С начала 2000 года поэтапно пошло реформирование системы российского образования. Сейчас очень много дискуссий по поводу обязательности этих реформ. Стали появляться новые требования к учебным программам, зданиям школ и детских садов и многое другое. Та советская школа, в которой учились многие из нас, ушла в прошлое. Учреждение образования стало объектом номер один, который требовал к себе очень пристального внимания. Это, конечно же, правильно. По-другому быть не может, потому что жизнь и безопасность ребенка бесценны. Стали появляться новые контролирующие ведомства, задача которых - выявлять и наказывать виновных. Представители надзорных органов проверяют школы, имея при себе линейки. Догадывались ли наши предки, что двери должны быть не менее 1,2 м., а высота проступи лестницы должна быть не более 22 см, и что категорически запрещено кормить в образовательном учреждении детей мясом, кроме говядины? Конечно же, нет. История зданий учреждений образования в нашем районе начинается с 20-х годов прошлого столетия. Именно на время правления районом Анатолием Бакумовичем пришлись реформы системы образования страны. Начинать всегда сложно. Но именно школы нашего района входили в эксперимент и успешно внедряли их. Реформа образования - это инициатива не региона, а тем более не муниципального образования, поэтому задача районной системы образования - успешно внедрить все изменения и новшества, поставленные правительством страны. Мы справлялись с этой задачей, потому что всегда нас поддерживала администрация района. Отголосками лихих девяностых стало снижение рождаемости, вымирание сел, закрытие малокомплектных школ. Только по нашей республике за последние годы потеряно 65 объектов учреждений образования. В Шебалинском районе сеть учреждений образования не только была сохранена, но и приумножена. Потому что ликвидация школы повлечет за собой постепенное вымирание села. Содержание образовательного учреждения будь то малокомлектного, основного или среднего, всегда требует немалых финансовых затрат. Каждый представитель надзорного органа проверяет соблюдение нормативов своего ведомства. Все нормы надо выполнять, найти финансовые средства на устранение выявленных ими нарушений. Наверно, проще было бы сократить количество школ и детских садов, ссылаясь на отсутствие денег, чего и требуют вышестоящие ведомства, и тем самым избавить себя от многих проблем. Разрушить всегда проще, нежели строить. Это всем известная истина. За время руководства районом А. Б. Соколова были введены в эксплуатацию: -Верх-Чергинская школа, детский сад «Шулмузак» – 2003 г. -Шыргайтинская школа - 2005 г. . . -Улус - Чергинская школа, детсад «Светлячок» - 2011 г -Дополнительное здание детского сада «Искорка» на 40 детей - 2010г. -Детский сад «Алтынсай» с.Шебалино нa 65 детей - 2011г. Проведены капитальный ремонт и реконструкция детского сада «Золотая рыбка» в с.Камлак, что позволило увеличить количество детей, посещающих детский сад с 17-ти до 32-х. Капитально отремонтированы в 2010 году здания Каспинской и Шебалинской начальной школ. В 2010 году возобновлена работа детской юношеской спортивной школы. Сейчас идет капитальный ремонт здания. А с прошлого года начато строительство спортивного зала размером 30х15 кв.м. Все эти работы планируются завершить до конца года. Также будет завершено строительство комплекса «школа-¬детский сад» в селе Беш-Озек. Построен и введен в эксплуатацию спортзал в Мало-Чергинской школе, который, можно сказать, стал сельским. Отремонтирован пищеблок в этой же школе. Построено дополнительное здание для детского сада «Елочка» с. Шебалино. Для спортсменов Шебалино отремонтирован борцовский зал. Не будем перечислять все ремонтные работы, их было проведено много. Наверно, каждый житель на примере своего села, школы, детского сада сделает выводы о проделанной работе. Благодаря введению в эксплуатацию новых объектов, а также реконструкциям, только за последние два года трудоустроено 42 человека, в том числе 17 педагогов, 7 из которых молодые специалисты.150 детей, которые стояли на очереди, получили места в детских садах. Это факты, уже реальность. А сколько усилий, здоровья было потрачено, чтобы получить то, что мы сейчас имеем. Группы кратковременного пребывания для подготовки детей дошкольного возраста к школе у нас в районе начали работать с 2001 года. В республике наш район первым начал эту практику. Сегодня восемь групп при школах посещают 104 ребенка, которые по разным причинам не имеют возможности посещать детский сад. Открытие таких групп кратковременного пребывания в школах президент страны в 2010 году обозначил одной из главных задач реформирования системы образования. В дошкольных учреждениях райцентра дети старших групп изучают алтайский язык, а с 1 сентября текущего года планируется изучение алтайского и английского языков во всех дошкольных учреждениях района. Эта задача была поставлена перед отделом образования Анатолием Бакумовичем. Изучение языков - это большой толчок в развитии ребенка. Его внутренние ресурсы огромны, задача родителей и педагогов, использовать этот потенциал. Не надо сбрасывать со счетов совершенно новый уровень физиологического и психологического развития современных детей. Восстановлена работа детского сада в селе Каспа, который посещают 15 детей. В 2011 году отремонтировано и расширено здание детского сада «Карычак» в с. Верх-Апшуяхта. В нашем районе 21 населенный пункт, в тринадцати из них имеются детские сады, в остальных при школах действуют группы кратковременного пребывания. В итоге общее количество детских садов стало 20. Система образования - ведущая отрасль социальной сферы Шебалинского района. По количеству занятых в ней специалистов и рабочих это 824 человека. Районная образовательная система насчитывает 27 учреждений, которые располагаются в 70 зданиях. В 2009 году, когда школы проходили лицензирование, еще более ужесточились требования пожарных и санитарных надзорных органов. Не без вмешательства главы района, вложения администрацией района финансовых средств на устранение нарушений, удалось успешно пройти процедуру лицензирования и аккредитации. Ежегодно в августе месяце по распоряжению главы района начинается приемка школ к новому учебному году. В состав комиссии входят представители Госпожнадзора и Роспотребнадзора. Нельзя сказать, что все проходит гладко, и представители надзорных органов не имеют причин не принять объекты к новому учебному году. Естественно, выявляются нарушения, отдел образования совместно с администрацией района находят пути решения, составляются краткосрочные, долгосрочные программы развития, изыскиваются финансовые средства, и ежегодно наши школы, детские сады в срок приступают к началу нового учебного года. Только человек, несведущий, не знает объем работ и ответственности, который ложится на плечи тех, кто в ответе за благополучие, жизнь и здоровье наших детей. Под руководством Анатолия Бакумовича и его сплоченной команды отделом образования проблемы решались, система образования развивалась, где-то срабатывала не так как надо, где-то достигала высот, но это жизнь, иначе быть не может. Администрацией района практикуется поддержка студентов, выплачивается районная стипендия. Пусть сумма не столь, может быть, значительная, но, тем не менее, какую-ту поддержку студентам оказывается. Насколько Анатолий Бакумович грамотный человек, знает каждый специалист отдела образования. Готовясь идти к главе на подпись документа или поздравительного текста, специалист отдела образования всегда тщательно готовился, даже с неким волнением, потому что Анатолий Бакумович обязательно спросит о работе: надо знать, на всякий случай, какой температурный режим в той или иной школе, сколько детей сегодня в детских садах, запас дров, угля. Да мало ли что, правильно ли сформулирован текст документа, на месте ли знаки препинания. У нас не было повода расслабиться, переписывая по нескольку раз документы, мы учились у него. Если документ подписывался с первого раза, это был триумф. «Человек должен получить заслуженные слова благодарности и награды, когда он работает, чтобы, выйдя на пенсию, мог пользоваться положенными льготами» - это тоже урок от Анатолия Бакумовича, которого мы стараемся придерживаться. Тот, кто работал под началом Анатолия Бакумовича, никогда не усомнился в его принципиальности, требовательности. Получали замечания, порой даже очень жесткие, но никогда не возникало чувства обиды, потому что понимали, получили заслуженно, за свои промашки. Анатолий Бакумович, родившийся и выросший на Шебалинской земле, сделал для своих земляков и, конечно же, системы образования района, очень многое. И время даст заслуженную оценку его работе на посту главы района. Не сомневаемся, что оценка будет высокой. Кто бы ни занял пост главы района, верим и надеемся, что все запланированное Анатолием Бакумовичем и его командой, будет в районе успешно реализовано. Сохранится стабильность взаимоотношений между людьми, национальностями, вероисповеданиями. Вам, Вашим родным и близким, уважаемый Анатолий Бакумович, мы желаем здоровья, благополучия и успехов во всех начинаниях. Пусть Вас всегда радуют Ваши дети и внуки. Коллектив отдела образования