Главная мечта с детских лет у героини нашего материала была, на первый взгляд, необычная для женщины – стать водителем. Да не просто водителем-любителем, каких сейчас полно, а профессионалом. Ефросинья Николаевна Мельникова (Черукова) недавно отпраздновала свой профессиональный праздник – День автомобилиста. В течение пятнадцати лет своей жизни она работала водителем грузовиков – возила сельскохозяйственные грузы, хлеб, бензин, промышленные товары и продукты. Наравне с мужчинами выходила в дальние рейсы, и порой на дорогах случались поломки, но, как и всякий профессионал, Ефросинья Николаевна никогда не паниковала. Потому что работу свою любила всем сердцем, и никогда не пожалела, что стала шофером. Сейчас Ефросинья Николаевна трудится в районной администрации. Она поделилась своими воспоминаниями, рассказала о том, как сложилась ее судьба, почему она выбрала профессию водителя. - Родилась я в 1959 году в селе Верх-Анос Шебалинского района. Училась там же – в начальной школе до четырех классов. Тогда в этом селе была только начальная школа, а после нее до восьмого класса учились в Аносе. Шофером стать я мечтала с детства. Брат мой был трактористом, я смотрела на него и тоже мечтала сесть за руль. Даже в школе я писала сочинение, что мечтаю быть шофером. Закончила восемь классов, и директор школы, зная о моей мечте, помог мне увезти и сдать документы в Майминское училище. А мои братья, когда узнали, что я решила учиться на шофера, забрали мои документы обратно. Заставили меня заканчивать 9, 10 классы. Пришлось учиться дальше в школе. А после ее окончания пошла работать дояркой в Эликманарский совхоз. Вышла замуж, родила ребенка, а мечту свою все не бросала. Когда сыну было три года, семейная жизнь не заладилась. В это время я все-таки поехала учиться от совхоза в автошколу. Тогда я была единственной девушкой в мужском коллективе обучающихся. Там был замечательный директор - Дмитрий Ефимович Плетенецкий, человечный, понимающий педагог. Спасибо ему за помощь, добрые советы. Когда я выучилась, Дмитрий Ефимович сказал: приедешь – работа всегда будет. А во время учебы мне посчастливилось съездить в Москву, поработать полтора месяца на заводе «ЗИЛ» - нас отправляли от автошколы. Мы обрабатывали гильзы на специальных станках. 1981 год я встретила в Москве. По окончании автошколы я имела категории А, В, С. Конечно, в то время еще и опыта не было, и водить, как следует, не умела. Когда после учебы я вернулась в совхоз «Элекмонарский», директор выделил старую списанную машину и сказал: «Вот эту можешь добивать смело!» А когда он сел со мной, проехался немного, то сказал: «Ну, дочка, больше, чем на третьей передаче, ты не езди!» На этом первом моем «Газ-51» я научилась ездить. Первое время приходилось трудно, помучилась хорошо. Думала – не смогу. Но со временем пришло умение управлять грузовиком. Через некоторое время я поехала в Онгудай. Там я работала и на молоковозе, и на хлебовозке, и на бензовозе, на автолавке. Когда я перешла в колхоз имени Калинина Онгудайского района, там уже села на рейсовые машины. У нас в колхозе было 15 машин, и мы вместе с мужчинами-шоферами ездили в рейс - в Бийск, в Кош-Агач. Нас выезжало по пятнадцать машин. Приезжали домой поздно, разгружались, а домашнюю работу приходилось делать уже ночью. В то время я уже была второй раз замужем, муж оставался дома с сыном. Тогда была молодая, и усталости не чувствовала. Надо – значит надо. - Случались ли поломки на дороге, в рейсе? - Конечно, бывало. По мелочам сама неисправности устраняла, а вообще тогда шофера были очень дружелюбные, не то, что сейчас. Поднял руку – они останавливаются. Хоть КАМАЗы, хоть легковые, все помогали, никогда не обижали друг друга. Остановятся, если можно сделать – сделают. Если нет – зацепят, отбуксируют машину до места ремонта. Никогда не спрашивали за это денег. - А кто в колхозе осуществлял технический уход за машинами? - В колхозах были слесари, которые хорошо свою работу знали. Сама я тоже могла – при необходимости и колеса поменять. Но мне везло – на плохих машинах я не работала. Когда появились новые «ГАЗики», я на работала на них. - Как мужчины-водители относились к тому, что наравне с ними работает, ездит в рейсы женщина-шофер? - Все ко мне относились уважительно. И председатель, и механики, водители. Спасибо им, что приняли, давали советы, помогали во всем. Иногда, правда, ругались, ворчали, потому что я всегда требовала новые запчасти. Приходилось ездить, искать. Зато машина потом работала без сбоев. Приходилось самой и хлеб грузить, и машину разгружать. Но раз надо – и работала наравне с мужчинами. - А если в пути Вам попадались попутчики, не удивлялись они, что водитель грузовика – женщина? - Да, удивлялись. Даже был такой случай: ехала с Бийска, машина была загружена лошадьми. Тут меня обгоняет машина, из нее выбегает пассажир, просит меня остановиться. Я думаю – что случилось? А он: «Можно, я с Вами до Маймы доеду? Я ни разу в жизни с женщинами не ездил!» А потом говорит: «Я теперь всем буду говорить, что я с женщиной-профессионалом ездил!» Конечно, тогда женщина за рулем была редкостью, не то, что сейчас. - А еще, какие запоминающиеся случаи были с Вами на дороге? - Однажды увидела на дороге разбитую машину, в ней был парень, он сильно пострадал в аварии. Тогда не было мобильных телефонов, «Скорую» не вызвать. Доставила его в Онгудайскую больницу. Парня спасли, когда он выздоровел, очень благодарил, что помогла ему. - Были когда-нибудь аварии, опасные ситуации на дороге для Вас? - Было, конечно. Однажды зимой, ночью везла хлеб. Встречный КАМаз ослепил, машину мою занесло, навалилась на бок. Но мужчины подоспели на помощь, сразу дружно поставили машину на колеса, никаких серьезных повреждений не было. - Не появился «страх руля» после этого? - Испугаться-то я не успела. И страха не появилось. А вот когда ездила по старому «Чикету», там было страшно поначалу. Когда работала в райпо на хлебовозке, у нас были две смены: одни работают в селе, другие ездят в сторону Ини. Когда моя смена подошла, нужно было ехать через перевал, мужики говорят: «Ты не сможешь». А я говорю: «Давайте сделаем так: вот я не смогу сегодня проехать, я ездить не буду». Села и поехала. Было сильно страшно. Дорога была значительно уже, круче подъем. Сейчас даже подумаю – как я тогда ехала, и то страшно. Но я справилась. А по приезду подумала: все, это в первый и последний раз. Но нет, потом отправилась через перевал и второй раз, и третий. Так и научилась ездить по этой дороге, полной опасностей. - Ефросинья Николаевна, как Вы относитесь к тому, что сейчас женщин-водителей очень много, и зачастую мужчины относятся к ним несколько пренебрежительно? - Сейчас учат на водителей совсем мало – по месяцу-два. А этого совсем недостаточно. В прошлое время, например, я училась каждый день полгода. Я думаю, за месяц с нуля невозможно научиться ездить хорошо. Тем более, Правила обновляются, и их нужно тоже хорошо знать и уметь применить на практике. Естественно, водитель после кратковременного обучения легко растеряется на дороге. А вообще, я считаю, что женщины ездят нисколько не хуже мужчин. Главное – желание научиться ездить хорошо. На дороге нужна хорошая реакция, внимательность, взаимоуважение. Будешь аккуратна, осторожна, будет желание ездить - со временем придет опыт, умение. - А Вы Правила дорожного движения нарушали? - Ну, конечно, не без этого. Бывало, и права забирали. Случилось, не заметила знак когда-то в Кош-Агаче. Думала, там село небольшое, и расслабилась. Но оказалось, не так. Впоследствии старалась быть внимательной. - Где Вы закончили свою профессиональную водительскую деятельность? Не утратили сейчас навык вождения? - В селе Анос я работала в больнице шофером на «Ниве». А умение водить теперь у меня «в крови». Теперь профессионально шофером не работаю, просто катаюсь иногда. - Что бы Вы пожелали водителям в честь прошедшего праздника – Дня автомобилиста? - Желаю водителям, чтобы у них все было хорошо на дороге, не было препятствий, а главное, чтобы было крепкое здоровье. - Трудно ли быть шофером? - Мне кажется, все работы одинаковы. В каждой есть своя сложность. А если любишь свою работу – то о трудностях и не думаешь. - Спасибо, Ефросинья Николаевна, за интересный рассказ. А мы посвящаем Вам это стихотворение: У многих убежденье есть, бесспорно, Что быть шофёром может лишь мужчина, Что женщина-шофёр всегда виновна И за рулём она - всех бед причина! А с Ефросиньей все совсем иначе: Вы созданы водить автомобиль! Успев решить все женские задачи, Проехали уже Вы сотни миль! Не слушая пустые рассуждения, Вы успевали завтраки варить, Выращивать цветы, солить соленья, А между этим грузовик водить… И в рейс далекий наравне с мужчинами Вы, женщина, не хуже них сумели, И знали все поломки и причины И устранять их вовремя умели. Теперь, коль всё же, порулить охота, пусть гололёд не смеет вам мешать! Благодарим за смелую работу! С почтеньем будем Вам рукоплескать! Л. Тимохина На снимке: Е. Н. Мельникова
Категория: Все новости |
Просмотров: 1852 |
Добавил: Людмила
| Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]