У подавляющего большинства прихожан есть дети. К семи годам наступает момент в жизни ребенка и его родителей подготовки к первой исповеди. И вот тут едва ли не главный вопрос - как не навредить ребенку, помогая ему готовиться к исповеди. Постараемся ответить на этот вопрос. Исповедь – одно из семи Таинств Православной Церкви, и все самое главное уже сказано о ней в Священном Писании, Священном Предании и духоносных творениях святых отцов. Но у каждой эпохи есть и свои отличительные черты. Особенность нашего времени в том, что долгий период атеизма лишил людей возможности накопления духовного опыта. У большинства из нас детство и юность прошли вне Церкви, и поэтому мы часто ошибаемся, давай советы другим. Особенно опасно, когда из-за наших ошибок страдают дети. Немаловажно и то, как организовать день первой исповеди, учитывая психофизиологические особенности возраста. Как мама четырех детей посоветовала бы обязательно устроить праздник под названием «Первая исповедь». Для ребенка боязно впервые подойти к батюшке и раскрыть себя. А когда он видит улыбку на мамином лице и радость, исходящую от папы, то и его отношение будет соответствующим. После литургии – поход в кафе или кофейню, угощение любимым лакомством. Нам, родителям, особенно в период неофитства, не надо забывать, что православные, кроме того, что для них главное – духовная составляющая, еще и просто люди, которым не чужды земные радости. Особенно это касается детей. В заключение праздника – подарок. И желательно тот, который ребенку запомнится. Так вот, дорогие родители, на следующую исповедь ваше чадо будет «лететь на крыльях»! Теперь поговорим о подготовке к исповеди и причащению. К семи годам все дети способны держать пост один день, как это традиционно принято в Русской Православной Церкви, если батюшка не рекомендует готовиться как-то иначе. Причем с четким пониманием, что это делается ради Бога. А вот удержать внимание и ум в молитве на протяжении всего Покаянного молебна семилетка пока не состоянии. В наше время многие родители как можно раньше стараются своих детей заставить как можно больше молиться. И отвращение к молитве возникает в удивительно быстрые сроки. Один замечательный старец, прямо писал по этому случаю уже большому ребенку: "Не нужно столько молитв тебе читать, читай только "Отче наш" и "Богородице Дево, радуйся", а больше ничего не читай, больше ничего не нужно". Каким бы маленьким не казался нам наш ребеночек, побеседовать с ним о сущности греха необходимо. Пусть нам не кажется, что это сложно, ведь грех – это то, за что обличает совесть. Дети всегда смогут вспомнить, за что им было стыдно. Легко донести до сознания маленького человека, что такими поступками и словами мы раним Самого Господа, а ведь Он нас так любит! На такое вразумление хорошо откликается чуткое детское сердце. Хорошо бы записать на листочек грехи, даже взрослые от волнения могут позабыть упомянуть тот или иной грех, а тем более ребенок. Записать можно самостоятельно или при помощи взрослых. Думаю, сложнее будет раскрыть своему чаду понятие покаяния. «Покаяние» - в переводе с греческого - «обращение, изменение образа мыслей и жизни». Об этом и не все взрослые знают, к сожалению. Но, переложив столь важное и основополагающее духовное понятие на «детский язык», можно справиться и с этой задачей. Хорошим подспорьем для родителей в христианском воспитании могут стать труды аввы Дорофея. Все, что написано в его поучениях для взрослых, можно пересказывать и детям, даже самым маленьким. Эта замечательная книга душеполезных поучений необходима любому педагогу или родителю. В ней есть главы поучения "О том, что не должно лгать", "О том, чтобы не судить ближнего", "О совести", "О смиренномудрии"... Все это – составляющие воспитательного процесса. Эти духовные понятия должны быть преподаны ребенку родителями в самом раннем возрасте. Как уже говорилось, не имея собственного опыта исповеди в детстве, мы подвержены ряду ошибок, из-за которых можем даже навредить своим детям. Вот что рассказывает священник Георгий Романенко: «К исповеди подходит отрок лет десяти, достает из кармана аккуратно сложенную записочку и начинает читать свои грехи: "Гордыня, тщеславие, нет любви к Богу... не сижу на месте, с утра до ночи смотрю телевизор...". Чувствуете, кто стоит за этой исповедью? Конечно, мама. Это мама написала за сына его грехи. Кстати, если оглянуться, то можно увидеть и саму маму. Она стоит неподалеку, за его спиной и наслаждается тем, как ребенок аккуратно и хорошо вычитывает грехи, ею же написанные. Конечно, почерк-то детский, но написано все с ее слов. После того как ребенок закончил читать, я попросил у него записочку и, разорвав, сказал: "Все это написала твоя мама". – "Да нет, батюшка, я сам написал", – возразил мне ребенок. – "Написал ты, конечно, сам, но диктовала тебе мама". – "Да, это правда", – ответил он. "А теперь скажи мне, Саша [имя изменено], были ли у тебя какие-то плохие дела? (Значение слова "плохо" он понимает.) Что тебе подсказывает твое маленькое сердце? Скажи то, что можешь сказать, а если стесняешься, так и скажи: "Стесняюсь сказать словами, но сожалею о сделанном". И мальчик стал перечислять совсем простые грехи: уронил, разбил. Куда-то подевались сразу и гордыня, и тщеславие, и отсутствие любви к Богу. Мальчик каялся в том, что не помогал маме, огрызался... Вот почему я хотел бы обратиться с просьбой к родителям маленьких детей: "Дорогие папочки и мамочки, когда вы пытаетесь помочь ребенку подготовиться к исповеди, не забывайте, что он просто в силу возраста многого не понимает». Особенность детской исповеди (если исповедь действительно детская, а не материнская) как раз в том и состоит, что она непосредственна, искренна и правдива, и если мы будем это поддерживать, то ребенок, исповедуясь, будет меняться. И еще нельзя говорить священнику о том, какие у ребенка грехи, ему это просто не нужно. И, конечно, ни в коем случае нельзя подходить к священнику после исповеди и спрашивать: "А он вам про это сказал? А про это?". После подобных бесед у ребенка будет потеряно всякое доверие к духовнику. Взрослые часто считают, что Таинство исповеди можно использовать как инструмент воспитания детей, но это неправильно. Такие родители не понимают самой природы исповеди. В определенном смысле исповедь – это действительно инструмент воспитания, только он принадлежит Богу. Практически на каждой службе мы наблюдаем, как по храму бегают малыши, шумят, не дают услышать слова молитвы. Мамы хотят молиться Богу, а детей некуда деть. Поэтому они приходят в церковь с детьми, здесь отпускают их, а сами молятся. И думают, что детьми должен заниматься кто-то другой. Дети бегают по храму, вокруг церкви, безобразничают, дерутся в самом храме. В результате получается атеистическое воспитание. Как считает один священник, такие дети легко вырастут революционерами, атеистами, людьми безнравственными, потому что у них убито чувство святыни и благоговения. По этому поводу в своей книге «Покаяние, исповедь, духовное руководство» протоиерей Владимир Воробьев приводит очень поучительный пример: «Я прекрасно помню одну знакомую моей матери из близкой церковной семьи, у которой было много детей. И помню, что она своих детей с самого детства водила в церковь. Но как? Она приводила детей обычно к моменту причастия, или совсем незадолго до причастия. Они входили в церковь, где они должны были вести себя абсолютно благоговейно, там нужно было на цыпочках пройти, сложивши ручки, причаститься и сразу из церкви уходить. Она не давала им в церкви ни одного поворота головы сделать, ни одного слова сказать. Это святыня, это святая святых. Вот это она прививала своим детям, и они все выросли глубоко верующими людьми». Есть еще один педагогический прием, который можно использовать во благо нашим детям. Нужно так повернуть жизнь детей, чтобы они свою церковную жизнь заслужили. Нужно как-то потрудиться для того, чтобы было можно пойти в церковь. Ведь как часто бывает, ребенок в церковь идти не хочет, но мама хватает его за руку и тянет его за собой: – Нет, пойдешь в церковь! Он говорит: – Я не хочу причащаться. – Нет, ты будешь причащаться! И вызывает этим уже полное отвращение ко всему церковному. А должно быть как раз наоборот. Ребенок говорит: – Я хочу причащаться! А мать говорит: – Нет, ты не будешь причащаться, ты не готов, ты плохо вел себя эту неделю. Он говорит: – Я хочу поисповедоваться. А она говорит: – Нет, я тебе не позволяю, ты не можешь идти в церковь, ты должен это заслужить. Примерно так, хотя готовых рецептов в нашей жизни не бывает, и что подходит одному ребенку, совсем не подойдет к другому. Родительская интуиция подскажет… Церковная жизнь и исповедь должны стать для ребенка желанными, чтобы ребенок общение со своим духовным отцом воспринимал как нечто очень-очень для него важное, радостное и труднодостижимое, очень долгожданное. О воспитании детей добрыми христианами молятся тем святым родителям, которые сумели воспитать чад своих в верности ко Христу: родителям преподобного Сергия – преподобным Кириллу и Марии; матери юных дев-мучениц Веры, Надежды и Любови – святой мученице Софии; матери блаженного Августина, святителя Иппонийского – святой Монике. Елена Зарова