зато машина потом работала без сбоев. Приходилось самой и хлеб грузить, и машину разгружать. Но раз надо – и работала наравне с мужчинами.
- А если в пути Вам попадались попутчики, не удивлялись они, что водитель грузовика – женщина?
- Да, удивлялись. Даже был такой случай: ехала с Бийска, машина была загружена лошадьми. Тут меня обгоняет машина, из нее выбегает пассажир, просит меня остановиться. Я думаю – что случилось? А он: «Можно, я с Вами до Маймы доеду? Я ни разу в жизни с женщинами не ездил!» А потом говорит: «Я теперь всем буду говорить, что я с женщиной-профессионалом ездил!» Конечно, тогда женщина за рулем была редкостью, не то, что сейчас.
- А еще, какие запоминающиеся случаи были с Вами на дороге?
- Однажды увидела на дороге разбитую машину, в ней был парень, он сильно пострадал в аварии. Тогда не было мобильных телефонов, «Скорую» не вызвать. Доставила его в Онгудайскую больницу. Парня спасли, когда он выздоровел, очень благодарил, что помогла ему.
- Были когда-нибудь аварии, опасные ситуации на дороге для Вас?
- Было, конечно. Однажды зимой, ночью везла хлеб. Встречный КАМаз ослепил, машину мою занесло, навалилась на бок. Но мужчины подоспели на помощь, сразу дружно поставили машину на колеса, никаких серьезных повреждений не было.
- Не появился «страх руля» после этого?
- Испугаться-то я не успела. И страха не появилось. А вот когда ездила по старому «Чикету», там было страшно поначалу. Когда работала в райпо на хлебовозке, у нас были две смены: одни работают в селе, другие ездят в сторону Ини. Когда моя смена подошла, нужно было ехать через перевал, мужики говорят: «Ты не сможешь». А я говорю: «Давайте сделаем так: вот я не смогу сегодня проехать, я ездить не буду». Села и поехала. Было сильно страшно. Дорога была значительно уже, круче подъем. Сейчас даже подумаю – как я тогда ехала, и то страшно. Но я справилась. А по приезду подумала: все, это в первый и последний раз. Но нет, потом отправилась через перевал и второй раз, и третий. Так и научилась ездить по этой дороге, полной опасностей.
- Ефросинья Николаевна, как Вы относитесь к тому, что сейчас женщин-водителей очень много, и зачастую мужчины относятся к ним несколько пренебрежительно?
- Сейчас учат на водителей совсем мало – по месяцу-два. А этого совсем недостаточно. В прошлое время, например, я училась каждый день полгода. Я думаю, за месяц с нуля невозможно научиться ездить хорошо. Тем более, Правила обновляются, и их нужно тоже хорошо знать и уметь применить на практике. Естественно, водитель после кратковременного обучения легко растеряется на дороге. А вообще, я считаю, что женщины ездят нисколько не хуже мужчин. Главное – желание научиться ездить хорошо. На дороге нужна хорошая реакция, внимательность, взаимоуважение. Будешь аккуратна, осторожна, будет желание ездить - со временем придет опыт, умение.
- А Вы Правила дорожного движения нарушали?
- Ну, конечно, не без этого. Бывало, и права забирали. Случилось, не заметила знак когда-то в Кош-Агаче. Думала, там село небольшое, и расслабилась. Но оказалось, не так. Впоследствии старалась быть внимательной.
- Где Вы закончили свою профессиональную водительскую деятельность? Не утратили сейчас навык вождения?
- В селе Анос я работала в больнице шофером на «Ниве». А умение водить теперь у меня «в крови». Теперь профессионально шофером не работаю, просто катаюсь иногда.
- Что бы Вы пожелали водителям в честь прошедшего праздника – Дня автомобилиста?
- Желаю водителям, чтобы у них все было хорошо на дороге, не было препятствий, а главное, чтобы было крепкое здоровье.
- Трудно ли быть шофером?
- Мне кажется, все работы одинаковы. В каждой есть своя сложность. А если любишь свою работу – то о трудностях и не думаешь.
- Спасибо, Ефросинья Николаевна, за интересный рассказ. А мы посвящаем Вам это стихотворение:
У многих убежденье есть, бесспорно,
Что быть шофёром может лишь мужчина,
Что женщина-шофёр всегда виновна
И за рулём она - всех бед причина!
А с Ефросиньей все совсем иначе:
Вы созданы водить автомобиль!
Успев решить все женские задачи,
Проехали уже Вы сотни миль!
Не слушая пустые рассуждения,
Вы успевали завтраки варить,
Выращивать цветы, солить соленья,
А между этим грузовик водить…
И в рейс далекий наравне с мужчинами
Вы, женщина, не хуже них сумели,
И знали все поломки и причины
И устранять их вовремя умели.
Теперь, коль всё же, порулить охота,
пусть гололёд не смеет вам мешать!
Благодарим за смелую работу!
С почтеньем будем Вам рукоплескать!
Л. Тимохина
На снимке: Е. Н. Мельникова
Категория: Все новости | Просмотров: 1852 | Добавил: Людмила | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Copyright "Сельская Новь" © 2024
карта сайта