«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» Н. А. Некрасов Первого сентября 1941 года я пошел в первый класс. Я пришел сам, без мамы, потому что уже более двух месяцев шла война, и моя мама Капитолина Михайловна была на работе. А работала она на шахте по добыче золота. Никакой линейки, никаких речей и цветов не было: просто развели нас по классам, рассадили за парты и начались занятия. Моя первая учительница Анастасия Прокопьевна, уже не молодая женщина 45 лет, закончив обучение в женской гимназии, еще в царское время вела преподавание в школе. Вот эту свою первую учительницу я помню уже 68 лет. Однажды пришла она в класс и мы, дети, по ее виду поняли, что у нее что-то случилось. Мы, дети тех страшных дней и лет войны, рано повзрослели, вернее, много понимали и чувствовали. Анастасия Прокопьевна обвела всех взглядом и тихо произнесла: «Здравствуйте, дети… садитесь». Мы сели, она опустилась на стул, раскрыла журнал и спросила: «Кто сегодня отсутствует?». Поднялась Поля Третьякова, моя однофамилица, ответила: «Нет Гали Хромовой, у них отец погиб, похоронка пришла». Анастасия Прокопьевна вдруг закрыла лицо ладонями и мы испугались, услышав ее рыдания. Тишина в классе стояла звенящая, слышались только рвущиеся из глубины души учительницы рыдания. Было даже чуточку жутковато. Через две-три минуты учительница успокоилась, стерла с лица носовым платочком слезы и дрожащим голосом произнесла: «Простите, дети! У меня погибли оба сына под Черниговом, понимаете, ребята? Оба мои сыночка, Степа и Павлуша, а ему только девятнадцать».. И она опять не могла сдержать себя и слезы заструились по ее щекам. Распахнулась дверь, и в класс вошел директор гимназии Василий Иванович, пожилой, он тоже преподавал до революции математику в гимназии. Он подошел к учительнице, осторожно коснулся ладонью ее плеча, тихо произнес: «Вы, Анастасия Прокопьевна, можете идти домой, отдохните», но она покачала головой: «Ничего, ничего, я сейчас успокоюсь, продолжу урок». Очень трудно было в годы войны! Лозунг был: «Все для фронта, все для Победы!» А это значило – трудом своим в тылу, кормить, одевать и вооружать фронт, то есть защитников Родины для скорой победы. И нам, ученикам, наравне со взрослыми приходилось и голодать и испытывать недостаток одежды и обуви. Приходили в школу в чем только могли, бледные заморыши, падали в обморок у доски от голода. Я понимал, что и наши учителя тоже голодали. Хлеб давали по карточкам, по 200 грамм на иждивенца и 400 грамм на работающего! Учителя всегда старались выглядеть опрятными, приходили в класс хоть и в поношенной одежде, но всегда хорошо отутюженной. Волосы – или короной вокруг головы или в узел на затылке. Я понимал тогда, хотя был школьником и особенно теперь, когда стал стариком, понимаю, что учителям военной поры было очень трудно! Бывало, объясняет нам урок учительница, вдруг замолкнет, прижмет пальцы рук к вискам и так, молча, сжав виски, постоит несколько секунд, а потом ведет занятие. И мы молчали, понимая, что и Анастасия Прокопьевна сегодня в школу пришла голодная, что у нее больное сердце, что у нее всегда на сердце незаживающая рана-боль, которую никогда не избыть. Она ежеминутно вспоминала своих кровиночек – погибших сыновей. И ей было очень трудно! В школе на уроках писали мы на газетах, разрезанных на листы, писали чернилами из свекольного сока или разведенной водой сажи. И ведь, несмотря ни на что, учились, во всяком случае, старались. Поколение моих сверстников, пошедших в школу в первый класс, стали гордостью страны. Это Юрий Гагарин, Герман Титов, Людмила Гурченко, Вахтанг Кикабидзе, Олег Басилашвили, а также многие другие, ставшие замечательными строителями, механизаторами, доярками, агрономами, врачами, летчиками, педагогами, академиками и простыми рабочими. Всех перечисленных мною людей учили наши наставники – учителя! Нам тогда преподавали не только предметы по школьной программе, но и прививали этические нормы. Учили уважать старших, не обижать девочек, не брать того, что тебе не принадлежит, а если что-то совершил, то лучше честно признаться, но не лгать! Наше поколение и я в том числе всегда считали, что учитель – это особый человек. Мы тогда с особым уважением относились к учителям, при встрече на улице, несмотря на погоду, снимали шапку и здоровались. В то время лодырей не было, но все равно существовали такие правила: за систематическую неуспеваемость и нарушение дисциплины наказывали вплоть до исключения из школы! Я склоняю головы перед памятью учителей, которые меня учили в годы войны. Это Елизавета Григорьевна, Ирина Кузьмовна, Юзефа Казимировна Окульская, которая в царское время преподавала в женской гимназии в Киеве. Это были замечательные, высокого профессионализма педагоги. А мне посчастливилось учиться у таких учителей. В настоящее время в школах проводятся различные эксперименты по обучению. От них создаются искусственные трудности, как для педагогов, так и для учащихся. Придумали 12-летнее обучение, а также необдуманное, даже вредное новшество – сдачу экзаменов в форме ЕГЭ. А ведь дети рождаются разными: одни «схватывают» предметы мгновенно и запоминают сразу и на всю жизнь, другие дети слабее в этом отношении, третьим надо долго объяснять и проводить дополнительные занятия. А новая система – ЕГЭ стрижет всех учеников под одну гребенку, будто чиновники и педагоги не понимают, что у нас пока не рождается сто процентов вундеркиндов. Да и смешно подвергать этим опытам детей в наше окаянное, нестабильное время, когда семьи школьников живут неодинаково. Одних учеников возят в школу и из школы на автомобиле, другие приходят в школу в скромной одежде и иногда голодными. Так что, прежде чем совершать и проводить эксперименты-опыты, надо чиновникам и правительству сделать стабильной жизнь в России, покончить с безработицей, преступностью, сделать так, чтобы нынешние дети не испытывали неравенства. Были сыты, одеты, обуты и еще немаловажно то, чтобы в школах ввели единую форму одежды. А главное, и это самое важное: обучение в школах и в ВУЗах должно быть бесплатным! В платных ВУЗах просто покупают дипломы! Оттого у нас в стране и творятся безобразия. Потому что сидит в кресле руководитель с красным дипломом, получает зарплату с четырьмя нулями, а дело не движется. Мое поколение 1934 года рождения в детстве испытало все: голод, холод, слезы матерей, шатающихся от голода учителей и их благороднейший труд. Еще раз не могу не сказать слова благодарности в адрес первой учительницы – Анастасии Прокопьевны, благодаря которой, наверно, до сих пор занимаюсь творчеством. Уважаемые учителя, дорогие труженики образования Шебалинского района, поздравляю Вас с днем учителя! Дай Вам Бог здоровья! Пусть ваши ученики помнят о Вас с уважением через много, много лет. Всех работников детских садов района также желаю всего доброго и низкий поклон Вам за самый ответственейший труд! В. Третьяков, с. Барагаш